О чем нужно помнить за рулем велосипеда на улицах Якутска
Велосипеды — излюбленное средство передвижения тех, кто заботится о природе, ведет активный образ жизни или экономит время и деньги на дорогу до работы. Этот вид транспорта также по душе многим, от детей до взрослых, тем, что крайне легок в управлении.
К сожалению, дороги Якутска плохо приспособлены для совместного движения машин, велосипедов и пешеходов. Из-за чего всем участникам дорожного потока нужно быть максимального внимательными.
«ЭС» выяснило у велоактивиста и инспектора по пропаганде ГИБДД, есть ли условия для велосипедов у нас в городе и какова ситуация с соблюдением ПДД, как правильно вести себя на дороге (и велосипедистам, и водителям автотранспорта) и нужен ли шлем (нужен!).
«ЛЮДИ СТАЛИ БОЛЬШЕ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПО ГОРОДУ НА ВЕЛОСИПЕДЕ»
Андрей Каф, велоактивист и владелец Telegram-канала Veloykt:
— Наше велосипедное сообщество испытывает постоянные реформации, так как поток новых людей постоянно усиливается. В прошлые два года из-за сидячего образа жизни, вследствие коронавируса, был очень большой ажиотаж на велосипеды, все веломагазины стояли пустыми.
Но и сейчас, когда город перекопан, ежедневно мы встречаем людей, которые впервые купили велосипед. Невооруженным взглядом видно, что люди стали больше заботиться о своем здоровье, экологии и экономии времени, передвигаясь по городу на велосипеде.
Сейчас вечером, если едешь в гости к людям, живущим в новостройках, то во дворе зачастую сложно найти место, куда бы прицепить на замок своего железного коня.
Поэтому каждый год нашей работы с обществом не похож на другой. Мы находим новые способы работы с велосипедистами. Снимались на телевидении, радио, публиковали новости, полезные статьи, например, о том, как защитить велосипед или как правильно падать. Также были интервью опытных велосипедистов, которые мотивировали читателей заниматься спортом.
Если раньше наше велосообщество увлекалось, в основном, соревнованиями и походами, то в этом году активно работаем с обществом. В этом году запустили инновационный образовательный модуль для велосипедистов «Учебная катка», в рамках которого велосипедисты могут бесплатно ездить на базы отдыха и получать знания от лекторов.
Так, добровольцы рассказывали о том, как тушить пожары, медики об оказании первой помощи при ДТП, ГИБДД о правилах дорожного движения, участковые о защите велосипеда, экоактивисты о том, почему велосипед является самым экологичным видом транспорта.
С прошлого года у нас появился активист-видеоблогер Макс Портнягин, который на все важные мероприятия делает видеорепортаж на YouTube. Однозначно, сейчас у нас с пропагандой ЗОЖ и ПДД больше работа ведется, чем в любой другой год, когда были популярны так называемые «алкорайдеры».
Но мы не хотим останавливаться на достигнутом, и уже в эту пятницу организуем акцию «Даже если спешишь — спешивайся!», в рамках которой вело-активисты научат молодежь правильно переходить пешеходные переходы. Кроме того, есть одна инициативная группа, которая готовит социальный ролик и баннер.
В сентябре хотим посетить все школы города с профилактическими лекциями, а весной запустить образовательный модуль для велосипедистов с выдачей сертификатов об обучении — этот сертификат будет давать возможность купить велотовары со скидкой 10% в магазинах.
«ПО ГОРОДУ ТОЛЬКО ЕДИНИЦЫ ПРАВИЛЬНЫХ ВЕЛОПАРКОВОК»
— Принимаете ли вы участие в продвижении и создании условий для велосипедистов в городе?
— По части велосипедной инфраструктуры мы видим, что строятся велодорожки и пытаются изготавливать велопарковки. По велодорожкам мы встречались с окружной администрацией Якутска и давали им наши рекомендации и общее видение по их установке по городу.
Велопарковки предприниматели сами устанавливают, но зачастую то, что мы видим — это для частных территорий или велопрокатов и не подходят для улицы в плане установки противоугонных замков. Поставить их, чтобы велосипед стоял не на земле можно, но зацепить его на замок невозможно. По городу только единицы правильных велопарковок.
— Что вы можете посоветовать начинающим велосипедистам? Может быть, и опытным тоже?
— Первое, что необходимо знать велосипедисту в городе — это правила дорожного движения. Причем они меняются каждый год, и по весне всегда необходимо читать все заново с правками.
Затем уже нужно покупать шлем, велозамок, мультитул (карманный складной набор инструментов), насос и запасную камеру с заплатками. Ещё рекомендуем позаботиться о том, чтобы на велосипеде и на вас самих было как можно больше светоотражающих элементов, фонариков и другого. Тем заметнее вы будете для транспорта на дороге и пешеходов, особенно осенью и весной, когда рано темнеет.
Люди, которые сели на велосипед, становятся добрее и меньше испытывают стресс, поэтому охотно помогают друг другу в случае ЧП, и само велосообщество дружелюбно. Бывали случаи, когда велосипедиста сбивали, и через минут 20 к месту происшествия приезжало больше 50 участников сообщества.
«ВЕЛОСИПЕДИСТАМ ЛУЧШЕ ДЕРЖАТЬ СКОРОСТЬ ОТ 20 ДО 30 КМ/Ч»
— Это, безусловно, несет профилактический эффект для водителей, которые не знают правил дорожного движения и выезжают со двора или наоборот во двор, не убедившись в безопасности маневра. Активные велосипедисты уже привыкли и даже не обращают внимания на [нерадивых водителей], но новички могут попадать в ДТП практически через каждые 500 метров.
Как говорят «старики», правило ДДД (Дай дорогу дураку) действует безотказно. Некоторые водители не привыкли к большой скорости велосипедистов, например, на гонке «Салют Победа» от Покровска до Якутска по плохой дороге с трещинами у лидеров средняя скорость 42–45 км/ч. На короткой дистанции некоторые велосипедисты могут спокойно развивать скорость 50–60 км/ч. Но, в целом, как показала практика, велосипедистам лучше держать скорость от 20 до 30 км/ч — это максимально комфортная скорость для того, чтобы и быть предсказуемым и суметь вовремя вырулить, чтобы избежать ДТП.
— Как развита, на ваш взгляд, культура дорожного движения в Якутске?
— В целом, картина гораздо лучше, чем была даже 10 лет назад. Когда ездим по городу, то редко встречаются водители, которые прижимаются к бордюру, не давая место велосипедисту с правой стороны проезжей части.
По части подрезаний тоже картина стала намного лучше, так как за весь день только пару раз можно встретить наглых или не внимательных водителей. В основном, это работяги лет 50, которые уверены в том, что велосипед не «транспортное средство», а также те, кто уверен в своей неприкосновенности.
— Что вы думаете о велопрокатах?
— Велопрокаты предоставляют людям возможность ознакомиться с велосипедом. При этом, когда берете велосипед, желательно иметь с собой друга-велосипедиста, который бы смог проверить велосипед на наличие люфтов подшипников, целостности спиц и переключателей, так как в случае поломки придется вложить приличную сумму.
Есть велопрокаты, которые честно предоставляют максимально нормальные велосипеды, а есть, которые специально устанавливают хрупкие детали, чтобы нажиться на ущербе. В первом варианте хозяин проката получает стабильный доход и чистую совесть, во втором — быстрые деньги, но и клиентов, в перспективе, он быстро потеряет.
ВЕЛОСИПЕДЫ — ПОЛНОЦЕННЫЕ УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Владимир Ощепков, инспектор по пропаганде ГИБДД Якутии:
— Если коротко говорить именно о правах и обязанностях водителей велосипедов на дорогах, у нас в городе, в принципе то же самое, что у нас прописано в Главе 24 Правил дорожного движения.
Единственный нюанс — то, что у нас велодорожек очень мало. Соответственно водители велосипедов старше 14 лет имеют право кататься по краю проезжей части с правой стороны, если нету условий (велосипедных дорожек, тротуаров и т.д.), соблюдая все правила дорожного движения, так как они являются полноценными участниками дорожного движения.
Все права и обязанности велосипедистов — в Главе 24 ПДД
— На что обращать внимание на дороге: велосипедистам, автомобилистам, пешеходам?
— Велосипедистам и всем участникам дорожного движения, то есть автомобилистам и пешеходам, нужно быть внимательными в любом случае и строго соблюдать правила дорожного движения.
Если вы купили велосипед своим детям или для себя, то постарайтесь посмотреть в правила дорожного движения, особенно в Главу 24, где у нас прописано в принципе все: что обязаны велосипедисты, что им запрещено.
Если вкратце, то запрещено:
— кататься без рук;
— перевозить груз, пассажиров (в том числе детей, если нет специальных устройств для перевозки);
— поворачивать налево по проезжей части, где более двух полос;
— переезжать проезжую часть дороги (что практически каждый второй велосипедист у нас нарушает).
К сожалению, мало кто заглядывает в правила дорожного правила после покупки велосипеда. И поэтому, можно сказать, у нас плачевное состояние по статистике [ДТП] с участием велосипедистов.
— Появилось очень много велопрокатов. Люди садятся за велосипед без подготовки и знания ПДД. Проводите ли Вы беседы с велопрокатами?
— Действительно, у нас велопрокатов много. И мы с ними проводим работу на постоянной основе.
Когда они открываются, мы их предупреждаем, говорим, чтобы они проводили беседы с людьми, которые берут в прокат. Всем прокатам выдается предостережение, чтобы они объясняли тем, кто у них берет в прокат, о соблюдении безопасности при катании. И если они сдают электросамокаты, велосипеды и т.д., чтобы объясняли, на чем можно и на чем нельзя выезжать на проезжую часть.
— Какие ошибки на дороге допускают велосипедисты? Или автомобилисты по отношению к ним?
— Как я сказал, велосипедисты чаще нарушают правила дорожного движения именно в части того, что они переходят дорогу по «пешеходке», не спешиваясь. Хотя, когда они подъезжают к нему, они уже должны слезть с велосипеда и подготовиться перейти в пешем порядке.
Конечно, у нас есть велосипедисты, которые соблюдают правила дорожного движения, это очень хорошо. И они дают правильный пример для подражания для подрастающего поколения. Если мы будем показывать детям и подросткам, как безопасно ездить, то в будущем, надеюсь, они будут меньше нарушать правила, а значит, и меньше попадать в дорожно-транспортные происшествия.
Ещё частая ошибка велосипедистов в том, что, когда едут по проезжей части, не убеждаются в безопасности своего проезда в местах заездов и выездов в дворовые территории. И часто там бывают столкновения.
Что касается автомобилистов, то они часто забывают, что велосипедисты являются полноценными участниками дорожного движения, поэтому также имеют право кататься по краю проезжей части с правой стороны. И нужно внимательно следить за тем, что происходит по той стороне, при поворотах, на перекрёстках.
У нас в правилах дорожного движения ношение защиты (шлема, перчаток и др.) имеет рекомендательный характер. Но нужно понимать умом, что при падении, если у вас нету защиты, во‑первых, это будет очень больно, во‑вторых, вы получите какие-либо травмы. В первую очередь, велосипедист будет падать вперёд руками и головой. Поэтому шлем обязателен, чтобы защитить свои жизнь и здоровье.
Павел, руководитель городского велопроката:
— Проводите ли Вы беседы с теми, кто у Вас берёт напрокат?
— Да, разумеется, инструктаж проводим, клиенту демонстрируем исправность велосипеда перед выдачей.
Кроме того, имеется информационный стенд, где описаны правила выдачи, приема и пользования инвентарем, а также ПДД с основными аспектами в части безопасности велосипедистов.
Инвентарь выдается строго под роспись с указанием сведений о том, что с данными правилами арендатор ознакомлен.
***
Редакция просит читателей прислушаться к гостям этого материала для безопасности всех участников дорожного движения, в том числе и вашей. Стоит помнить, что, если вы за рулем велосипеда следуете по правилам, другие могут их игнорировать. Поэтому осторожность на дорогах не помешает даже опытным ездокам на велосипеде.
- В тексте:
- велосипедисты Якутска