«Не хороните меня без Ивана» на экранах столицы
После московского фестиваля картину представили на фестивалях в Чукотке и Казахстане. На фестивале кино «Золотой ворон» (Анадырь) фильм якутского режиссера был отмечен дипломом «За полёты во сне и наяву», а на 16-м Евразийском международном фестивале «Евразия» в Алматы получил диплом «За уникальное раскрытие национальных традиций».
СЮЖЕТ
«Не хороните меня без Ивана» основан на реальной истории, которая произошла в 1910 году в Якутии. Главный герой — якут Степан Бересеков — периодически впадает в летаргический сон. И только сын русского священника, первый профессиональный художник Иван Попов способен отличить это состояние от смерти. Когда он отправляется в этнографическую экспедицию, Степан следует за ним, чтобы его самого не похоронили заживо.Режиссер — Любовь Борисова
Сценаристы — Юлия Клименко, Любовь Борисова
Оператор — Семён Аманатов
Композитор — Моисей Кобяков
Художник — Саргылана Скрябина
Продюсеры — Алексей Романов, Иван Болотников, Дмитрий Шадрин, Сардана Саввина
Актеры — Дариус Гумаускас, Александр Чичахов
Любовь Борисова — выпускница Якутского госуниверситета, изучала мировую экономику, а затем кино и литературу циркумполярного региона. В 2018 году она дебютировала с полнометражным фильмом «Надо мною солнце не садится», который сняла по собственному сценарию, и получила приз зрительских симпатий на Московском международном кинофестивале и множество наград по всему миру.
Любовь БОРИСОВА, режиссер:
— К сценарию приступила в 2020 году, это был пандемийный год. Писала, переписывала по несколько раз, на следующий год дорабатывала сюжет, кое-что переделала. Подготовка к съёмкам шла полгода, а начались летом.
— В этом фильме акцент был сделан на фотографиях самого Ивана Попова с его этнографических экспедиций, сценарий был так выстроен, только чуть-чуть показали его, как художника. В финале мы использовали их. У него очень сюжетные работы, как старушка взбивает масло, нищенка просит подаяние, косарь и другие. Я взяла эти персонажи, они настолько живые, что захотелось рассказать о них.
— Основная часть съемок проходила в Таттинском улусе, откуда родом художник Иван Попов. Все музеи улуса были задействованы. Базировались мы в музее села Хадар, где можно было жить. Там же была сделана реконструкция балагана Поповых. Кстати, сохранился балаган семьи, но так как он находился в самой деревне, съемки проводились только внутри. Поэтому уличные локации снимали в Хадаре. Потом мы переместились в Соттинский музей «Дружбы», еще работали в городе, и одна смена проходила в Хангаласском улусе.
— Самым тяжёлым, пожалуй, были ночные смены, несколько ночей подряд. Вся команда буквально засыпала на ходу. Но надо было, потому что много сцен было связано с рассветом.
Главного героя играл литовский актер кино и театра Дариус Гумаускас. Он настолько внешне похож на Ивана Попова, была рада, что он согласился, и был все дни в Якутии, как и наш главный герой, которого сыграл учитель Александр Чичахов. Они были все время в кадре.
— Церемония фестиваля «Зимний» проходила очень быстро, даже демократично. Без особого пафоса, тепло.
Когда назвали Иннокентия Луковцева, как «Лучшего актера» за фильм «Айта», мы даже не успели отреагировать. За него награду получил режиссер Степан Бурнашов, так как Иннокентий был занят в премьерном спектакле «Лес» в постановке Сергея Потапова. А потом назвали лучшего режиссера, Степан опять выходил на сцену. И вот уже должны назвать «Лучший фильм»… Я уже ничего не ждала, потому что ведь не может быть, чтобы все главные награды забрать. И когда объявили, я была в шоке. После церемонии, мы даже опомниться не успели, как сразу пресс-конференция, журналисты уже ждали нас. Это был триумф якутского кино.
* * *
Дорогие читатели, вот вы уже знаете, как провести предновогодние выходные. Рекомендуем к просмотру!