«Образование – не статичный учебник, это живое общение»: начальник Управления образования Якутска
ОТ ВТОРОЙ СМЕНЫ ПОКА НЕ ОТКАЗАТЬСЯ
Сначала беседу мы посвятили вопросам, поступивших от наших читателей.
— Есть ли какие-то изменения по питанию в новом учебном году?
— У нас стоимость питания немножко меняется. В детсадах была родительская плата 190 рублей, теперь она будет составлять 199 рублей. Для родителей увеличение [стоимости] составит порядка 400 рублей в месяц. Это не так много на самом деле, но мера необходима, ведь в целом продукты питания подорожали, и конечно, это было важно сделать для сохранения качества питания. Частные ДОУ настаивали, чтобы стоимость была выше, но мы подняли его на около 5%.
Меню на одного ребенка тоже увеличивается и будет стоить порядка 259 рублей. Также произошла индексация для школьного питания: раньше для льготных категорий оно было 54 рубля, то сейчас составляет порядка 86 рублей. Кроме того, в сентябре будем вводить двухразовое питание для детей с ОВЗ, это по изменению федерального закона «Об образованию». Здесь включаются также дети, которые находятся на домашнем обучении.
— Президент России Владимир Путин поручил полностью отказаться от учебы со второй смены в российских школах к 2025 году. В Якутске во всех школах есть вторая смена, смогут ли городские школы полностью перейти на обучение с 1 смены?
— Нет, пока это невозможно. Потому что в городе, к счастью, идет увеличение количества детей. Например, в прошлом году было 5000 первоклассников, то в этом году их уже почти 6000 первоклассников. Помимо этого, по другим классам у нас тоже прибавляются дети за счет миграции населения. Около 2000 детей каждый год дополнительно появляются в наших школах. Понятно, что у нас строительство объектов идет при активной поддержке руководства республики, мы с нетерпением ждем завершения строительства школы в «Прометее» на 990 мест, и мы уже подразумеваем, что там будет гораздо больше детей.
— Якутский городской лицей находится в старом здании школы №2, без физкультурного зала, буфета, мероприятия проводятся в коридоре, учатся на физкультуре по другим зданиям, да еще и во 2-ю смену. Какие планы в будущем?
— На улице Воинской начато строительство школы по аналогии с проектом «Прометея» на 990 мест. С 2 спортивными залами, актовым залом, с оранжереями. Сдадут здание в 2024 году. Мы планируем лицей перевести туда. Это позволит детям – и по микрорайону, и обучающимся в настоящее время в ЯГЛ – учиться в более комфортных условиях, и получать качественное образование.
В целом, моя позиция такая – надо децентрализовывать качественное образование, потому что оно сконцентрировано в основном в центре города. Это неправильно. Надо, чтобы такие, скажем, точки развития были в каждом округе. Ожидаю, что такой первый опыт появится в Автодорожном округе с «Прометеем».
— Когда введут пристрой к 12 школе?
— Он уже строится, и в ноябре ожидается сдача этого объекта. Я думаю, что в этом учебном году дети уже смогут пользоваться этим пристроем.
— В этом году запись в первые классы прошла без существенных проблем. Было не так уж много жалоб, только от родителей на 203 микрорайоне. Как разрешилась ситуация с записью?
— В 203 микрорайоне именно по классам Центра глобального образования у нас 2 дополнительных класса открыты на базе «Айыы Кыһата». Кроме того, главой города Евгением Николаевичем Григорьевым принято решение о том, что будет строиться дополнительное здание с последующим выкупом от частного инвестора, в шаговой доступности от Центра глобального образования. Это здание будет рассчитано на обучение старшеклассников, и, соответственно, появится возможность для большего количества начального звена в самом ЦГО. В дальнейшем прорабатываются проектировка и планирование строительства дополнительных объектов образования, так как 203 микрорайон продолжает застраиваться.
— Не можем записаться через «Навигатор» уже второй год. В первый день записи сразу запись закрыта, например, в бассейн. Почему так происходит?
— К сожалению, не могу сказать о спортивных секциях, потому что они в ведении управления спорта и министерства спорта. Но действительно, в «Навигаторе» выставляются места на дополнительное образование детей, соответственно оно ограничено определенным количеством мест. Кто успел, тот и записался. Тема «Навигатора» достаточно свежая, где-то второй год мы по нему работаем, и этот оператор является федеральным. Мы не можем там что-либо менять, к сожалению. Это информационная система, которая требует определенной донастройки, доработки. Мы все претензии по сбоям, сложному оформлению направляем федеральному оператору.
«МЫ ВСЕ ГРАЖДАНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Этим летом всероссийские нововведения в школьной образовательной системе успели навести шуму в сообществах родителей и педагогов. «ЭС» выяснила у Марии Петровны, что они значат для наших школ, учащихся и их родителей.
— В этом году на федеральном уровне активно внедряется политика единого образовательного пространства. Учитывает ли она проблемы образовательной системы нашего города? Насколько она гибкая?
— Мы все являемся гражданами Российской Федерации и должны быть одного культурного кода и с чувством уважения и любви к нашей общей Родине. И федеральный государственный образовательный стандарт оставляет возможность для того, чтобы мы наполняли образование своим региональным, национальным, культурным компонентом. Это отражено и в часах родного языка, которые сохранены, дается возможность во внеурочной деятельности, а также в дополнительном образовании детей. Кроме того, все-таки семейное воспитание является определяющим для воспитания ребенка именно в культурном плане. Поэтому здесь нам важно, чтобы было больше активностей вместе с родителями, семьями. Таким образом, федеральный, региональный и муниципальный компонент будут хорошо обеспечены. Мы сейчас готовимся к 390-летию столицы, и разрабатываем общую презентацию для всех образовательных учреждений об истории города Якутска, которую покажут на всех классных часах. Дети активно участвуют в конкурсе рисунков, эссе о любимом городе. Есть кружки, где детей готовят по краеведению о том, как проводить экскурсии и какие есть достопримечательности в родном городе.
— Как будет проводиться еженедельный цикл занятий «Разговоры о важном»? На него будет выделено время первого урока. Не осложнят ли они ситуацию с переполненностью школ в городе?
— Это тоже в рамках ФГОС, т.е. дополнительного количества часов это не требует. Всегда были классные часы каждую неделю, поэтому просто они теперь имеют единую тему. Как эта тема будет реализована, решают сами школы и классные руководители. Здесь речь идет о том, что появляется возможность приглашать на эти классные часы интересных людей, ярких личностей, которые своим примером и опытом будут убедительны для наших детей. Это могут быть и сами родители, и сами дети. На то они и «Разговоры», чтобы говорить с разными людьми на разные темы.
«СОВЕТНИК ДИРЕКТОРА – АКТИВНЫЙ ОРГАНИЗАТОР»
— Почему вдруг школа взяла на себя вопросы по воспитанию детей? В чем заключаются задачи нововведенной должности «Советника директора по воспитательной работе»?
— В ФЗ-273 «Об образовании в РФ», который принят еще в 1993 году, изначально была формулировка, что образование – это воспитание и обучение. То есть всегда воспитание было на первом месте. Другой вопрос, что, если ФГОС всегда четко регламентировал процесс обучения и знаний, то именно процесс формирования личности и воспитания был дан на откуп самим школам, классным руководителям. А сейчас на протяжении 10 лет мы видим, что теме воспитания уделяется все больше внимания, например, выплаты классным руководителям, которые стали достаточно существенными. Этим уже поднялся статус воспитания в школах. Следующий шаг – как мы уже говорили – это единое образовательное пространство, патриотическое воспитание, чтобы поднимались флаги и исполнялся гимн Российской Федерации еженедельно. Ведь еще наш глава Айсен Сергеевич Николаев в свое время эту инициативу проявлял, уже тогда это было воспринято с пониманием, что мы должны воспитывать детей прежде всего как будущих граждан Российской Федерации. Если мы находимся в муниципальном или государственном учреждении, понятно, что это государство обеспечивает процесс образования и культуры, и оно должно воспитывать в этом ключе, прежде всего. Практика других стран такая и есть.
Советник директора – это активный организатор деятельности детей. Например, если ребенок хочет придумать какой-то проект, советник ему помогает, кооперирует и организовывает, говорит с детьми именно на их языке и тональности, чтобы это была детско-юношеская неформальная активность. Потому что понятно, что у учителя, который дает урок, есть определенные стилистика речи, подход и требования к детям. Если мы говорим про социальную активность детей, тут такие урочные подходы не годятся.
Советники занимаются тем, что вместе с детьми придумывают какие-то активности, проекты, которые помогают им хорошо социализироваться, попробовать свои силы и понять, как взаимодействовать в обществе и приносить ему пользу. Большинство подростков по своей природе хотят попробовать себя и оказать какое-то положительное влияние на мир вокруг себя. И тут важно вселить детям уверенность в своих силах. Советник директора как раз будет этим заниматься, конечно же через призму гражданско-патриотического воспитания детей. То есть активность должна быть в созидательном русле и пользы обществу. Недаром же говорят, что большее удовлетворение от своей работы и жизни испытывают те люди, которые приносят пользу обществу. Даже коммерческие организации все время говорят о миссиях их компаний, показывают, что они не просто зарабатывают деньги, а также приносят пользу обществу. Что уж говорить про нашу некоммерческую сферу. Это мы должны дать понять нашим детям – не только думать о себе любимом и развивать свои таланты – а насколько эти таланты могут быть востребованы у окружающих людей.
— В этом году идет активная работа по организации и продвижению детских объединений. Какие вопросы призвано решать создание Детского общественного совета при Главе города?
— Важно еще со школьной скамьи увидеть и поддержать тех ребят, которые действительно могут сделать многое в качестве общественных деятелей, активных представителей гражданского общества, с одной стороны. А с другой стороны, важно, чтобы дети видели, что их мнение важно и должно быть услышано, и оно может быть учтено в вопросах развития и образования, и города.
Это будет полезно для того, чтобы город развивался именно так, как хочет, по сути, наше будущее города – те юные горожане, которые будут формировать повестку дня. И совет поможет открыть вещи, незаметные нам, взрослым.
«ДИСТАНТ НЕ ДАЁТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
— За последний год выпускники получили низкие результаты по ГИА. Среди 9 классов провалились почти в 3 раза больше участников, по сравнению с прошлым годом. Есть предположения, в чем могут быть причины? Как эта проблема будет решаться?
— Все-таки мы видим, что дистант – это не панацея, качества образования для широкого круга он не дает. Он скорее может быть вспомогательным для самостоятельной работы детей.
Основная проблема по математике 9 классов, там отдельным блоком стоит геометрия. Именно она ухудшила результаты. Мы ставим задачу, чтобы учителя по математике хорошо проработали геометрию с детьми. Возможно, что не все математики могут качественно объяснить этот материал. Плюс еще мы говорим об омоложении кадров: чем моложе кадры, тем больше неопытности; и необходимо их методическое сопровождение.
Все участники образовательного процесса здесь должны провести определенный анализ: ученики, родители и, в первую очередь, учителя. И нам как управленцам, стараться избегать дистанта. На этот год такая настройка: если будет карантин, то только точечно и на непродолжительное время, например, неделю; важно, чтобы дети учились очно.
«СЕЙЧАС ВАЖНА ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
— Что конкретно изменится в образовательной системе для школьников и их родителей?
— Как я говорила, это патриотическое воспитание: поднимать флаги, петь гимн; «Разговоры о важном», воспитательная работа будет более насыщенной и меня очень радует единый календарь – у всей страны будут общие каникулы и это позволит более массово и продуктивно выстраивать каникулярную занятость детей, включая взаимодействие с учреждениями культуры и спорта.
— Появятся ли новые предметы в этом году?
— Разве что обновление ФГОС для первых и пятых классов. У нас в целом урок технологии сильно изменяется уже второй-третий год: если в понимании родительского опыта это уроки для девочек и мальчиков по труду, то сейчас это конкретно технологии, включая аддитивные, там и робототехника, и 3D. Конечно, это вызывает трудности у учителей технологии. И в целом надо расширять и углублять введение предмета информатики, сейчас это уже не такой узкий предмет, который может заинтересовать будущих программистов. Если 100 лет назад мы говорили о ликвидации безграмотности в буквальном смысле – научиться читать и писать – сейчас мы говорим о цифровой грамотности населения. Сейчас цифровые технологии присутствуют практически во всех областях. Без них не стать ценным специалистом в какой-либо области.
«ОБРАЗОВАНИЕ И РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПАРТНЁРАМИ»
— В школах планируется расширение взаимодействия с родителями. В каких вопросах обучения они могут принять участие? На что будет возможно повлиять?
— Родители играют ключевую роль в воспитании детей в отношении того, как дети относятся к школе в том числе. Сейчас в городе Якутске родители школьников – это в основном высокообразованные люди, как минимум с одним высшим образованием. Естественно, у них есть свое понимание, как ребенок должен развиваться. Поэтому образование и родители должны выступать равнозначными партнерами. Сейчас – по сравнению с императивным тоном советского школьного образования с родителями – больше партнерства, больше диалога.
В семьях, где понимание высокой ценности образования детей, родители выступают своего рода продюсерами, они стремятся попасть в какие-то конкретные школы и классы с определенным профилем, записывают на кружки и секции. А школа помогает родителям вести эту траекторию ребенка. Если такой диалог налажен, то его эффект не заставит себя долго ждать по отношению к ребенку. В Якутске для этого созданы условия. При этом ребенок тоже субъект образования, его можно обложить технологиями и учебниками, но, если он сам не хочет учиться, это будет сложно сделать. А чтобы захотел, нужны дружные грамотные действия учителей и родителей, нужно не переборщить, чтобы в ребенке появилась потребность в знаниях.
— Есть ли уже конкретные планы по введению классов и групп с обучением на родном языке в образовательных учреждениях г. Якутска?
— В 2017 году принят план комплексного развития сети групп и классов с родным (якутским) языком воспитания и обучения» рассчитанный до 2025 года. Сегодня порядка 30% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Якутска изучают якутский язык. В классах с родным языком обучается более 10,4 тыс. детей, изучают якутский язык как самостоятельный предмет около 5,2 тыс. детей. Во всех детских садах проводятся мероприятия по изучению национальной культуры, в 181 группах воспитание и обучение ведется на якутском языке. Количество групп по отношению к 2018 году увеличилось в 1,2 раза. Управлением образования будет усилена работа по распространению и тиражированию лучших педагогических практик и методик дошкольного и начального школьного образования по обучению и воспитанию на родном языке.
Динамика положительная в общем-то есть, но не очень большая, и, на мой взгляд, корень проблемы в том, что у нас в детских садах не так уж много таких групп с якутским языком. Чем больше будет якутских групп в детсадах, тем больше будет соответственно якутских классов, потому что ребенок, окончивший детский сад в русскоязычной группе, не сможет дальше учиться на якутском языке.
О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ШКОЛ
— Когда будет проводиться работа по благоустройству дворовых территорий школ, прошедших капитальный ремонт зданий?
— Эта работа уже ведется, мы благодарны нашему руководству, что те плитки, которые были демонтированы с площади Ленина, раздали по этим объектам. И сейчас там уже укладываются тротуары силами школ. Эта работа будет продолжена. Со следующего года нам надо будет организовать работу по благоустройству школ – на капитальном ремонте и в целом образовательных территорий. Многое еще зависит от самих руководителей школ и их видения – какое будет наполнение и дизайн. Здесь пример как раз Городской классической гимназии. Они планомерно ведут работу из года в год при участии родителей – их двор сейчас очень интересный, наполнен определенными символами и при этом удобен для детей – есть воркаут, спортивная площадка и место для общения.
«НУЖНО РАЗВИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫК»
— Как будет проводиться усиление профориентационной деятельности в школах?
— Сейчас новый ФГОС позволяет внести индивидуальные учебные часы в 10-11 классах. Т.е. профильные классы не являются единственным вариантом для профориентации детей. Ребенок может, обучаясь в математическом классе, взять индивидуальные часы по искусству, если у него есть к этому интерес.
Профориентация по мнению ведущих профориентологов и психологов – это не про предмет, а отработка навыков хорошего специалиста. А хороший специалист – это тот человек, который может работать в коллективе, формулировать и решать задачи, коммуникабельный, ответственный. Таких всегда не хватает. А именно предметная наполненность – харды [прим. жесткие навыки], экспертный уровень – достигается со временем. Если социальная активность плохо сформирована, то никакая экспертность тут не поможет. Мы на своем примере знаем, что ценят тех специалистов, с которыми легко работать. Профориентационную работу нужно проводить именно в этом направлении. И ведь сейчас дети очень любят гаджеты и достаточно замкнуты. У них больше сформированы навыки общения в виртуальной сети.
— А как будут организовываться индивидуальные учебные планы? Сейчас можно на них записаться?
— У нас есть ряд школ, которые это уже организовывают вместе с учреждениями дополнительного образования, к примеру 7 школа, Городская классическая гимназия, 33 школа. В каждой школе эти часы есть, с 10 классов. Это не обязательно уроки и занятия. Ребенок может, например, посещать музей, или заниматься тем, что позволяет ему развиваться и удовлетворять его познавательный интерес.
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ»
— Среди задач образовательной системы города также числится создание здоровьесберегающей среды на территории образовательного учреждения. Что это означает?
— Это очень сложный вопрос в условиях двухсменности, но здесь мы говорим о том, что в целом мы должны культивировать здоровый образ жизни, чтобы у детей прививалось чувство ценности собственного здоровья. Это та же утренняя зарядка, организация режима дня, осознанное отношение к своему питанию. Фастфуд – это самая привлекательная еда для детей сейчас. Понимание того, что есть много аддиктивных веществ, от которых надо сознательно отказываться и не употреблять их. Вообще ключевое слово здесь – формирование осознанного отношения к себе, ценности самого себя и небезграничности своего здоровья.
— Что именно изменится в связи с обновлением содержания уроков физической культуры?
— Сейчас там допускается не только сам спорт, но там могут быть элементы и йоги, танцев, фитнеса. И мне кажется, что это очень правильный и гибкий подход, в особенности для интересов детей.
«МУЗЫКА ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ РАЗВИВАТЬСЯ»
— На августовском совещании города Вы упоминали о введении школьных театров, спортивных клубов и возрождении хоров. К какому времени планируется их введение во всех школах города?
— Перед нами стоит задача, чтобы в каждой школе все это было. И здесь не идет речь о том, чтобы школьный театр построить как настоящий. На самом деле речь идет именно о театрализации образования. Школьные театры могут оказать очень большую поддержку, в том числе и психологическую, детям, чтобы помочь им найти свое место в мире, показать и попробовать свои возможности, снять стресс, пообщаться с детьми. Это хороший повод приобщиться к литературе, почувствовать ценность настоящего слова, хорошей музыки – это все очень полезно, и дети это любят. Важно просто помочь им в этом организоваться.
По активности фитнес-клубов и спортивных молодежных движений мы видим, что массовый спорт и физкультура развиваются, но школы проходят мимо этого, успевая только проводить уроки физкультуры. Школьные спортивные клубы тоже могли бы внести в это свою лепту, в том, чтобы сделать спорт более доступным и привлекательным для детей. Потому что лишь 8 ДЮСШ в нашем городе, не все туда попадают и там есть определенный отбор – надо иметь какие-то способности и таланты по спорту. Еще другой вопрос в том, что видов спорта очень много, и в процессе диалогов, дискуссий и изучении опыта мы будем помогать выстраивать работу спортивных клубов. И все равно многое зависит от личности тех, кто их ведет. Я думаю, здесь должно быть разнообразие, мы не должны вести всех под одну гребенку.
Работа по хорам у нас ведется благодаря проекту «Музыка для всех», который был инициирован Михаилом Ефимовичем Николаевым еще в 2012 году. Есть сильные школьные хоры, например, как в 17 школе, которые стали победителями российского конкурса школьных хоров в «Артеке» где-то года 2 назад. Поэтому это тоже нам необходимо дальше развивать. И здесь вопрос, конечно, кадров, потому что учитель музыки должен немножко прокачаться именно как дирижер-хормейстер. Также у нас есть музыкальные кластеры по округам города Якутска, где школы объединены и сотрудничают друг с другом. Во Дворце детского творчества мы создали объединенный школьный хор города Якутска, где хоры вместе собираются и поют одну песню. Мы будем это наращивать, потому что хоровое пение полезно и для здоровья, и для настроения, а также объединяющая культурная составляющая для поколения. Мы пока не можем говорить, чтобы везде было высокое качество, но в целом есть точки роста, и надо, чтобы их было больше.
Ежегодно идет смотр проекта «Музыка для всех» – и школы, и детские сады показывают, как они поют, исполняют. И когда-то мы делали мониторинг школ участников этого проекта: там были 3 часа музыки в начальной школе, и в них обязательно было коллективное музицирование инструментов и хор. И мы сравнивали результаты их учебы по всем предметам, их психологическое состояние, с контрольными классами, где эта программа не велась. Разница была существенная: у детей, которые занимались музыкой, чувство коллективизма и комфорта в школе было выше, они были более спокойные и уверенные в себе. Также и качество усвоения предмета (скорость чтения и письма) у этих детей тоже было выше. Музыка стимулирует мозг и помогает человеку развиваться. Надо прежде всего исходить от интересов детей, именно предметы по искусству их и вызывают – так у них появляется интерес и мотивация к изучению более сложных предметов, как математика, например.
Думаю, до конца года мы все это сделаем, но другой вопрос – качество, но мы будем стараться. Потому что есть много учителей заинтересованных, которые действительно хотят этим с детьми заниматься, и это не обязательно учитель-предметник. Условно говоря, школьный театр может вести и химик, если у него к этому есть интерес и любовь к театру. Наша задача им в этом помочь.
Образование – это не статичный учебник, это живое общение, диалог, на который влияют настроения в обществе, но и само образование, как океан, оказывает влияние и на будущую социальную температуру и климат.
- В тексте:
- управление образования Якутска
- школы Якутска