На крутых виражах от Якутска до Полюса холода!
На самом деле старт ралли-рейду был дан не с площади Орджоникидзе, а с выезда из села Нижний Бестях. На площади были лишь торжественные проводы. А вот уже в Нижнем Бестяхе собрались все участники автопробега: 12 экипажей из трех команд по четыре автомобиля из автоклуба «Мамонт», команды предпринимателей Якутска и команды администрации нашего города. Впрочем, автомобилей в автопробеге было куда больше. Это солидная судейская бригада, чьи машины стояли по всем промежуточным участкам трассы. Автотранспорт из «Службы спасения» с медиками и профессиональными спасателями МЧС, многочисленный пул прессы, включая отдельный автомобиль с тележурналистами из «Russia Today» –самого популярного и скандального в мире англоязычного информационного канала, представляющего российскую точку зрения на события, происходящие в России и за рубежом. Плюс в колонне ехали автомобили с артистами на фестиваль «Полюс Холода» в Оймяконском районе и просто желающими проверить своих железных коней и мастерство вождения вне зачета. Всего набралось 28 автомобилей. За рулем автомобилей в качестве кураторов соревнований лично выехали заместитель главы Якутска Петр Ефремов, первый зам. председателя Якутской городской Думы Павел Петров и один из организаторов и идейных вдохновителей ралли депутат Виктор Федоров.
Что такое ралли?
Я, как дилетант, полагал, что ралли - это когда сел в машину да как дал по газам, и только тебя и видели. Ничего подобного. Сейчас, по прошествию пяти дней проведенных в дороге, могу со всей ответственностью утверждать, что настоящее ралли от моих представлений отличалось, как кухонный дебош от профессионального матча боксеров...
Собственно, этот вид гонок отличается тем, что заезды главным образом прокладываются по автомобильным дорогам общего пользования, в формате «из пункта A в пункт B» с прохождением контрольных точек. Когда от одного спецучастка до другого раллисты передвигаются, соблюдая все правила дорожного движения и за строго определенный временной норматив. Что значит - никакой скорости. Если дана средняя скорость 60 км в час, будь добр ее не превышать и быть на месте секунда в секунду. А ведь были участки со скоростью и в 35 км в час... Так что, победа экипажа по большей части зависела даже не от водителя, а умеющего работать с калькулятором штурмана. Контроль движения автомобилей производился при помощи GPS навигаторов. Нарушения жестко карались штрафными очками вплоть до снятия машин с соревнований.
На максимальной скорости спортсмены ехали только на одном специально перекрытом для этого скоростном участке между Оймяконом и Томтором.
По сути, к таким правилам гонок были готовы только имеющие соревновательный опыт члены команды автоклуба «Мамонт». Остальные экипажи учились на собственных ошибках уже по ходу соревнований.
Проблема шлема
Мне повезло попасть в экипаж №3 депутата городского собрания Аяла Бурцева. Повезло в том смысле, что самому депутату, готовившемуся к соревнованиям, уже перед стартом по объективным причинам пришлось отказаться от поездки. Друзья депутата Гаврил Слепцов и Александр Лебедев, несмотря на потерю командира, с дистанции сходить не стали. А на освободившееся в машине место сел я.
На старте экипажам выдали по GPS, пошел отсчет «3-2-1-СТАРТ!». Взмах флажком, и мы рванули, правда, по-тихому, не более 60 км в час, через три района - Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Таттинский - к поселку Хандыга.
Что можно сказать о первом этапе. Дорога здесь прекрасная, пусть не асфальт, но отличная ухоженная зимняя грунтовка, ехать по которой на средней скорости 60 км в час на нашем автомобиле «Тойота Ланд Крузер 80» просто не серьезно. Впрочем, мы и не спешили, соперники у нас были серьезные, все на таких внедорожниках, среди которых даже «ТЛК 80» казалась скромной золушкой. «Нам победа не нужна, успокаивали себя вслух, главное участие...»
Первым неудобством оказались шлемы. По условиям гонки каждый член экипажа на протяжении всей трассы должен был быть в шлеме. Откровенно сказать, гнать десять часов кряду в гоночном шлеме - еще та пытка. Потеешь, как лошадь на пашне, ничего не слышишь, обзор не привычный, шея устает, головой нормально не покрутишь, еще и проезжающие смотрят на тебя из машин, как на редкого идиота. Причем, не у каждого в экипажах были правильные, со всеми полагающимися причиндалами, профессиональные гоночные шлемы. С микрофоном я видел только у депутата Виктора Федорова. А так, в экипажах были и такие: кто нашел мотоциклетный, кто велосипедный, а один товарищ даже хоккейный шлем...
Место, где кипит кровь
Выехали мы часам к 11 дня. Уже к семи вечера с одной короткой остановкой на перекус в Чурапче мы были на контрольной точке у въезда в Хандыгу. Здесь нас ждал первый неприятный сюрприз - на старте в Нижнем Бестяхе наш экипаж не обнулил GPS, что не стало большим минусом в нашу сторону. Хотя опоздали мы к точке только на 20 секунд. Штрафами облагались как за то, что ты опоздал, так и за то, что раньше пришел. В Хандыге экипажи поселили в общежитии горно-технологического техникума. Замечу, что у студентов весьма достойные комнаты, далеко не каждая гостиница может такими похвастаться...
Для общей информации вспомнил, что райцентр Томпонского района - поселок Хандыга, основан во времена ГУЛАГа на месте одноименного ручья. Название в вольном переводе звучит как «кровь бурлит». На этот счет имеется интересная версия. В этих местах заканчиваются величавые лесные равнины Якутии и начинаются крутые остроги Верхоянского хребта, и неспокойная кровь объясняется просто – здесь живут горячие северные горцы. Впрочем, не только северные, в центре Хандыги стоит магазин «Дагестан» с очень милыми южными продавщицами, которые, узнав, что у нас идут автогонки, грозились завести свои авто и обойти нас по трассе.
Ко второму этапу наш экипаж, наученный горьким опытом первого неудачного общения с навигационной системой, подошел уже серьезней: с расчетной таблицей скоростей по ходу трассы, калькулятором и карандашом.
Дорога на костях
Отсюда, с Хандыги, начинается один из самых сложных и опасных участков дорог России. Опасный, но, вместе с тем, невообразимо красивый. Можно всю жизнь ездить по центральной Якутии, но если ты не был на это дороге, ты ничего не понимаешь в северных трассах.
Горы здесь появляются издалека, как небольшое облачко на горизонте. Поначалу их даже не замечаешь. Пока они на очередном повороте вдруг не вырастают в кипящую темную грозовую тучу. Присматриваешься и понимаешь, что гор впереди много. Ты приближаешься к горам, как на поклон. Проникаясь все большим уважением. А горы, тем временем, начинают брать в кольцо. Нависать над тобой, давить своим непререкаемым авторитетом и величием, пугать отвесными скалами, опасными прижимами, петляющими поворотами. И вот нет уже привычных глазу якутских пасторальных алаасов с березками, вокруг другая красота: суровая, каменная и немногословная.
У трассы дурная слава. Аварии здесь, может, и не так часты, но если происходят, то, как минимум, на 50 процентов с летальным исходом. Поэтому здесь принято отдавать дань духам, чтобы они были благосклоннее к путникам.
Томпорукский перевал не объедешь, не обойдешь. Это стратегическая дорога. Ее били в сороковые годы заключенные. Кирками да лопатами пробиваясь через скалы. Ее до сих пор называют дорогой на костях. Для узников ГУЛАГа здесь был ад. Люди гибли, как мухи, сотнями. Пишут, что их даже не хоронили, а из соображений экономии топили в ближайших озерах. Здесь есть 666-й километр и арка, прорубленная в цельной скале, с названием «Чертовы ворота»....
Хотя, в целом, у здешних мест романтические названия - ручей «Разлука», подъем в гору «Аллея любви», здесь рядом стояли женский лагерь, для жен изменников родины, и мужской. Охраны в здешних местах особой не было - бежать некуда. Народная молва гласит, что на «Аллее любви» разлученные мужья и жены встречались, а у ручья, стало быть, прощались...
Я был на этой трассе четыре года назад. С тех пор здесь многое изменилось. В первую очередь опасные места. На трассе ведется масштабное дорожное строительство. Там, где зеки кирками отвоевывали у скал сантиметры, стоит мощная техника, и речь идет уже о десятках метров. По меркам местных, здесь строят целый автобан. Желтый и самый жуткий черный прижимы все такие же страшные, но уже не столь опасные. Дорога здесь стала существенно шире. А будет, судя по всему, на порядок лучше.
Томтор полярный
К Томтору подъезжаем ночью, по результатам этого этапа наша машина шестая. На следующий день в поселке открывается фестиваль «Полюс холода». Ралли - украшение этого фестиваля. В поселке еще никогда не было столько дорогих джипов и столько автомобилистов. Нас расселяют по гостиницам. Впереди еще два этапа - скоростной и джип-спринт «Снежный вихрь».
К обеду выезжаем в поселок Оймякон, с Томтором его соединяет короткая, в 48 км, проселочная дорога. По ней пройдет скоростной участок. Народ заметно на взводе. Штурманы фиксируют по GPS ямы, повороты и прочие опасные места. По словам бывалых, скоростной участок - это соревнование штурманов. Штурман будущего экипажа-победителя сделал для себя по трассе более 200 отметок. Насколько они ему были полезными при таких скоростях, уже другой вопрос, но, тем не менее, результат налицо.
Победили безжалостные
Машины стартуют на время с интервалом десять минут. Бесспорные фавориты гонки - ребята из команды «Мамонты». У них есть опыт таких гонок, они специально готовили свои машины к таким испытаниям. Первым номером стартует «Эскудо» экипажа «Мамонтов» Градинара и Кузьмина. Эта машина и должна была, по большому счету, взять победу. Именно она показала самую высокую скорость на отрезках трассы. Но Градинар допустил тактическую ошибку: перед выездом он, посчитав трассу достаточно ровной, разгрузил свою машину для большей скорости. И ошибся, проселочная дорога оказалась сплошь в ямах. Его и без того легкий «Эскудо» кидало как волейбольный мяч. На одной из ям переднюю стойку машины от удара согнуло чуть ли не вдвое, саму машину развернуло. Даже при этом, потеряв драгоценное время, с хромой стойкой экипаж Градинара пришел со вторым результатом - 28 минут 54 сек. Первое место с результатом 28 минут 37 сек. взял также экипаж «Мамонтов» Шабаева и Филипова на «Нисане Патроле». Третье место у команды предпринимателей Виктора Федорова на «Ланд Крузере». Народ в Томторе был в полном восторге и в первую очередь от водителя Градинара, то, что он сделал на трассе, можно считать спортивным подвигом. Наша машина под №3 пришла посередине. Можно было и быстрее, но знали бы вы, как жалко, нет, не себя, машину на такой дороге. А лидеры даже не выходили, вываливались из машин, а потом прыгали как дети, счастливые от радости.
«Снежный вихрь»
Последний этап снежный джип-спринт проходил на следующий день. Это такой рывок на сто метров по снежной целине озера у села Томтор. Снега там было по пояс. Снежный джип-спринт был открытым соревнованием, в нем мог принять участие любой желающий. Мужики из деревень приехали заранее, оценив наших железных коней, скидывались по тысяче рублей, азартно делали свои ставки. Понятно, что целина - это больше удел тяжелых аппаратов. Но на наш экипаж №3 не поставил никто... Раздался выстрел стартового пистолета, и пошло по полным газам, на силу, на тягу двигателей, на удачу и умение водителей. Первой вырвалась «ТЛК 110» из Томтора, бензиновый двигатель «Крузака» просто порвал все остальные машины, оставив их позади. А вот второй машиной пришел наш автомобиль «ТЛК80» с Александром Лебедевым и Гаврилом Слепцовым, третьим тоже совершенно неожиданно приехал УАЗ-буханка одного из судей соревнований, заядлого джипера Антона Константинова со своим надежным штурманом.
Как полопаешь, так и поработаешь
В общей сложности, машины прошли по северным дорогам ни много ни мало более 1800 километров пути. Чтобы принять участие в ралли мужики брали у себя на работе отпуска за свой счет, скидывались на бензин деньгами. В общем, тратили свои деньги и время. Последнее заняло пять дней. Выехали мы в четверг утром, а приехали к вечеру понедельника.
Мы, журналисты, народ разбалованный, как те ревизоры, привыкли, в некотором роде, к командировочной халяве, когда принимающая сторона если не нальет, то хотя бы накормит и спать положит бесплатно. Кому-то из коллег на празднике может халява и улыбнулась, но мне, как члену экипажа, пришлось платить за все на общих основаниях. С собой я взял чуть больше двух тысяч и осознал эту ошибку уже в Хандыге. Самая дешевая и вкусная столовая в пути называлась «Быйанг». Это село Чурапча. Макароны с котлетой и борщ, в котором щедро плавало мясо, стоили 138 рублей. Вкуснятина!
В Хандыге команду завели в какую-то столовую с баром, покормили таким же набором, но стоило это уже 400 рублей. После ужина у меня осталось стойкое впечатление, что меня обманули. Столовая Томтора не блистала изысками. Одно блюдо, что первое, что второе, стоило 130 рублей. К супу я не притронулся, так как его отговорили пробовать, но макароны по-флотски показались мне сытными, вкусными. Так что, свои припасы и примус приветствуются как средство экономии и здорового питания.
Нас туризмом не испортишь
Вообще, я заметил, что Томтор, как «Полюс холода», значительно вырос в понимании сути туристического бизнеса. Если раньше глава поселка мог бегать по своей вотчине и уговаривать принять гостей на ночлег. То сегодня таких проблем нет. За определенную плату порядка 2- 2.5 тысяч рублей тебя поселят в гостинице с сауной, телевизором и спутниковой тарелкой. Дешевле всех, за триста рублей, принимает ДЮСШ с борцовскими матами вместо кроватей, но с чистым постельным бельем. И самое главное - теплым туалетом и бесплатным душем. А хочешь в сауну - доплати тысячу и радуйся цивилизации. Советую при выборе места ночлега обязательно интересоваться условиями. Девушек из СМИ разместили за полторы тысячи в местной больнице, и там им показалось не ахти. На следующий день они перебрались в ДЮСШ. В целом, у меня сложилось впечатление, что в Томторе могут разместить любое количество гостей. В крайнем случае, вас отправят в соседний Оймякон или село Ючюгей, где есть такая фишка, как «чумовая ночь». Отдельные коллеги попробовали и признали ночь в оленеводческом чуме редким по своей силе экстримом...
Также здесь вырос целый туристический комплекс, стилизованное под старину здание, где кормят по рецептам самого Тарбахова. Праздники в Томторе проводят с размахом. На самом фестивале выступали не только артисты из Якутска, но и местные самодеятельные коллективы. Шикарную восточную программу «танцев живота» показали гастролеры из города Иркутска. Каким образом они попали на «Полюс холода», для меня оказалось загадкой, но львиную долю аплодисментов местного населения срывали именно они. Не смотря на то, что коммерческий туризм здесь все сильнее закрепляет позиции, сами сельчане все такие же добрые, приветливые и участливые. Вас легко могут пригласить к своему столу, накормить до отвала вкусностями, естественно не взяв за это ни копейки. Люди охотно фотографируются, объясняют, как и куда проехать. На местной ночной дискотеке если кто-то случайно наступил на ногу, как-то мило по деревенский извиняются, выставляют свою ногу, мол, наступи и ты мне, что бы ни поссориться.
Кто исполняет мечты?
Ралли на призы Главы города Якутска прошло под патронажем администрации и городской Думы нашей столицы и, по признанию судейского корпуса и федерации автоспорта республики, стало первым масштабным опытом проведения такого рода соревнований и огромным сюрпризом для Оймяконского района, как наглядный пример плодотворного межмуниципального сотрудничества. Глава Оймяконского улуса Михаил Захаров лично выразил признательность администрации города Якутска и городской Думе, отметив, что ралли украсило традиционный праздник. Председатель Федерации автомобильно-мотоциклетного спорта Республики Саха (Якутия), президент Якутского внедорожного клуба «Мамонт» Дмитрий Хватов, подводя итоги ралли, сказал, что для него мечта, чтобы ралли «Полюс Холода» стало для Якутска традиционным. Дмитрия Хватова можно поздравить, городская администрация и депутаты решили, что соревнования получились, и данный положительный опыт стоит продолжить. Отныне ралли на кубок Главы г. Якутска будет проходить ежегодно. И в следующем году стоит ожидать еще более горячих схваток на северной трассе.
По заслугам и награда!
По общим итогам ралли I место выиграл экипаж под номером 4: Георгий Иванов, Евгений Рожин, Александр Андросов и Игорь Голоков (команда клуба «Мамонт»). Второе место заняла команда предпринимателей в лице Николая Сизых и Виктора Федорова. Третье место у экипажа под номером 11, клуб «Мамонт», в лице Cергея Шабаева и Максима Филиппова.
- Общий призовой фонд составил 170 т.р. (ценные призы от главы ГО г. “Якутск ” на сумму 150 т.р. за 1,2,3 место в личном зачете).
Отдельные призы предоставил филиал компании «Yokohama». Дополнительным бонусом для спортсменов стало участие в праздновании фестиваля «Полюс Холода» в селе Томтор и Дня оленевода в селе Ючюгей.