ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТИ, или правила ведения щекотливых разговоров
3-4 года: ждем подходящий момент…
Вспомним себя: честно говоря, я не помню, чтобы мне кто-то объяснял, как я появилась на свет. Долгое время считала, что детей, как кукол, покупают в магазине. Потом помню нечто смутное про пресловутого аиста, огород с капустой и просто: «шли-шли и по дороге нашли». Время было советское, секса в СССР априори не существовало, мама-учительница старалась не задевать щекотливых тем. В общем, узнала я о том, как появляются детки, скорее всего, от кого-то из школьных и дворовых друзей. Честно – не помню!
Так ждать ли подходящий момент? Нет, нет и нет. Так считает большинство психологов. Не стоит откладывать «щекотливый разговор» и что-то скрывать от ребенка.
Если ваш 3-летний сынишка интересуется, почему он ходит в туалет не так, как девочка, можете быть уверены: он развивается соответственно возрасту и в меру любознателен. Примерно с этого возраста дети начинают различать друг друга по половому признаку. Обычная ситуация – любопытный ребенок, взгляд которого вы тщетно пытаетесь перевести на лирический пейзаж, спрашивает: «А что это там делают две смешные собачки, и почему они залезают друг на друга?» Можно, конечно, ответить, что они играют в «лошадки». Но лучше, используя подходящий момент, объяснить, что вот таким образом у них появляются маленькие щеночки. И не вдаваться в подробности, если ребенок о них не спрашивает. А если спросит, рассказать ему на уровне его понимания примерно таким языком, каким вы стали бы объяснять, например, устройство будильника. При этом учтите, что последнее представляет для него не меньший интерес, чем вопрос, от которого у вас происходит резкий выброс адреналина в крови. А увлекшись, не перепутайте взрослый язык с детским и не напугайте ребенка на всю жизнь рассказами о разъяренном сперматозоиде, который всеми силами стремится проткнуть в ничего не подозревающую яйцеклетку.
Как сказать?
Моментом, когда ваш 4-летний малыш спрашивает о таинстве появления на свет, надо пользоваться. В противном случае он попытается получить ответ из других источников - начиная с фильмов и заканчивая «экспериментальными играми» с другими детьми. Очень внимательно они смотрят случайно подсмотренные «фривольные» моменты по телевидению, наблюдают за отношениями родителей и даже знают, как чмокнуть в губки... Не краснейте и не паникуйте. Постарайтесь учесть, что только для вас эти вопросы содержат сексуальный контекст, а для ребенка то, чем занимаются собачки, не интереснее того, откуда берутся снежинки. В три года ребенка не интересуют россказни о яйцеклетках и сперматозоидах. Говорить с ребенком надо на языке, соответствующем его возрасту. На вопрос «А как ребенок появляется на свет?» ответьте: «У мамы внизу живота есть специальное отверстие, и через него при помощи доктора малыш выбирается на свет». «Я хочу посмотреть!», - говорит ребенок. «А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать». Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.
Сколько бы раз ваш ребенок ни задавал вам свои сокровенные вопросы, всегда отвечайте ему спокойно и уверенно.
В школе обо всем расскажут...
Такой позиции придерживаются многие из моих знакомых. Ну, что-то вроде того, что «всему свое время, зачем торопиться, позже узнает – позже начнет», ну, и все в таком духе. Конечно, в школе расскажут. Только сколько придется ждать?
Однако давайте предположим, что вашему ребенку уже 6-7 лет, вопросов о сексе он вам еще не задавал, и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть, тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультиками, компьютерными играми и собиранием наклеек? В конце концов, в школе ведь будут уроки анатомии...
Но, извините: до анатомии у вашего ребенка еще лет восемь учебы. А за эти годы ему такого нарасскажут... И потом, урок есть урок: это лишь изложение знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами?
Поэтому, советуют психологи, в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант: «Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет животик, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?» Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знания по данному вопросу. Сами! А не дворовые мальчишки и девчонки, более старшие по возрасту.
9-11 лет: самое время для подробностей
Вопрос «А как ребенок попадает к маме в живот?», как правило, задают более взрослые дети. Ответ: «У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, семечко от папы переходит к маме».
Именно в возрасте 9-11 лет, по мнению психологов, необходимо провести с ребенком первый детализированный разговор и объяснить, что папа с мамой не только обнимаются, но папино семя попадает в мамин животик, из-за чего и рождается новая жизнь. Дождитесь подходящего момента и постарайтесь не превратить разговор в нудную лекцию. Важно, чтобы в разговоре приняли участие оба родителя: ребенок должен ощущать, что мама с папой ничего от него не скрывают. Для «щекотливых разговоров» нужна спокойная обстановка и атмосфера дружеской беседы. И тут есть несколько важных моментов.
Цените то, что ребенок обратился с этим вопросом именно к вам! Это значит, что он вам доверяет, так что постарайтесь оправдать его ожидания.
Постарайтесь заранее выяснить, какой информацией уже обладает ребенок. Возможно, он уже нахватался «по верхам» и даже составил представление о сексуальном акте. Если окажется, что ваш ребенок более-менее осведомлен в вопросе (например, узнал от «просвещенных» одноклассников или вычитал в книге) – не навязывайте ему разговор о сексе. Скорей всего, это его смутит, а не порадует.
Во времена нашего детства и юности как-то не были приняты разговоры родителей с детьми на подобные темы. Почему? Потому что, простите за повтор, «секса у нас не было». Семья была, прежде всего, ячейкой общества. Великий советский педагог Макаренко вдохновенно советовал: «...воспитывая в ребенке честность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей родине... мы тем самым воспитываем его в половом отношении». Бесспорно, половое воспитание - это не только разговоры об интимной стороне жизни, но если бы вся эта мораль внедрялась на фоне хоть какой-то сексуальной осведомленности! А возрастные особенности растущих организмов требовали истины, и дети добивались ее тем или иным путем. Что же ребенок может добыть самостоятельно?
Методом проб и ошибок…
Моя коллега рассказала такую историю.
- Мама воспитывала меня одна. На мой вопрос, откуда берутся дети, она отвечала, что женщина покупает в аптеке таблетку, пьет ее, и через некоторое время ей разрезают живот и оттуда достают мальчика или девочку. При этом она демонстрировала мне свой шов на животе. И я этому долго и упорно верила! Потом в школе, это было в 5-м классе, мы на перемене вдруг стали обсуждать эту тему с девочками. И каково же было мое удивление, когда одна из них сказала, что дети вылезают «оттуда». Я этому не поверила. Летом поехала в пионерлагерь. Здесь мое просвещение продолжалось, набирая обороты. Что я только не услышала! Я была просто убита! Не могла вообразить себе такое! Но тут же одна девочка все опровергла, сказав, что для того, чтобы забеременеть, достаточно и мужчине, и женщине надеть на ночь трусы больше своего размера, и все! Так мы и решили, что, когда будем взрослыми, воспользуемся именно этим способом...
Вот так, методом проб и ошибок, с помощью рассматривания атласа анатомии, чтения крайне редких книг о сексе и собственного инстинкта молодежь с горем пополам во все времена разбиралась в тайне вопросов пола.