Не поддавайтесь случайным педагогам!
Мама сетует на обучение в детском саду. Мол, вбивают в головы детей произношение звуков, а потом только учат буквы. И в школе начинаются проблемы, ведь неумение читать или медленное, побуквенное, чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе.
Воспитатель: «Учить должны профессионалы»
Алена Андреевна, воспитатель детского сада:
- Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Скажу по собственному опыту: в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством не совсем компетентных наставников – родственников или старших братьев и сестер. К тому же сегодня рынок педагогических услуг стал весьма разнообразным и насыщенным. Появилось много групп по подготовке детей к школе, авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества.
Логопед: «Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать»
«У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи», - утверждает дошкольный логопед Ирина Оросова. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе.
- Иными словами, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки, как речевые, так и неречевые, до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов – называть по порядку звуки, из которых состоят слова. Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные, ударные и безударные, согласные, твердые и мягкие, сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукобуквенного анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.
Учитель: «Не путать звуки и буквы!»
По мнению учителя начальных классов Анны Соколовой, отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки.
- Анна Васильевна, с какими «ошибками» вам приходилось сталкиваться?
- Приходят детки из детского сада в первый класс. Или домашние дети, прошедшие специальный курс подготовки к школе, или которых учили мамы и бабушки. Я не говорю про всех, но есть такая категория первоклашек, которые смешивают понятия «звук» и «буква», а это затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза. К тому же иногда у таких «учителей» наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен, или звучания, и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные недостатки звукопроизношения и различения звуков приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста.
Столкнувшись с этим, начинаю осторожно спрашивать, как учили ребенка. Выясняется, что названия согласных букв давалось дошкольникам в алфавитной транскрипции, к примеру, [бэ], [эм], [ка], [эль], что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква»! Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [сэ], [кэ]. И то, и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова, например [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ.
Одним словом, не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии, например, ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ]. И предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и так далее.
При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает и эффективность.
Специалисты бьют тревогу
В последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. У этих детей, кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым «первичным фонематическим слухом», который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова - на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.