24.05.2022 | 16:24

Ночь в музее: как оживить фото из прошлого

Большинство людей представляет музеи как полупустые залы с картинами и экспонатами, прогулки под скучные лекции экскурсовода и ничего больше. Но как бы не так! В субботу, 21 мая, в Национальном художественном музее Якутии прошла Всероссийская акция «Ночь музеев — 2022».
Ночь в музее: как оживить фото из прошлого
Автор: Ирина Кононова
Фото: НХМ РС (Я)

«Ночь музеев» — это международное событие, проходящее ежегодно в самых разных уголках планеты. Якутские музеи регулярно присоединяются к акции. Впервые с 2019 года мероприятие прошло в живом формате. Главной изюминкой события стало живое представление старинных женских украшений — начельников (бастыҥа).

Музей приготовил насыщенную программу для своих гостей. Тема ночи этого года посвящена знаменательной дате — 100‑летию образования Якутской АССР. Гости в эту ночь могли увидеть чувственную игру на фортепиано преподавателей и учащихся Высшей школы музыки Якутии им. В.А. Босикова, а также впечатляющую «Оперу Олонхо» от артистов Государственного театра оперы и балета им. Д.К. Сивцева — Суоруна Омоллоона и много чего другого.

Но наше внимание привлекло уникальное зрелище — презентация реконструкции начельников — женских украшений XIX века. Она была специально подготовлена в рамках акции Театром Олонхо и развернулась в фойе 2 этажа музея.

«Таким образом, мы возвращаем артефакты, которые более 100 лет назад были вывезены из нашей Якутии»

Оказывается, в Германии нашли очень большой археологический материал, который привлек внимание ученых, исследователей и мастеров Якутии. Об этом гостям рассказывает научный сотрудник музея.

— Так появилась идея реконструкции предметов, артефактов, которые хранятся далеко-­далеко от нас, от Якутии, но они принадлежат нам, нашей культуре, — продолжает выступление сотрудник. — Театр Олонхо заказал реконструкцию Якутскому художественному училищу, и под руководством преподавателей в рамках дипломной работы студенты исполнили эту реконструкцию. И что удивительно, что параллельно в Горном улусе Бердигестяхский краеведческий музей им. Тимофеева тоже заказывает реконструкцию именно этого начельника известной ювелирной мастерской Петра Алексеева. И сегодня впервые мы представляем две эти реконструкции.

Сотрудник отмечает, что оба начельника обладают абсолютно разными свой­ствами, в рамках продукции и деталей, и это разные произведения ювелирного искусства, которые опираются на один артефакт.

— Почему он привлек внимание? Потому что этот начельник, он, многосоставный, — объясняет уникальность этого артефакта сотрудник музея. — Там много применяется различных эффектов. Таким образом, мы возвращаем и артефакты, которые ­когда-то более чем 100 лет тому назад были вывезены из нашей Якутии, бережно сохранены сотрудниками музея в России и опубликованы научными сотрудниками Национального художественного музея в каталоге «Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира».

НАЧАЛО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Под живую игру музыкантов на кырымпе (якутский струнный смычковый инструмент) и хомусе и женское пение осуохай в зал грациозно выходят женщины и девушки в традиционной якутской одежде. В руках они несут меха и вышеупомянутые женские украшения.

Во время презентации Александра Прокопьева, исследователь искусства народа саха, дает комментарии об украшениях.

Когда они дошли до центра зала, начался почти сакральный процесс — двоих девушек бережно начали наряжать в меховые наряды и серебряные украшения.

«ЭТО ПОКАЗЫВАЛО СТАТУС СЕМЬИ»

— Есть образцы, которые хранятся в музеях Якутии и есть несколько очень красивых и более полных украшений, которые хранятся вне Якутии, — комментирует этнограф. — А вот об украшениях, подобных, более раннего периода — 17–18 века, нам известно крайне мало, потому что их в целом было найдено всего 4 экземпляра. Но все равно можно сказать, что на примере начельников 18‑го века, которые были найдены во время археологических раскопок и, сравнив их с начельниками 19‑го века, можно говорить, что культура, как оказалось, визуально несколько отличается. На самом деле, эти отличия минимальны, потому что конструктивные элементы остались теми же.

Также Александра Прокопьева рассказала, что для свадебных обрядов изготавливали особенные начельники. Этнограф объяснила конструкцию, состав и композицию украшений, и заявила, что возможно они могут сказать нам больше о том, как носили волосы женщины того времени.

— Такие украшения старались сделать сразу за один большой заказ, чтобы это была рука одного мастера и в одной стилистике, — продолжает исследователь. — Это показывало статус семьи, то, что украшение сделано не по частям сделано в разное время, когда люди были вынуждены копить средства, а то, что этот комплект сделан за один раз.

ИВАН ПОПОВ — ХУДОЖНИК, АРХЕОЛОГ, МЕЦЕНАТ

— Вот эти украшения сохранились в зарубежном музее благодаря деятельности Ивана Васильевича Попова, — объясняет причастность художника к истории украшений этнограф. — Это известный художник, он участвовал в археологических раскопках, в том числе он занимался благотворительностью, меценатством, и выкупал украшения, одежду, утварь не только для того, чтобы передать это музею на сохранение, но и для того, чтобы финансово поддержать жителей Якутии, особенно в сельской местности. Это описано в его дневниках и в трудах исследователей, которые изучали его биографию.

«РАЗ, ДВА, ТРИ»: КАДР ГОТОВ!

Под живой аккомпанемент мы снова следим за представлением

В сторонке мужчина в черном одеянии раскладывает на полу кожаный футляр, из него он вытягивает старинный ящичный фотоаппарат.

Мужчина, как выяснилось, представлял образ якутского художника Ивана Попова. Он устанавливает штатив с аппаратом посередине зала, напротив становятся наряженные девушки. Голова фотографа скрывается за черную ткань, которой накрывается камера, и на счет три снимается затвор. Готово! Мужчина торжественно берет «пленку», подходит к баннеру и вместе с женщинами срывает с него полотно. На нем изображена та самая фотография, съемку которой мы лицезрели. Девушки на нём стоят на фоне двери деревянного дома.

Зал дружно захлопал в восторге от ожившего исторического момента.

«НЕ ХОРОНИТЕ МЕНЯ БЕЗ ИВАНА»

После краткого комментария продюсера Любови Борисовой, в зале состоялась премьера трейлера художественного фильма «Не хороните меня без Ивана» кинокомпании «Сахафильм», о первом якутском художнике Иване Васильевиче Попове (1874–1945). Именно его мы пару минут назад застали за легендарной фотосъемкой с историческими артефактами. Фильм должен выйти в сентябре этого года.

Новости

Популярное

Капремонт дороги к микрорайону Кангалассы начался в Якутии
Город | 1 день назад
Капремонт дороги к микрорайону Кангалассы начался в Якутии
Дорога получит асфальтобетонное покрытие с двумя полосами движения и шириной проезжей части 6 метров.
Руководитель МФЦ ответит на вопросы в прямом эфире соцсетей в аккаунте SakhaGov
Город | 1 день назад
Руководитель МФЦ ответит на вопросы в прямом эфире соцсетей в аккаунте SakhaGov
Таисия Никитина расскажет о сервисах и услугах для семей с детьми в центре «Мои документы».
Руководитель Управления архитектуры и градостроительства ответит на вопросы в прямом эфире
Город | 1 день назад
Руководитель Управления архитектуры и градостроительства ответит на вопросы в прямом эфире
Любовь Папок расскажет об участии республики во Всероссийском онлайн-голосовании по выбору общественных территорий.
Омбудсмен Якутии призвала установить уголовную ответственность за домашнее насилие
Город | 1 день назад
Омбудсмен Якутии призвала установить уголовную ответственность за домашнее насилие
Это предложение будет направлено в компетентные органы.