Начальник УФСИН рассказал о жизни якутских колоний
Начальником Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Саха (Якутия) с ноября прошлого года назначен полковник внутренней службы Владислав Владимирович Дзюба, человек новый не только на этой должности, но и в республике.
СПРАВКА "ЭС"
Владислав Владимирович Дзюба родился в 1975 году в селе Старый Акульшет Тайшетского района Иркутской области. Окончил Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище, Академию права и управления ФСИН России. Службу в уголовно-исполнительной системе проходил на различных должностях Иркутской и Сахалинской областей. До назначения начальником УФСИН России по Республике Саха (Якутия) работал заместителем начальника УФСИН России по Сахалинской области. За отличную службу имеет ведомственные медали и знаки. Женат. Воспитывает троих детей.
Уголовные наказания стали мягче
- Владислав Владимирович, сколько на сегодняшний день находится людей в стенах шести колоний республики и двух следственных изоляторов - в Якутске и Ленске?
- 4200 человек.
- Помнится, раньше было больше. Люди стали законопослушнее?
- Так не скажешь, но в сравнении с 2013 годом уменьшение числа осужденных произошло на два процента. Первая причина - в гуманизациии уголовных наказаний. То есть реальные сроки оступившимся заменяются альтернативными мерами наказания, к примеру, это касается несовершеннолетних или беременных женщин. Вторая – в том, что в Республике Саха (Якутия) нет учреждений для содержания женщин, тех же несовершеннолетних, бывших работников судов и правоохранительных органов, осужденных для пожизненного заключения, поэтому все они направляются в другие регионы. К примеру, в 2014 году 210 человек этапированы за пределы республики.
4200 человек отбывают наказания в шести колониях и изоляторах Якутска и Ленска
- Каковы сейчас основные виды преступлений, за которые человек получает срок?
- Как ни печально это констатировать, но в последнее время стали превалировать тяжкие и особо тяжкие преступления. Почти 50% сидельцев наказаны именно за это. 40% из них - за умышленные убийства.
Безработица в улусах толкает на преступления
- Народ стал злой и жестокий. А если нарисовать собирательный портрет осужденного, то это...
- ...молодой человек от 25 до 35 лет, которому самое время реализоваться в жизни, получать образование, жениться и воспитывать детей. 60% из них –неработающие, из улусов.
- И причина, конечно, социально-экономическая?
- Да. Безработица. Невостребованный человек легко идет на тяжкие преступления, разбой, грабеж, кражи.
- Не очень хорошо они ведут себя и в колониях. Только за 2014 год сотрудниками предотвращено 156 преступных намерений. Какого плана были эти намерения?
- Это покушения на побег, дезорганизация деятельности администрации учреждений, нанесение телесных повреждений, мошенничество и тому подобное.
- В прошлом году «развенчаны» восемь авторитетов? Что это значит?
- Это значит провести с ним работу, в результате которой он понимает, что надо жить согласно режиму учреждения, жить позитивно, ходить на работу.
Портрет осужденного – молодой человек 25-35 лет, безработный из улуса
- Вот, Владислав Владимирович, есть у вас ЛИУ-5, лечебно-исправительное учреждение, где содержатся больные туберкулезом, а жилые и прочие помещения там деревянные, неизвестно когда построенные. Будет ли что-то там отремонтировано? Я уж не говорю о новых постройках.
- Не только там, но и по другим колониям у нас есть и реализуется программа улучшения условий содержания контингента. В ЛИУ-5 сейчас идет ремонт столовой, намечена и утверждена программа капитального ремонта всех помещений. В ИК-7 будет построен банно-прачечный комбинат. Кризис коснулся и нас: на 10% секвестрирован бюджет, но буквально на днях я еду на коллегию ФСИН России и буду там добиваться дополнительного финансирования.
- Кстати, на каком уровне медобслуживание в целом?
- Во всех восьми учреждениях есть филиалы медсанчасти-14, где больные осужденные получают неотложную медицинскую, амбулаторную и стационарную помощь, лабораторную диагностику. Медоборудование современное, оно закупается ФСИН России. Нет только аппаратов МРТ и КТ, но медчасти работают по договорам с республиканскими больницами № 1 и № 2, а также с другими больницами узкой специальности – офтальмологической клиникой, онкодиспансером, Центром по профилактике СПИД, институтом «Фтизиатрия».
Из тюрьмы – на реабилитацию
- Колония призвана исправлять человека, ставить на путь истинный, человек понес наказание, за ним, наконец, закрылись двери заключения... А общество его с клеймом осужденного не принимает. Как ему быть?
- В России есть положительные примеры для решения этого трудного вопроса. В Башкортостане работает закон о реабилитации лиц, освободившихся из мест заключения. Некоммерческие и религиозные организации создали там небольшую площадку для обкатки этого вопроса. Они дают, если человеку некуда деваться, приют на один месяц, место жительства, питание, работу. Далее вопрос выносится на республиканский уровень с предложениями грантовых позиций к структурам, которые могли бы этим заняться. В некоторых регионах существуют социальные гостиницы, которые в перспективе станут реабилитационными центрами. В Якутии работает Закон «О квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из мест заключения». На сегодняшний день по этому закону трудоустроены более 500 человек.
- А если человек сидит долго, отвык работать, тем более что и на зонах работы нет?
- Это тоже насущная проблема. Но в России входит в жизнь система более плотной и качественной работы со спецконтингентом. В пяти территориальных органах запущен пилотный проект создания Центров исправления осужденных исправительных учреждений ФСИН России, к которому в недалеком будущем подключимся и мы. И, скорее всего, это будет на базе ИК-3 в Верхнем Бестяхе. Будет выглядеть это так. С осужденными ежедневно по плану будет работать не только начальник отряда, но и оперативник, воспитатель, психолог, инженер по трудозанятости. Суть данной работы будет заключаться в обеспечении индивидуального, адресного использования основных средств исправления, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Запущен пилотный проект создания Центров исправления осужденных.
- Однако это потребует увеличения личного состава. Как этого добиться при секвестрированном бюджете?
- Этого можно добиться путем перераспределения обязанностей, на помощь придут и инженерно-технические средства.
- Хорошо. Работаете по новому пилотному проекту, а чем конкретно займете контингент?
- Можно занять, к примеру, ландшафтным дизайном, создать свое внутреннее кабельное телевидение, где освещались бы положительные стороны жизни колонии. Люди могли бы поздравлять друг друга с праздниками, днем рождения, пропагандировался бы позитивный опыт тех, кто занят трудом. Думаю, к осени этого года это будет.
- Кафе в «семерке» создано по этому проекту?
- Нет, это другое, но цель одна – улучшение условий содержания. Это как дополнительное питание.
Ищем работу. Безделье не предлагать!
- А работы нет в колониях...
- Нет и волшебной палочки, чтобы она сразу появилась. Но работаем в этом направлении. Сегодня из двух с половиной тысяч человек, подлежащих трудоустройству, работает 701. Это мало, но работают. В скором времени количество работающих должно увеличиться за счет уже подписанных контрактов по изготовлению строительных блоков. Их мы должны произвести на 11, 5 млн рублей. Рабочие руки понадобятся для монтажа оборудования по изготовлению арочных конструкций, блоков отопления из прессованной древесины – пилетов. Думаем также открыть точки по дополнительному питанию во всех колониях, где осужденные сами бы готовили и продавали еду.
Для расширения рынка труда провели работу с администрациями местных самоуправлений, руководителями больниц, детсадов, которым нужны спальные мешки, постельное белье – так расширится швейное производство.
При колониях планируется открывать точки общепита, где будут и работать, и питаться сами осужденные за деньги.
Существует постановление Правительства РФ от 2012 года о том, что госзаказы система УИС должна получать без проведения аукционов и торгов. Это наш основной документ, так как трудозанятость осужденных – подготовка к освобождению, метод социализации.
При этом, отбывая срок, осужденный у нас может получить образование, окончить среднюю школу, получить рабочую специальность – за год в среднем обучаются до тысячи человек. Получают они и высшее образование. В этом году таких восемь человек.
Умение приходит через трудности
- Владислав Владимирович, известно, что сотрудники УИС обеспечены теперь высокой зарплатой, как и сотрудники МВД. Отпуска, санатории, денежное довольствие, обучение – все это отлично, кроме жилищного вопроса. Как он решается?
- Трудно, но подвижки наметились. Согласно постановлению правительства РФ № 369 от 24 апреля 2013 года «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений для сотрудников ФСИН» пять наших сотрудников поставлены в очередь.
- Владислав Владимирович, из всего сказанного выше следует, что задачи перед вами стоят серьезные. Вы, конечно, их осилите?
- Надо пройти любые трудности, только тогда приобретаются умение и опыт. К ним я готов, и есть даже обнадеживающие предпосылки. До моего назначения УФСИН республики в своей группе с содержанием до шести тысяч человек находился на 23 месте из 27. А 2014 год мы закрыли 20-м. Это небольшие, но радующие шаги. Так что надо работать и работать.
Новости
Популярное



