17.03.2017 | 17:04

Оройко-ойуун

В старые времена, в самом начале девятнадцатого столетия, в наших местах, а именно в наслеге Моорук Мегинского улуса проживал великий ойуун*по имени Оройко Ыстапаан. По слухам, настоящая его фамилия была Ермолаев, но он поменял ее на Степанов, так как не поладил из-за чего-то с родичами.
Автор: EXO-YKT

Как рассказывают, это был очень сильный шаман, обладающий гипнозом и другими таинственными чарами. Причем своим мастерством Оройко был обязан не кому-нибудь, а самим индийским магам, проживающим очень далеко, за Гималаями. Немудрено, что остальные шаманы даже не пытались соревноваться с ним в мастерстве и признавали его превосходство. Все односельчане уважали Оройко-ойууна, боялись его орлиного взора и даже гордились, что именно в их наслеге жил такой великий маг. Его родной дед, наслежный князь, по слухам, был сильно верующим человеком и носил, не снимая, нательный крест, а Оройко  любил ездить на своем любимом коне, посадив тому на холку рыжего кота. 

И за одну ночь мог камлать в девяти разных местах. Так, встречались на дороге двое мужчин, и по обыкновению один спрашивал у другого, какие, мол, новости? Второй отвечал, что всю ночь у них проводил камлание Оройко-ойуун. Первый же утверждал, что Оройко камлал именно у них. Таким образом, можно было насчитать аж девять балаганов, где за одну и ту ночь камлал этот ойуун. Однако никто не мог с достоверностью доказать, где же был настоящий Оройко, а где его двойники.

Его слава разнеслась далеко за пределами родного наслега и улуса и, наконец, дошла до самого господина исправника, проживающего в городе Якутске. Он, конечно же, не поверил этим россказням, но, так как рассказы об удивительном шамане повторялись, решил самолично посмотреть на этого человека. Поэтому через улусного кулуба* велел передать, чтобы Оройко явился пред его светлые очи и показал ему свои чары. Кулуба, естественно, оправил в наслег Моорук гонца, который самолично передал приказ господина исправника. Однако своенравный и грозный шаман наотрез отказался ехать в город и показывать чары какому-то исправнику, до которого ему никакого дела не было. Местный кулуба, боясь гнева вышестоящего начальника, так и так пытался убедить Оройко не гневить грозного тойона, но не тут-то было. Пришлось передать исправнику, что, мол, шаман не желает ехать в город. 

Разгневанный таким непослушанием, исправник послал из города казаков, которым было велено: без шамана не возвращаться! Вскоре в наслег прибыли казаки и,  крепко-накрепко связав упрямого шамана кожаными прочными веревками,  засунули его в мешок, бросили на сани, для пущей верности двое дюжих казаков уселись на мешок верхом. От этого наслега до города  было около десяти кёс*, то есть довольно далеко, за один день не доедешь, по дороге приходилось где-нибудь переночевать.  И вот за всю эту долгую дорогу пленник ни разу, к великому удивлению стражников, не застонал, не покряхтел, не пожаловался, не попросился по-маленькому, не ел, не пил… 

Наконец показался город, доехав до тюрьмы, казаки вытащили мешок с шаманом и поволокли к начальству. Тот приказал открыть завязанный мешок, развязать путы и вытащить строптивого шамана на свет. Казаки кинулись исполнять приказ. Каково же было их изумление, когда, развязав мешок, они обнаружили не шамана, а … трухлявую колоду, крепко связанную кожаными веревками. Увидев это, исправник в гневе вскричал: «Мерзавцы, вы что мне привезли, чертовы дети, дураки?! Вы издеваетесь, что ли, надо мной!» Те только хлопали глазами и разводили руками. Под конец, не получив от них никакого внятного объяснения, господин начальник велел отправить в холодную камеру незадачливых казаков. 

Назавтра на свежую голову решил еще раз поговорить с ними, но в это время, откуда ни возьмись,  вдруг зашел сам Оройко-ойуун и спросил: для чего его вызвали из родного наслега в такую даль?  Очень удивленный и заинтригованный, исправник стал выспрашивать у шамана, как это, мол, у него получается быть в один день в девяти разных местах, да еще и камлать? И пусть, дескать, рассказывает всю правду, в противном случае пригрозил посадить в холодную камеру и посечь розгами, чтоб неповадно было врать и морочить людей. 

- Да, - спокойно ответил Оройко, - я действительно могу за один вечер находиться в разных местах и камлать. Если не верите, можете спросить у моих земляков-моорукцев. 

- Нет, ты нагло врешь! – не выдержал исправник. – Такого просто быть не может! Подлец, обманываешь меня, ты, наверное, дурак, да?  В ответ на гневную тираду Оройко даже глазом не моргнул, а, наоборот, широко заулыбался, чем довел и без того сердитого тойона до бешенства. Он, вызвав охрану, велел заточить наглеца в холодную одиночную камеру и закрыть на замок. И отправился домой, думая про себя, что за ночь тот одумается и признается в обмане, а если он действительно пособник дьявола, то пусть сгниет в этой тюрьме, туда ему и дорога! Однако его назавтра ожидал неприятный сюрприз.  Как только господин исправник явился на работу, ему доложили, что  вчерашний инородец, шаман, вместо тюрьмы, заложив руки за спину, разгуливает в центре города на базаре. Тут же был вызван начальник тюрьмы, который клялся и божился, что собственноручно запер инородца в камеру и в подтверждение своих слов вынул связку ключей из кармана. 

- Тогда иди и приведи этого дьявола сюда! – приказал исправник. Начальник, как ему было велено, оправился в камеру, чтобы воочию убедиться в том, что узник находиться там, где ему подобает быть. Каково же было его удивление, когда он, открыв камеру тяжелым ключом, никого не обнаружил, зато на нарах – как бы в насмешку над всеми -  валялась все та же трухлявая колода. От страха у него затряслись руки и ноги, но делать нечего! – прихватив казаков, он отправился на торговую площадь. И конечно же, обнаружил там вчерашнего инородца-шамана, как ни в чем не бывало разгуливающего по  базару и ведущего беседу с торговцами. На него тут же навалились, скрутили и поволокли прочь. 

- Вот, привели, господин исправник! – доложили.

- И где он был? 

- На базаре. 

- А как он там оказался, если, как вы утверждаете, он должен был находиться под замком? – строго спросил тойон. 

Но в ответ начальник тюрьмы только развел руками. Назавтра история повторилась. Утром неугомонный шаман вновь был обнаружен не в холодной камере, а все на том же базаре. На этот раз напуганы были все, тем не менее решили наказать строптивца и высечь его розгами. Несколько здоровенных казаков в поте лица секли его розгами, но и на этот раз шаман не издал ни звука. И вдруг оказался возле господина исправника, который восседал за столом и взирал на экзекуцию, и сказал тому на ухо: мол, что это казаки не стараются и плохо секут Оройко-шамана, нехорошооо… От неожиданности тот вздрогнул и закричал не своим голосом:

- Ты не человек, ты абаасы, сам сатана во плоти! Сгинь с глаз моих долой! И больше не показывайся! 

Опомнившиеся от этих криков казаки увидели, что секли не человека, а сухую древесину, и устыдились этого. 

Так великий шаман Оройко Ыстапаан, проучив господина исправника, благополучно вернулся на родину, в наслег Моорук. Однако после этого случая недолго прожил там и отправился в сторону реки Вилюй. И больше на родину не возвратился, так и пропал. В родном наслеге остался жить единственный сын Хабырыыс. От него родился также единственный сын Уйбаан Бочороох, от которого родились двое сыновей и несколько дочерей. От одного из сыновей Бочорооха родился один сын, который впоследствии стал учителем и участвовал в Великой Отечественной войне. У него не было сыновей, так что на нем ветвь Степановых – прямых потомков Оройко Ыстапаана – оборвалась. От дочерей Бочорооха  пошли уже другие роды, под другими фамилиями… 



Ойуун – шаман.

Кулуба – улусный голова.    

Новости

Популярное

Форум «Якутск 4.0.0»: с представителями  общественности и бизнеса обсудили улучшение городской среды и качества жизни людей
Город | 1 день назад
Форум «Якутск 4.0.0»: с представителями общественности и бизнеса обсудили улучшение городской среды и качества жизни людей
В рамках празднования 392-летия столицы Якутии в Центре цифрового образования «IT-куб» проходит дискуссионная площадка форума «Якутск 4.0.0» на тему «Реализация мастер-плана города Якутска. Первые шаги». В форуме принимают участие руководители структурных подразделений Окружной администрации, представители общественности и бизнеса. Участники обсудили вопросы обеспечения качественной городской среды и комфортного проживания жителей города....
В Якутске стартовал кубок главы по бильярду
Город | 1 день назад
В Якутске стартовал кубок главы по бильярду
Сегодня, 7 сентября, глава Якутска Евгений Григорьев приветствовал участников турнира по бильярдному спорту «Кубок главы городского округа «город Якутск», посвященного 392-летию со дня основания города Якутска. Традиционно жители Якутска во вторые выходные сентября отмечают День города, среди праздничных мероприятий есть немало спортивных соревнований. «Уважаемые любители бильярда, поздравляю всех вас с...
Жители Якутска празднуют 392-летие со дня основания города
Город | 1 день назад
Жители Якутска празднуют 392-летие со дня основания города
В субботу, 7 сентября, в Якутске на различных площадках проходят историко-культурные и патриотические мероприятия в честь Дня города. В рамках праздничной программы на площади Орджоникидзе под девизом «Якутск - город трудовой доблести» жители и гости столицы увидели военно-патриотическую выставку, организованную сотрудниками МВД РС(Я). Здесь же была представлена выставка фотографий женщин...
В Якутске чествовали «золотых» юбиляров супружеской жизни и молодоженов
Город | 1 день назад
В Якутске чествовали «золотых» юбиляров супружеской жизни и молодоженов
В канун Дня города, 7 сентября, глава Якутска Евгений Григорьев поздравил с золотой свадьбой супругов Ефремовых - Николая Дмитриевича и Анастасию Степановну. Свой брак они заключили ровно 50 лет назад, 7 сентября 1974 года. Поздравления от Председателя Правительства Якутии Кирилла Бычков и главы города Якутска Евгения Григорьева в этот день...