Митинговать будем по-новому?
Министерство юстиции России может вернуться к обсуждению законопроекта правительства, который смягчает наказание за нарушения при проведении митингов и демонстраций, а также снижает ответственность за вред, причиненный участникам массовых мероприятий. Кроме того, будут конкретизированы требования к так называемым «гайд-паркам» – специально отведенным местам для проведения массовых мероприятий вроде митингов и публичных дискуссий.
Краткая история вопроса
Напомним, что после выборов в Госдуму шестого созыва, состоявшихся в декабре 2011 года, последовала волна выступлений против их итогов. Власть отреагировала быстро. В результате были ужесточены штрафы для участников и организаторов мероприятий, закончившихся беспорядками. Однако оппозиция с этим не согласилась и обратилась в Конституционный суд (КС) Российской Федерации.
Высший судебный орган страны вопрос рассмотрел и в 2013 году вынес соответствующее постановление. В нем КС РФ счел чрезмерно высокими штрафы за нарушение законодательства о митингах, а также потребовал изменить норму о назначении обязательных работ за нарушения даже по формальным поводам. Также судьи решили, что установленный минимальный размер штрафов для граждан — от 10 тыс. рублей — не учитывает характер правонарушения и имущественное положение человека. Кроме того, КС обратил внимание на то, что уголовная ответственность не должна наступать даже за неоднократные — в течение полугода — нарушения при организации публичных мероприятий в случае, если они не повлекли за собой реальную угрозу общественному порядку и не причинили вред, а были противоправными сугубо формально.
Что предлагает кабинет министров?
В том же 2013 году Правительство России внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, призванный исполнить принятые Конституционным судом решения. Кабинет министров предложил исключить наказание в виде обязательных работ для виновных в сугубо формальном нарушении правил организации митингов. То есть, если в результате таких нарушений не последовало ущерба и не было пострадавших. Еще один важный аспект проекта закона касался определения границ ответственности организаторов публичных мероприятий, нарушивших правила их проведения, если в результате беспорядков пострадали граждане или их имущество. Согласно законопроекту, организатор обязан компенсировать вред, если такие последствия возникли в результате его противоправных действий. Сейчас же по действующему законодательству он обязан возместить ущерб «вне зависимости от проявления им надлежащей заботы о поддержании общественного порядка и отсутствия его вины». Еще одна новация, предложенная в правительственном законопроекте, касается установления конкретных требований к так называемым «гайд-паркам», где граждане могли бы собираться на публичные мероприятия. Предлагалось установить возможность проведения публичных мероприятий в любом, даже самом маленьком, поселении.
А воз и ныне там
Этот законопроект Госдума приняла в первом чтении в декабре 2013 года и с тех пор к нему не возвращалась. Однако суды всё же получили возможность назначать для граждан меньшее наказание, чем предусмотрено в соответствующей статье Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Причем это касается не только «митинговых» статей, но и других, если предусмотренный по ним штраф больше 10 тыс. рублей. Для этого в конце 2014 года Госдума внесла необходимые поправки в КоАП. Остальные предложения правительства, направленные на исполнение постановления КС, так и не были учтены. И это при том, что решения Конституционного суда являются окончательными и обязательными к исполнению.
Лед тронулся?
Новый, седьмой созыв Государственной Думы, похоже, намерен вернуть уважение к решениям Конституционного суда, и рассмотреть необходимые поправки в закон о митингах уже в этом году. По мнению экспертов, соответствующее законодательство в России в целом сформировалось и соответствует аналогам цивилизованных стран. В том числе в части определения ответственности организаторов и участников митингов в связи с той общественной опасностью, которую представляют стихийные демонстрации, нередко перерастающие в массовые беспорядки. Вместе с тем единства мнений о степени жесткости закона так и не сложилось. Однако некоторые специалисты настаивают на том, что в нем лучше вообще убрать нижнюю границу санкций, чтобы суд мог сам принимать решения, исходя из обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к ответственности.
Как бы там ни было, тренд на смягчение законодательства о митингах существует. Это значит, что возможность выразить свое мнение по тому или иному поводу на улице станет более доступна и менее накладна для кошелька или свободы, если что-то пойдет не так. Важно другое – чтобы граждане восприняли эти послабления адекватно, а не как некий сигнал ко вседозволенности, бессмысленной и беспощадной. Будем надеяться, что в пылу митинговых страстей здравый смысл нас не покинет. Пример Украины еще слишком свеж и ужасающе нагляден.