Надежды якутского бизнеса
В этой сфере трудятся 45 тысяч индивидуальных предпринимателей, владельцев малого и среднего бизнеса. И в общемони дают работу примерно 180 тысячам жителей республики.
На этой неделе в Якутске под девизом «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики республики» проходит III Съезд представителей малого и среднего предпринимательства республики. В его рамках на двух площадках – во Дворце спорта «50 лет Победы» и в холле Саха академического театра им. П.А. Ойунского – 5 и 6 октября проходили универсальные многоотраслевые выставки достижений малого бизнеса.
Здесь экспонировалась продукция, разработки и услуги более чем 70 предпринимателей из 13 муниципальных районов республики. Своими впечатлениями о самой большой из площадок в «полтиннике» делится корреспондент «ЭС».
Якутский базар
У парадного входа во Дворец спорта висела многозначительная и многообещающая эмблема выставки «Business EXPO – 2010». Все свободное пространство огромного спортивного зала дворца было занято небольшими павильончиками с выставочными столиками. И чего на них только не было! Сантехника, строительные блоки, сироп брусничный, серебро, золото, носки, медицинские приборы, ножи, шляпки, хомусы, турпутевки… В общем на первый взгляд выставка по многообразию ассортимента могла составить конкуренцию иному восточному базару.
На самом выгодном месте сразу за дверями в выставочный зал, активно прибедняясь, расположилась группа медицинских компаний. Некоторые из них, к примеру «Сахамедстрах», лично у меня бы язык не поднялся назвать средним бизнесом, не говоря уже о малом. К ним по профессиональному признаку присоседились павильоны салонов красоты, где шикарные женщины, белоснежно улыбаясь, предлагали прохожим полный и частичный апгрейд внешности.
Дальше значительная площадь была отдана представителям туристического бизнеса. Их глянцевые плакаты звали на нехоженые тропы и прочие экстремальные маршруты нашей огромной красивой республики. Но редкие посетители на туристические чудеса смотрели уныло и все больше интересовались курортами Турции, пирамидами Египта и лечебницами Китая…
Ближе к центру зала призывно блестела желтыми и серебристыми огоньками ювелирная продукция. Здесь у лотков постоянно царил женский ажиотаж. Сфера ЖКХ была представлена водоизмерительными счетчиками, газовыми вентилями, пластиковыми трубами, медной проволокой и еще чем-то габаритным и железным.
Сельское хозяйство Якутии обозначало ООО «Эт АС» из села Аппаны. Около них вегетарианцы прибавляли шаг, а мясоеды застывали соляными столбами. Здесь на выставочном столике раскинулся целый рай для любителей натуральных продуктов, стояли десятки различных видов мяса любых категорий, потроха, кровяная колбаса и рыбопродукты. Неподалеку к якутским сельхозпроизводителям присоединился столик с большой вывеской «Приморский мед». К слову сказать, наших прославленных медовых дел мастеров на выставке обнаружено не было. Непонятно, почему они проигнорировали такое мероприятие. Ведь получается, у некоторых гостей может сложиться ложное впечатление, что своего, якутского меда у нас нет. А кормят нас медом только сердобольные приморские товарищи.
Интересных людей, что пришли сюда не только посмотреть, но и товар показать, было немало. Но как знаковые особенно понравились мне трое.
Черный соболь как двигатель бизнеса
Любой, кто подходил к стенду зверовода из Якутска Петра Кычкина, начинал вытаскивать свой мобильник и включать на нем функцию фотоаппарата. Еще бы – мало кто видел настоящего живого черного соболя. А здесь в клетках их было аж два. Один любопытный пятимесячный щенок и степенный взрослый, правда, не совсем понятно, самец или самка.
Петр Григорьевич – зверовод потомственный из семьи орденоносцев. Разведением пушных зверей занимается всю жизнь. В свое время был главным технологом фирмы «Якутская пушнина». Сейчас он уже на пенсии, но дело своей жизни не бросил. Наоборот, поставил перед собой сверхзадачу отработать технологию разведения черного соболя в условиях Якутии. Этого еще не делал никто.
По словам Петра Кычкина, соболь – самый сложный объект звероводства. Небольшую звероферму он держит прямо у себя на даче. Приплода от черных соболей у нас на севере еще не получали. А у него уже одна самка дала пятерых здоровых щенков.
Как объект бизнеса черный соболь уникален. К примеру, его шкурки идут на продажу только на всемирно известном пушном аукционе г. Санкт-Петербурга. В среднем цена одной шкурки равняется 300-400 долларам. За отдельные шкурки покупатели отдают более 1000 долларов. Здесь есть такой нюанс. Сегодня черных соболей вполне успешно разводят на московских зверофермах. Однако если в центральной России на одном квадратном сантиметре шкурки соболя 11 тысяч волосков, то у тех же самых соболей, но выращенных в уникальных температурных условиях Якутии, этих самых волосков в два раза больше. Так что самый легкий, нежный и шелковистый соболь созревает только у нас.
«За черным соболем, – считает зверовод, – будущее местного пушного звероводства». Но вопрос сегодня стоит в технологии разведения. Сегодня Петр Кычкин занимается этим делом во многом благодаря порыву души и подвижничеству на взятые кредиты и небольшой грант, полученный от Министерства предпринимательства. Пока у него чуть больше сорока соболей. Зверовод надеется, что на перспективное направление обратят внимание в Министерстве сельского хозяйства республики. А пока он экспериментирует, у предпринимателя уже есть заказы от некоторых бизнес-структур на покупку домашних, буквально ручных соболей. «Если заняться приручением целенаправленно, ничего невозможного нет, – говорит Петр Григорьевич. – Щенки, к примеру, едят у меня с рук, а поведением похожи даже на кошек, правда очень активных».
Хлеб всему голова
Следующим объектом моего внимания стала молодая предпринимательница из села Усть-Майя Татьяна Пегашкина. У нее небольшое ИП, где вместе с ней работают четыре человека. Они поставляют сельчанам хлеб. Впрочем, хлеб это скромно сказано. В ассортименте ИП «Пегашкина» я насчитал тридцать наименований только хлеба. Признаться, мне столько и в городском магазине не приходилось видеть. И это не считая различных булок и пирожков, печенья и тортов. О популярности ее изделий можно судить только по тому, что за пять минут нашего разговора к ней обратилось не меньше трех человек с вопросом: «А вы будете продавать?» Татьяна обещала устроить распродажу выставочных экспонатов ровно к закрытию.
Кормить односельчан хлебом Татьяна Пегашкина начала с 2007 года. А перед тем окончила факультет «Технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции» якутской сельхозакадемии и факультет «Технологии хлебобулочных изделий» Санкт-Петербургского университета. Увы, сытному хлебу от ИП «Пегашкина» сегодня радуются только в Усть-Майе, везти его дальше, по словам Татьяны, не позволяет дорога. Но делом она своим довольна, за будущее бизнеса не беспокоится.
«Хороший хлеб, – говорит она, – людям всегда будет нужен!».
Народные промыслы прирастают Интернетом
Проходя мимо павильона третьего нашего героя – Алексея Алексеева, я подумал, что здесь снова торгуют народными промыслами, коих было немало на выставке. Пока среди выставленных хомусов, якутских ножей и серебряных сережек с обязательными стерхами и оленями меня вдруг не зацепил рекламный слоган: «Интернет-магазин «Yakutiashop.ru» – товары из Якутии в любую точку мира».
Это действительно ново, модно и нужно. Руководитель ИП рассказал, что занимается продвижением якутских товаров народного промысла сравнительно недавно, с января этого года. Но уже имеет много клиентов в различных регионах страны. «Люди, – говорит Алексеев, – особенно интересуются хомусами, якутскими ножами». Товары отправляет «Экспресс-почтой». Как правило, после первой покупки заказы от клиентов повторяются. Их привлекает качество работы наших мастеров. Часто небольшие ювелирные лавки в российских городах выходят на ювелиров-частников. Обычно их интересуют ювелирные изделия в стиле этно.
Сегодня Алексей работает с ювелирными фирмами Германа Осипова, «Узоры-Утум», «Айар-Уус». С ним охотно сотрудничают частники – мастера, кующие ножи, изготовители чоронов. Сейчас выходит на мастеров, работающих в улусах. «У этого вида бизнеса большое будущее», – резюмирует Алексей.
P.S. В целом выставка мне, как и многим, понравилась. Есть, правда, один момент, который сразу бросается в глаза. То, что львиная доля сектора малого и среднего бизнеса занята сферой различных услуг. И откровенно мало своего производства. Но хочется верить, что энтузиазм и светлые головы якутских бизнесменов это дело исправят…