08.07.2022 | 18:00

О чем нужно помнить за рулем велосипеда на улицах Якутска

Советы от опытных велосипедистов и ГИБДД Якутии для начинающих веллеров и других участников дорожного движения — в материале «ЭС». Материал подготовлен по инициативе сообщества велоактивистов.
О чем нужно помнить за рулем велосипеда на улицах Якутска
Автор: Ирина Кононова
Фото: автора и ТГК @veloykt

Велосипеды — излюбленное средство передвижения тех, кто заботится о природе, ведет активный образ жизни или экономит время и деньги на дорогу до работы. Этот вид транспорта также по душе многим, от детей до взрослых, тем, что крайне легок в управлении.

К сожалению, дороги Якутска плохо приспособлены для совместного движения машин, велосипедов и пешеходов. Из-за чего всем участникам дорожного потока нужно быть максимального внимательными.

«ЭС» выяснило у велоактивиста и инспектора по пропаганде ГИБДД, есть ли условия для велосипедов у нас в городе и какова ситуация с соблюдением ПДД, как правильно вести себя на дороге (и велосипедистам, и водителям автотранспорта) и нужен ли шлем (нужен!).

«ЛЮДИ СТАЛИ БОЛЬШЕ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ГОРОДУ НА ВЕЛОСИПЕДЕ»

Андрей Каф, велоактивист и владелец Telegram-­канала Veloykt:

— Наше велосипедное сообщество испытывает постоянные реформации, так как поток новых людей постоянно усиливается. В прошлые два года из-за сидячего образа жизни, вследствие коронавируса, был очень большой ажиотаж на велосипеды, все веломагазины стояли пустыми.

Но и сейчас, когда город перекопан, ежедневно мы встречаем людей, которые впервые купили велосипед. Невооруженным взглядом видно, что люди стали больше заботиться о своем здоровье, экологии и экономии времени, передвигаясь по городу на велосипеде.

Сейчас вечером, если едешь в гости к людям, живущим в новостройках, то во дворе зачастую сложно найти место, куда бы прицепить на замок своего железного коня.

Поэтому каждый год нашей работы с обществом не похож на другой. Мы находим новые способы работы с велосипедистами. Снимались на телевидении, радио, публиковали новости, полезные статьи, например, о том, как защитить велосипед или как правильно падать. Также были интервью опытных велосипедистов, которые мотивировали читателей заниматься спортом.

Если раньше наше велосообщество увлекалось, в основном, соревнованиями и походами, то в этом году активно работаем с обществом. В этом году запустили инновационный образовательный модуль для велосипедистов «Учебная катка», в рамках которого велосипедисты могут бесплатно ездить на базы отдыха и получать знания от лекторов.

Так, добровольцы рассказывали о том, как тушить пожары, медики об оказании первой помощи при ДТП, ГИБДД о правилах дорожного движения, участковые о защите велосипеда, экоактивисты о том, почему велосипед является самым экологичным видом транспорта.

С прошлого года у нас появился активист-­видеоблогер Макс Портнягин, который на все важные мероприятия делает видеорепортаж на YouTube. Однозначно, сейчас у нас с пропагандой ЗОЖ и ПДД больше работа ведется, чем в любой другой год, когда были популярны так называемые «алкорайдеры».

Но мы не хотим останавливаться на достигнутом, и уже в эту пятницу организуем акцию «Даже если спешишь — спешивайся!», в рамках которой вело-активисты научат молодежь правильно переходить пешеходные переходы. Кроме того, есть одна инициативная группа, которая готовит социальный ролик и баннер.

В сентябре хотим посетить все школы города с профилактическими лекциями, а весной запустить образовательный модуль для велосипедистов с выдачей сертификатов об обучении — этот сертификат будет давать возможность купить велотовары со скидкой 10% в магазинах.

«ПО ГОРОДУ ТОЛЬКО ЕДИНИЦЫ ПРАВИЛЬНЫХ ВЕЛОПАРКОВОК»

— Принимаете ли вы участие в продвижении и создании условий для велосипедистов в городе?

— По части велосипедной инфраструктуры мы видим, что строятся велодорожки и пытаются изготавливать велопарковки. По велодорожкам мы встречались с окружной администрацией Якутска и давали им наши рекомендации и общее видение по их установке по городу.

Велопарковки предприниматели сами устанавливают, но зачастую то, что мы видим — это для частных территорий или велопрокатов и не подходят для улицы в плане установки противоугонных замков. Поставить их, чтобы велосипед стоял не на земле можно, но зацепить его на замок невозможно. По городу только единицы правильных велопарковок.

— Что вы можете посоветовать начинающим велосипедистам? Может быть, и опытным тоже?

— Первое, что необходимо знать велосипедисту в городе — это правила дорожного движения. Причем они меняются каждый год, и по весне всегда необходимо читать все заново с правками.

Затем уже нужно покупать шлем, велозамок, мультитул (карманный складной набор инструментов), насос и запасную камеру с заплатками. Ещё рекомендуем позаботиться о том, чтобы на велосипеде и на вас самих было как можно больше светоотражающих элементов, фонариков и другого. Тем заметнее вы будете для транспорта на дороге и пешеходов, особенно осенью и весной, когда рано темнеет.

Люди, которые сели на велосипед, становятся добрее и меньше испытывают стресс, поэтому охотно помогают друг другу в случае ЧП, и само велосообщество дружелюбно. Бывали случаи, когда велосипедиста сбивали, и через минут 20 к месту происшествия приезжало больше 50 участников сообщества.

«ВЕЛОСИПЕДИСТАМ ЛУЧШЕ ДЕРЖАТЬ СКОРОСТЬ ОТ 20 ДО 30 КМ/Ч»

— Это, безусловно, несет профилактический эффект для водителей, которые не знают правил дорожного движения и выезжают со двора или наоборот во двор, не убедившись в безопасности маневра. Активные велосипедисты уже привыкли и даже не обращают внимания на [нерадивых водителей], но новички могут попадать в ДТП практически через каждые 500 метров.

Как говорят «старики», правило ДДД (Дай дорогу дураку) действует безотказно. Некоторые водители не привыкли к большой скорости велосипедистов, например, на гонке «Салют Победа» от Покровска до Якутска по плохой дороге с трещинами у лидеров средняя скорость 42–45 км/ч. На короткой дистанции некоторые велосипедисты могут спокойно развивать скорость 50–60 км/ч. Но, в целом, как показала практика, велосипедистам лучше держать скорость от 20 до 30 км/ч — это максимально комфортная скорость для того, чтобы и быть предсказуемым и суметь вовремя вырулить, чтобы избежать ДТП.

— Как развита, на ваш взгляд, культура дорожного движения в Якутске?

— В целом, картина гораздо лучше, чем была даже 10 лет назад. Когда ездим по городу, то редко встречаются водители, которые прижимаются к бордюру, не давая место велосипедисту с правой стороны проезжей части.
По части подрезаний тоже картина стала намного лучше, так как за весь день только пару раз можно встретить наглых или не внимательных водителей. В основном, это работяги лет 50, которые уверены в том, что велосипед не «транспортное средство», а также те, кто уверен в своей неприкосновенности.

— Что вы думаете о велопрокатах?

— Велопрокаты предоставляют людям возможность ознакомиться с велосипедом. При этом, когда берете велосипед, желательно иметь с собой друга-­велосипедиста, который бы смог проверить велосипед на наличие люфтов подшипников, целостности спиц и переключателей, так как в случае поломки придется вложить приличную сумму.

Есть велопрокаты, которые честно предоставляют максимально нормальные велосипеды, а есть, которые специально устанавливают хрупкие детали, чтобы нажиться на ущербе. В первом варианте хозяин проката получает стабильный доход и чистую совесть, во втором — быстрые деньги, но и клиентов, в перспективе, он быстро потеряет.

ВЕЛОСИПЕДЫ — ПОЛНОЦЕННЫЕ УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Владимир Ощепков, инспектор по пропаганде ГИБДД Якутии:

— Если коротко говорить именно о правах и обязанностях водителей велосипедов на дорогах, у нас в городе, в принципе то же самое, что у нас прописано в Главе 24 Правил дорожного движения.

Единственный нюанс — то, что у нас велодорожек очень мало. Соответственно водители велосипедов старше 14 лет имеют право кататься по краю проезжей части с правой стороны, если нету условий (велосипедных дорожек, тротуаров и т.д.), соблюдая все правила дорожного движения, так как они являются полноценными участниками дорожного движения.

Все права и обязанности велосипедистов — в Главе 24 ПДД

— На что обращать внимание на дороге: велосипедистам, автомобилистам, пешеходам?

— Велосипедистам и всем участникам дорожного движения, то есть автомобилистам и пешеходам, нужно быть внимательными в любом случае и строго соблюдать правила дорожного движения.

Если вы купили велосипед своим детям или для себя, то постарайтесь посмотреть в правила дорожного движения, особенно в Главу 24, где у нас прописано в принципе все: что обязаны велосипедисты, что им запрещено.

Если вкратце, то запрещено:
— кататься без рук;
— перевозить груз, пассажиров (в том числе детей, если нет специальных устройств для перевозки);
— поворачивать налево по проезжей части, где более двух полос;
— переезжать проезжую часть дороги (что практически каждый второй велосипедист у нас нарушает).

К сожалению, мало кто заглядывает в правила дорожного правила после покупки велосипеда. И поэтому, можно сказать, у нас плачевное состояние по статистике [ДТП] с участием велосипедистов.

— Появилось очень много велопрокатов. Люди садятся за велосипед без подготовки и знания ПДД. Проводите ли Вы беседы с велопрокатами?

— Действительно, у нас велопрокатов много. И мы с ними проводим работу на постоянной основе.

Когда они открываются, мы их предупреждаем, говорим, чтобы они проводили беседы с людьми, которые берут в прокат. Всем прокатам выдается предостережение, чтобы они объясняли тем, кто у них берет в прокат, о соблюдении безопасности при катании. И если они сдают электросамокаты, велосипеды и т.д., чтобы объясняли, на чем можно и на чем нельзя выезжать на проезжую часть.

— Какие ошибки на дороге допускают велосипедисты? Или автомобилисты по отношению к ним?

— Как я сказал, велосипедисты чаще нарушают правила дорожного движения именно в части того, что они переходят дорогу по «пешеходке», не спешиваясь. Хотя, когда они подъезжают к нему, они уже должны слезть с велосипеда и подготовиться перейти в пешем порядке.

Конечно, у нас есть велосипедисты, которые соблюдают правила дорожного движения, это очень хорошо. И они дают правильный пример для подражания для подрастающего поколения. Если мы будем показывать детям и подросткам, как безопасно ездить, то в будущем, надеюсь, они будут меньше нарушать правила, а значит, и меньше попадать в дорожно-­транспортные происшествия.

Ещё частая ошибка велосипедистов в том, что, когда едут по проезжей части, не убеждаются в безопасности своего проезда в местах заездов и выездов в дворовые территории. И часто там бывают столкновения.
Что касается автомобилистов, то они часто забывают, что велосипедисты являются полноценными участниками дорожного движения, поэтому также имеют право кататься по краю проезжей части с правой стороны. И нужно внимательно следить за тем, что происходит по той стороне, при поворотах, на перекрёстках.

У нас в правилах дорожного движения ношение защиты (шлема, перчаток и др.) имеет рекомендательный характер. Но нужно понимать умом, что при падении, если у вас нету защиты, во‑первых, это будет очень больно, во‑вторых, вы получите ­какие-либо травмы. В первую очередь, велосипедист будет падать вперёд руками и головой. Поэтому шлем обязателен, чтобы защитить свои жизнь и здоровье.

Павел, руководитель городского велопроката:

— Проводите ли Вы беседы с теми, кто у Вас берёт напрокат?

— Да, разумеется, инструктаж проводим, клиенту демонстрируем исправность велосипеда перед выдачей.

Кроме того, имеется информационный стенд, где описаны правила выдачи, приема и пользования инвентарем, а также ПДД с основными аспектами в части безопасности велосипедистов.

Инвентарь выдается строго под роспись с указанием сведений о том, что с данными правилами арендатор ознакомлен.

***

Редакция просит читателей прислушаться к гостям этого материала для безопасности всех участников дорожного движения, в том числе и вашей. Стоит помнить, что, если вы за рулем велосипеда следуете по правилам, другие могут их игнорировать. Поэтому осторожность на дорогах не помешает даже опытным ездокам на велосипеде.

Новости

Популярное

Смотрите новый выпуск передачи «Вместе с Айсеном Николаевым»
Город | 1 день назад
Смотрите новый выпуск передачи «Вместе с Айсеном Николаевым»
Смотрите 22 декабря на телеканале "Россия 24" в 19:00 специальный проект ГТРК "Саха" - передачу "Вместе с Айсеном Николаевым". В этот раз в программе: эксклюзивные подробности с главного мероприятия года в республике - Послания Главы, что остаётся за кадром и самые важные моменты. И как смотрели программу «Итоги года с...
Айсен Николаев призвал органы власти выходить на открытый диалог с предпринимателями
Город | 1 день назад
Айсен Николаев призвал органы власти выходить на открытый диалог с предпринимателями
О необходимости объединения усилий органов власти с предпринимательским сообществом для улучшения делового климата Айсен Николаев сказал в своем Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн). Глава Якутии констатировал отсутствие межведомственного взаимодействия и неэффективную инфраструктуру привлечения инвестиций и поддержки бизнеса. «В разноголосице институтов развития и различных ведомств, власть и бизнес разучились слышать друг...
В Якутии рак стали выявлять на ранних стадиях чаще благодаря новому Онкоцентру
Город | 1 день назад
В Якутии рак стали выявлять на ранних стадиях чаще благодаря новому Онкоцентру
В Якутии благодаря внедрению новых методов диагностики и открытию нового Онкоцентра в январе текущего года, более 57% случаев рака выявляются на ранних стадиях.  За 11 месяцев Онкоцентр принял более 42 тысяч пациентов, проведено около 4300 операций. Это на 15% и 20% больше, чем в прошлом году, соответственно.  Центры амбулаторной онкологической...
Группа "ВИС" продолжает выполнение намеченных целей по строительству Ленского моста
Город | 1 день назад
Группа "ВИС" продолжает выполнение намеченных целей по строительству Ленского моста
Группа «ВИС» продолжает выполнение намеченной до конца года производственной программы по строительству мостового перехода через реку Лену в Якутске. Несмотря на суровые погодные условия, когда столбик термометра опускается до -35 градусов, работы идут в необходимом темпе. «К сегодняшнему дню завершено устройство и бетонирование 43 буронабивных свай на левом берегу. В...