Обсуждаем послание Президента
Послание обусловлено осознанием властью необходимости системных перемен. Заслуга в этом принадлежит мировому финансовому кризису, который в нашей стране постепенно превратился в социально-экономический кризис, и имеет потенциал ударить и по политической системе государства.
Но, как говорится, нет худа без добра. Эти процессы оголили вековые проблемы России, и показали, что на сегодняшний день мы не можем достойно конкурировать с постиндустриальными странами.
На первый взгляд, цель модернизации традиционна, – «Россия должна стать мировой державой», - говорит президент. Как известно, к этому стремились все правители России, и исторически сложилось так, что наша внешняя политика всегда опережала внутреннюю политику. И победы на мировой арене достигались ценой неимоверного напряжения сил народа и государства.
Однако Дмитрий Медведев предлагает к этому принципиально иной подход. Во-первых, для завоевания статуса державы он предлагает подготовить сначала новый добротный экономический фундамент. Во-вторых, это будет «первый в нашей стране опыт модернизации, основанный на ценностях и институтах демократии». Конечно, в этом деле первая роль будет принадлежать государству, не зря самыми употребляемыми в послании стали разные формы слов «надо» и «необходимо» (они произносились 89 раз).
Все это означает, что в ближайшее время ресурсы государства будут направлены на всестороннюю модернизацию. А далее после 2020 г. уже можно прогнозировать активизацию России на международной арене, прежде всего в азиатской части мира. Ведь большинство положений в Послании непосредственно связаны с развитием Сибири и Дальнего Востока, где Якутия занимает ключевые позиции.
Но вернемся к анализу положений, актуальных для нас. Во-первых, многообещающим для нашей республики является осознание примитивности экономики, базирующейся на экспорте сырья. Возможно, государством будут предприняты действия по развитию в Якутии перерабатывающей промышленности, что откроет перспективы и для производства своих товаров. Участие Якутии в реализации проектов повышения энергоэффективности и модернизация коммунальных сетей позволит улучшить ситуацию в топливно-энергетическом комплексе.
Во-вторых, в качестве важного направления была отмечена нормализация ситуации в моногородах. Таких крупных городов у нас два – это Мирный и Нерюнгри, за счет которых формируется львиная доля регионального бюджета. Для улучшения ситуации президент призвал местных властей и работодателей внимательно относиться к нуждам конкретного человека. Также указал на необходимость оказания поддержки людям при переезде в более благоприятное для жизни и работы место. Будут создаваться благоприятные условия для внутренней трудовой миграции.
Так говорил президент:
«Больше медлить с этим нельзя. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире».
Для населения наших моногородов светлые перспективы могут открыть проведение независимого аудита корпораций и крупных компаний с госучастием и внедрение новых моделей управления. При этом президент считает целесообразным увязать оплату труда руководства компаний с внедрением технологий и инноваций, повышением производительности труда и снижением издержек.В-третьих, в условиях создания в республике федерального вуза актуальным является предложение Медведева больше уделять внимание опережающему профессиональному обучению, воспитанию молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности. Привлекательными представляются предложения о создании современных технологических центров, где будут сформированы привлекательные условия для работы ученых, инженеров и конструкторов. В нашей республике в основе реализации такого проекта может лечь концепция «трех долин».
В-четвертых, президент выразил желание продолжать активную реализацию государственной программы развития села. Так, правительству было поручено подготовить дополнительные меры по поддержке потребительского кредитования и расширению жилищного строительства. Эта позиция для нас также весьма привлекательна, ведь у нас в сельской местности проживает основная часть коренного населения. Нельзя сказать, что в республике в данном направлении ничего не предпринимается. В качестве примера конкретных действий можно привести проект «Тыам сирэ», направленный на решение актуальных проблем села.
Большой интерес для нас также представляют положения о технологической модернизации. В рамках реализации проектов повышения энергоэффективности будет вестись поиск альтернативной энергетики, что актуально для экологии в сырьевых регионах. Хотя неоднозначную реакцию населения нашей республики может вызвать реализация предложений по развитию ядерной энергетики, т.к. в прошлом уже был негативный опыт, последствия которого отражаются и сегодня. Со Стратегией развития РС (Я) до 2020 г. перекликаются установки Медведева развивать телекоммуникации и информационную инфраструктуру.
Реалистичность реализации стратегии Президента РФ основана на том, что в ней достаточно подробно отражены вопросы образования, культуры и искусства. Именно в этих сферах Дмитрий Медведев видит начало инновационного развития страны. Так, по его поручению была подготовлена инициатива «Наша новая школа», которая предусматривает расширение самостоятельности школ в определении образовательных программ и расходовании финансовых средств, сохранение национальных традиций народов России, использование технологий дистанционного обучения и т.д. При благоприятных условиях все это может обеспечить всесторонний учет региональной специфики в образовательном процессе.
Так говорил президент:
- Кстати, о часовых поясах. Мы традиционно привыкли гордиться их количеством, потому что это казалось нам яркой иллюстрацией величия нашей Родины. Это действительно так.
Но задумывались ли мы когда-нибудь по-серьёзному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий?
Примеры других стран (Соединённых Штатов Америки и Китая) показывают, что можно обходиться и меньшей разницей во времени. Это большие страны. Нужно рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов.
Конечно, надо просчитать все последствия такого решения. Это касается, кстати, и целесообразности перехода на летнее и зимнее время. Здесь тоже нужно сравнить все выгоды от экономии, очевидные неудобства, но сделать это надо.
Я надеюсь, что специалисты дадут нам объективный, подчёркиваю, объективный ответ на эти вопросы».
Выполнение заявленных президентом мер должно обеспечить полноценное участие в политическом процессе партий, которые сегодня являются внепарламентскими. И возможно наиболее популярную из них возглавит сам Дмитрий Медведев после своего второго срока президентства (в 2018 г.) для «дружеской» конкуренции с Владимиром Путиным.
Очевидно, что появление на российской политической сцене нескольких крепких партий приведет к значительной перегруппировке в среде финансово-экономической элиты, что будет способствовать оздоровлению ситуации в сфере крупного бизнеса.
В целом все предложения Дмитрия Медведева должны привести к достижению динамической стабильности в нашей стране, характеризующейся адаптивностью и открытостью к внешним переменам. Это означает преемственность и логичность развития нашего государства.
Политолог Семен Дьячковский,
ученый секретарь общества «Знание»
Каждый человек живет в своем времени
Земля, как известно, шар. Следовательно, по каждой параллели она имеет в окружности 360 градусов. Земля обращается вокруг своей оси круглым счетом, за 24 часа. Поэтому каждая точка параллели, через которую можно провести меридиан, имеет свое местное время – время рассвета, восхода и захода Солнца. И человек, как все организмы планеты, за миллионы лет своего развития привык к своему времени и живет в своем времени.
Но для административного и хозяйственного управления крайне неудобно приспосабливаться к местному времени. Поэтому в Европе еще в 19 веке было введено поясное время из расчета 360 град.: 24 часа = 15 градусов долготы, т. е. за один час Земля поворачивается вокруг своей оси на 15 градусов.
В нашей стране поясное время было введено в 1918 году. Наша страна по долготе имеет протяженность круглым счетом 150 градусов и потому имеет 10 часовых поясов. Это естественно. К этому времени население привыкло.
Якутия имеет протяженность по долготе немногим меньше 60 градусов и поэтому может иметь 4 часовых пояса, хотя, на самом деле, их установлено всего три. По всей вероятности запад Якутии, когда вводили часовые пояса, был практически не заселен. Поэтому западная часть республики с центром, по-видимому, и вошли в один пояс. Поэтому, речь не может идти об изменении часовых поясов, поскольку они объективно существуют, а речь может идти лишь о приведении некоторых административных границ в соответствие с часовыми поясами.
И это, по всей видимости, относится к Европейской части страны, и, может быть Иркутской области и республики Бурятия, которые составляют отдельный «остров» шестого (от Гринвича) пояса.
Что касается Якутской республики – стоит ли на западе выделить еще один пояс? Люди давно привыкли к существующим часовым поясам. Извилистость границ в республике определена границами природными и улусными. «Кроить» здесь тоже вряд ли что-то надо.
Григорий Николаевич Максимов,
профессор кафедры географии ЯГУ