Не так страшен черт, как его малюют
Больше года россияне достаточно спокойно прожили в условиях экономических санкций со стороны США и ЕС и порожденных ими проблем, хотя уровень тревожности в обществе растет, считают специалисты Института социологии Российской академии наук. По результатам проведенных ими исследований, большинство россиян считают ситуацию в стране «напряженной». Осенью прошлого года кризис ощущали 53% россиян, теперь — 59%.
При этом общество сейчас реагирует на экономические проблемы спокойнее, чем оно реагировало на кризис 2008-2009 годов. Тогда ситуацию считали кризисной 67%, а нормальной она казалась только 13%, катастрофической — тоже 13%. Эксперты отмечают, что нынешнее относительное спокойствие объясняется, в том числе, системой ценностей россиян. Для большинства важны семья, друзья, дети, «жить честно», то есть ориентация на микромир. А свой бизнес, карьера, богатство — это отрицаемые большинством ценности в национальной культуре. Если у людей дома все хорошо и всем вокруг так же тяжело, как им, то они довольно спокойно воспринимают тяготы, поясняют аналитики. Поэтому не удивительно, что 20% опрошенных заявили социологам о том, что они в условиях кризиса вообще «не сталкивались с серьезными проблемами».
Кроме того, сдержанная реакция россиян на кризис объясняется еще и тем, что 75% граждан считают главным источником угроз для страны заграницу. В том, что «основные угрозы находятся внутри России», уверены только 24%. Люди готовы отказаться от западных продуктов (75%), от западных компьютеров, мебели, одежды (57%), от туристических и деловых поездок в Европу и США (53%), от иностранной валюты (50%). Но граждане России не готовы мириться ни с повышением налогов (86%), ни с замораживанием зарплат (88%). Согласиться с дальнейшим падением уровня жизни ради «возрождения мощи России» готовы только 38% граждан, 39% — «скорее не готовы», 23% — «безусловно, не готовы». И это тревожный звонок для правительства страны, особенно для его финансово-экономического блока, предпочитающего использовать либеральные методы решения экономических проблем государства, несмотря на широкий набор инструментов иного характера.
Впрочем, треть россиян (29%) пока не знают, как они отреагируют на «значительное ухудшение жизни». Выйти на митинги и протестные акции готовы только 11% граждан, искать помощи в профсоюзах предполагают только 2%, защиты у политических партий — 3%. При этом аналитики отмечают, что дистанция между заявлениями респондентов и готовностью к реальным действиям – огромна. Большинство же — 38% — заявили, что будут «искать дополнительные источники заработков», если жизнь станет хуже.
Однако кризис, как ни странно, имеет и положительные стороны. Так, несомненным позитивным фактором социологи считают рост рядов «самодостаточных граждан». По данным последних исследований, 45% опрошенных уверены, что они сами «могут обеспечить себя и свою семью, и не нуждаются в поддержке со стороны». Рост этой категории граждан начался в 2011 году. Тогда «самодостаточными» считала себя треть общества – 34%, а 66% заявляли, что «без поддержки со стороны государства им не выжить». Теперь же на помощь государства рассчитывает ощутимо меньшее число граждан – 55%. И хотя «самодостаточных» меньше, именно они становятся «социальной доминантой», считают эксперты. У этих россиян живой образ жизни, более яркие жизненные впечатления, большое публичное влияние, коммуникационная активность. Поэтому аналитики не сомневаются, что именно эта часть населения будет в ближайшие годы задавать тональность общественной жизни.
В общем, если сделать краткий вывод из результатов исследований социологов Российской Академии наук, то он вполне может уложиться во фразу великого немецкого философа Фридриха Ницше, давно ставшую «крылатой»: «Все, что нас не убивает, делает сильнее».