Обидеть сироту – тяжкий грех
Кто-то воспитывал их наравне с собственными детьми, не деля на родных и неродных, но, к сожалению, были и такие, кто всячески обижал сирот и нещадно эксплуатировал их в качестве бесплатной рабочей силы. Страшно горькой была участь таких детей. Вспомним биографию великого русского писателя Максима Горького, неспроста взявшего себе такой псевдоним, ему, круглому сироте, слишком рано пришлось испытать на себе «свинцовые мерзости русской жизни»: побои и издевательства как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников (к примеру, в школе никто не хотел с ним сидеть рядом: мол, от него «пахнет помойкой», так как дед заставлял его копаться в мусоре в поисках чего-нибудь пригодного для старьевщика), голод и холод, ругань и попреки… Впоследствии он написал об этом в автобиографической книге «В людях». Страшен сюжет рассказа Чехова «Спать хочется» - о девочке-сироте, работающей нянькой в семье сапожника. Бедную девочку с самого раннего утра до поздней ночи заставляют делать всю черную работу на дому, а по ночам она должна нянчить беспокойного ребенка, который не дает ей спать. В конце концов девочка сходит с ума, убивает младенца и тут же валится на пол и засыпает. О том, что случилось потом, писатель умалчивает, но ведь и так понятно, что ожидает несчастную сиротку при пробуждении…
Сиротой вырос и мой любимый писатель Виктор Астафьев, ему также пришлось на себе испытать множество тягот и испытаний, пока он не встал на ноги. С горечью Виктор Петрович пишет о тех обидах, которые наносила ему его неродная бабушка, жена его деда по отцу, которая попрекала его куском, так что иногда голодному, но гордому мальчику приходилось вставать из-за стола несолоно хлебавши и отправляться восвояси. При этом своего родного сыночка Костю, сверстника будущего писателя, женщина лелеяла и холила, кормила отдельно, приберегая для него самые лакомые кусочки. Однако тот отплатил своей матери черной неблагодарностью, бросив ее на старости лет, и единственным человеком, который ей помогал и поддерживал, стал тот маленький сирота, попрекаемый куском хлеба.
Наши предки-якуты чаще всего не делали большой разницы между своими детьми и воспитанниками-сиротами. Однако, чего греха таить, были и такие, которые открыто презирали сирых и убогих и всячески их обижали. Однажды в Олекминском улусе, в наслеге Кыыллаах, произошел дикий случай, называемый «киьинэн кэрэх оноруу» (жертвоприношение человеком), который описан известным якутским этнографом А. А. Саввиным. Об этой истории я уже когда-то писала, поэтому если вкратце, дело происходило так: у кулуба (головы) этого улуса тяжело заболел взрослый сын, являвшийся наслежным князьком. Ни один из приглашенных шаманов не смог вылечить сына тойона, тогда мать совместно с начинающим молодым шаманом Тырылыыром задумывают страшное дело – найти юношу-сироту и сделать камлание-жертвоприношение, чтобы отдать жизнь этого юноши в обмен на здоровье их сына. Однако их черный замысел не удался, поскольку юноша оказался не робкого десятка, он, уже стоя привязанный в середине балагана, обрушился на своих обидчиков со страшными словами проклятия, в которые вложил всю обиду и ненависть. Не прошло и трех лет, как проклятья мальчика-сироты сбылись: большая семья улусного головы вымерла от туберкулеза. А сам сообразительный юноша дожил до глубокой старости и умер в 1932 году при советской власти.
А эта история произошла в наши дни, в то время, когда после так называемой перестройки народ постепенно разделился, как и до революции, на бедных и богатых. Особенно это было заметно в селах и деревнях, где каждый человек на виду. Семьи, имеющие непьющих отцов, стали, так сказать, крутиться, заводить свое дело, кто-то стал предпринимателем и быстро разбогател. Работникам бюджетной сферы было нелегко, им приходилось месяцами ждать заработную плату. В самом плачевном положении оказались неполные семьи с одной матерью. А если дети у такой матери мал мала меньше, а помощи ждать неоткуда?
Алеша был старшим в многодетной семье. После того как в их семье произошла трагедия (отца, кормильца семьи, убили в пьяной драке), мать, оставшаяся одна с четырьмя детьми, вернулась в родное село. Там у них, по крайней мере, был старый дом, до этого пустовавший. В городе же нужно было платить за съемное жилье. Однако все с самого начала пошло не так. Мать долго не могла устроиться на работу, поскольку никакого образования не имела, да и по характеру была вялой и аморфной, как говорится, овца овцой. Дому требовался ремонт, детям нужны были одежда, обувь, учебники, канцтовары, ну и самое главное, их надо было чем-то кормить. В те годы, да и сейчас, селяне кормились в основном за счет частного хозяйства и огорода. У этой же семьи ничего такого не было. В школе новоявленных учеников из бедной семьи приняли более чем холодно, особенно доставалось Алеше, учившемуся в восьмом классе, ведь далеко не секрет, что старшеклассники более жестокие и агрессивные. Плохо одетый и почти всегда голодный мальчик сразу стал чем-то вроде козла отпущения в классе. А дать отпор не мог по причине того, что был новеньким и не имел еще товарищей. Все знали, что за него и постоять некому, поскольку он был сиротой.
И самое возмутительное было в том, что ни один учитель не торопился встать на защиту мальчика, хотя все видели, как над ним издеваются, не хотят сидеть с ним за одним столом, мальчик часто приходит в школу побитый. Причина же была простой: самым ярым обидчиком Алеши был сын завуча школы, весьма высокомерной и заносчивой, к тому же очень мстительный мальчик. Никому не хотелось связываться, так сказать, с местной элитой, к тому же муж завуча являлся хозяином магазина, который отпускал продукты в долг до зарплаты, правда, по завышенной цене. Алеша от природы был художественно одаренным, хорошо рисовал и при отце в городе учился в художественной школе, преподаватели предрекали ему большое будущее, кроме того, в отличие от большинства сверстников, он посещал библиотеку, много читал, интересовался историей. По своим способностям он намного превосходил своих мучителей. Тем более ему было обидно каждый день подвергаться незаслуженным издевательствам и насмешкам. В душе его назревала обида… А еще больше негодование и ненависть. Разве он виноват, что отец умер, а мать не может найти работу? Чем он хуже толстого сына завучихи?
И в один день чаша терпения мальчика переполнилась, и он, наконец, восстал против своего основного мучителя. Началась драка, их растащили и отвели в учительскую. И там, в присутствии большинства учителей, Алексей со слезами на глазах высказал в лицо ненавистной женщине слова проклятия. Причем оказалось, что городской мальчик обладал художественным слогом, от его страстных слов все опешили, и в учительской воцарилась тишина… Может, педагогам наконец стало стыдно? Алешу отпустили домой.
Он шел домой и плакал… Мальчик еще не знал, что пройдет всего полгода, и семьи его обидчика в селе не станет. Сначала на охоте погибнет отец, у матери обнаружится тяжелая неизлечимая болезнь, а детей заберут родственники из другого района.