На низком старте
Российская политическая система вынуждена приспосабливаться к новым вызовам, которые могут сказаться на результатах выборов в Госдуму. Это и проблемы в экономике, вызванные беспрецедентным политическим и санкционным давлением со стороны Запада, снизившие уровень жизни граждан, и попытки несистемной оппозиции «раскачать» на этом фоне внутриполитическую ситуацию, и возврат к смешанной системе выборов. Все это накладывает отпечаток на подготовку претендентов на представительство в парламенте к единому дню голосования. И хотя формальные процедуры – съезды партий, где они определятся со своими кандидатами – еще только предстоят, уже можно говорить, что основные игроки находятся на «низком старте» предвыборной гонки.
Под именем Путина
Основной политической силой, на которую опирается глава государства, давно считалась «Единая Россия». Но с появлением Общероссийского народного фронта (ОНФ) эта монополия была утрачена. И сегодня ЕР приходится учитывать реалии, устанавливая планку будущих достижений на предстоящих выборах. Кремль вряд ли будет «дотягивать» партию до прежних результатов: слишком высоки риски злоупотреблений административным ресурсом, а значит и сомнительности самой избирательной кампании, и ее итогов. Напротив, с подачи Администрации Президента РФ в политический лексикон прочно вошло словосочетание «кол-фактор», как один из основных критериев оценки выборов. Что означает конкурентность, открытость и легитимность избирательного процесса.
Компенсировать снижение партийного представительства «ЕР» в парламенте планирует за счет одномандатников, в том числе членов ОНФ. «Единороссы» смогут провести в мажоритарных округах порядка 180-190 человек. Нынешние выборы проводятся по схеме 2003 года. Тогда «Единая Россия» получила 120 мандатов по партийным спискам (37%) и 102 мандата в округах. Но в итоге она сумела получить конституционное большинство, сформировав фракцию из 304 депутатов. В основном, за счет тех, кто шел на выборы самовыдвиженцами.
В отличие от выборов 2003 года пропутинские силы будут строиться по матрёшечному принципу. Ядром станет «Единая Россия», а оболочкой – ОНФ, чьи кандидаты смогут позиционировать себя умеренной оппозицией по отношению к правительству. Но и «Единая Россия», и ОНФ сохранят пропрезидентский статус. Однако на «партию власти» и правительство лягут все политические риски проведения антикризисной политики. Это значит, что ответственность за антикризисную политику «ЕР» существенно увеличится, и ей будет сложнее критиковать кабинет министров. А Владимир ПУТИН сможет остаться над политической схваткой.
Левые в ожидании протестов
Основным соперником «Единой России» на предстоящих выборах станут не либералы, растерявшие свои позиции, а КПРФ. Критиковать «ЕР» во время кампании будут все участники, но сами «единороссы», похоже, сосредоточатся на коммунистах. Ведь именно они больше всех могут выиграть, благодаря кризису и популистской риторике. Тем более что КПРФ активно готовится использовать возможный рост протестных настроений. Во внешней политике коммунисты остаются союзниками Кремля. Но во внутренней – усиливают критику нынешней экономической политики, называя ее продолжением линии Гайдара и Чубайса. Геннадий ЗЮГАНОВ обвинил правительство в формировании «бюджета-обрубка», сокращении социально значимых расходов. При этом лидер КПРФ предлагает «левый поворот»: ввести госконтроль над банковской системой и валютными операциями, национализировать ТЭК и другие ведущие отрасли, перейти к плановой экономике. И чем ближе выборы, тем активнее коммунисты демонстрируют свою «самость», отличие от остальных парламентских партий.
Активизируется и «Справедливая Россия». «Эсеры» выпустили политический манифест с ультиматумом Дмитрию МЕДВЕДЕВУ: «Действуй или уходи», и обещают собрать 10 млн. подписей за отставку премьера. Даже случившуюся накануне отставку своего единственного губернатора Константина ИЛЬКОВСКОГО (Забайкальский край) «СР» наверняка постарается использовать в свою пользу, обвинив правительство в системных «грехах», вроде несвоевременного и недостаточного финансирования региональных социально-экономических программ. Сами же эсеры ставят перед собой явно невыполнимую задачу занять второе место по партийным спискам, обогнав КПРФ и потеснив «ЕР».
Своего увесистого слова, от которого не поздоровится ни коммунистам, ни эсерам, ни всем остальным, пока еще не сказала ЛДПР устами своего лидера Владимира ЖИРИНОВСКОГО. Его зажигательная, порой эпатажная, но во многом здравая риторика в нынешних социально-экономических условиях вполне способна «отщипнуть» ощутимую долю протестного электората. К тому же, либерал-демократы не хуже коммунистов и явно лучше эсеров умеют работать именно с протестными настроениями в обществе. Достаточно вспомнить смутный 1993 год, когда «СР» еще не было и в помине, а ЛДПР получила без малого четверть мест в российском парламенте. Конечно, с тех пор многое изменилось, но столь искушенных политических игроков, как ЛДПР и ее бессменный лидер, еще надо поискать.
О чем говорят цифры
По данным последнего опроса «Левада-центра», который сложно заподозрить в симпатиях к власти, сегодня предвыборный расклад таков. Участвовать в выборах депутатов Госдумы планируют более 50% опрошенных: 21% респондентов «совершенно точно» намерены голосовать, 30% – «скорее всего». При этом 11% респондентов точно голосовать не пойдут, 10% – сомневаются, 24% – не знают. А вот если бы парламентские выборы были в ближайшее воскресенье, то «Единую Россию» поддержали бы 39% россиян в целом и 65% тех, кто готов голосовать и определился с выбором. За КПРФ бы отдали 10% и 16% голосов, соответственно. За ЛДПР – 5% и 8% соответственно. За «эсеров» готовы голосовать 3% россиян в целом, и 5% из тех, кто определился. Все остальные могут рассчитывать на поддержку двух и менее процентов избирателей, что ниже уровня статистической погрешности.