Память как элемент развития
Действительно, кажется, у него есть некоторые проблемы с произношением и с памятью, по крайней мере, на стихи. Опять же подумалось: с возрастом пройдет. Забеспокоилась я после разговора с логопедом. Есть у них в садике такая услуга, платная, конечно, но не суть важно. Поговорили мы, она мне проблемы все обозначила – то есть, все то, что я и сама замечала, и спросила: «С чем вы можете это связывать?». Имеется в виду, нарушение речевых функций и память. А связать я это могу только с одним: в четыре месяца Данька переболел тяжелой болезнью, полтора года мы практически жили в больнице, перенесли две сложные операции, не считая легких вмешательств, несколько десятков глубоких наркозов и процедур МРТ и КТ. Стояли на учете у невролога. И тут логопед сказала: «Теперь мне все понятно. Вам нужно пройти курс лечения у невролога и лишь потом начать заниматься с логопедом». То есть, без медикаментозного вмешательства – ну никак. Одним словом, нужно подготовить мозги, иначе говоря – пить лекарства по определенной схеме. Чтобы и речь сделать правильной, и память организовать до того момента, когда он перешагнет порог школы. Чтобы дети не дразнили, и комплексы не появились. Ведь память – важный для обучения и развития познавательный процесс. И если в этой области есть нарушения, то важно разобраться, в чем именно проблема, тогда помочь ребенку можно своевременно и сравнительно легко. А нам до школы осталось еще года три.
Другие дети в этом возрасте...
Интересно, а можно ли сделать «все это» не только с помощью медицины? Я не говорю только о правильности речи, но хотя бы память натренировать? Покопалась в интернете. Выяснилось, что обычно годам к пяти-шести разница в развитии детей становится очевидной. Часто именно в это время родители начинают беспокоиться. Скоро в школу: уроки, задания, ответственность, а ребенок по десять раз одно и то же переспрашивает. Действительно, память – важный показатель готовности к школе. Однако ее недостаточное развитие в пять-шесть лет еще не говорит о том, что все школьные годы ребенок будет отставать от сверстников, и что у него будут трудности в учебе. Вполне возможно, что развитием памяти у ребенка просто никто не занимался. Выяснилось, что не только у меня одной такие проблемы. Подруга Лиля рассказала, что, когда родился первый ребенок, она была увлечена идеей естественного воспитания. Без садика, без всяких логопедов-психологов, без компьютеров и телевизоров. Они переехали на дачу, жили там круглый год, дети целыми днями играли на улице, и она радовалась тому, что живут они в полном единении с природой. А когда вернулись в город – пришла пора идти в школу. На консультации ей сказали, что Дениска отстает от всех детей в своей возрастной группе. Для нее это было удивительно – она всегда считала, что развитие должно идти само по себе. Теперь говорит «спасибо» учительнице – она стала заниматься с Дэником дополнительно. За полгода ликвидировали все пробелы. «Похоже, перегнула я с естественным воспитанием», - признает Лилька.
С одной стороны, по словам психолога Светланы Заболотней, память действительно развивается сама – в процессе общения, повседневных ситуаций. С другой, нужны и специальные навыки, и тренировка.
- Дело в том, что в 4-6 лет меняется процесс запоминания. Память становится смысловой, освобождается от опоры на восприятие. Ребенок начинает осознанно управлять своей памятью. Но он не может научиться приемам запоминания, если у него нет в этом необходимости. Родителям стоит об этом позаботиться, особенно если ребенок не ходит в садик, где такие занятия – часть программы. Домашние уроки по развитию памяти должны быть интересными для детей. Например, разыгрывание сценок или чтение стихов по ролям, или игры. И будет лучше, если сам ребенок не будет знать, для чего вы это делаете. Обсуждать при нем проблемы памяти, ваши опасения не стоит. Также не стоит давать оценки, напоминать, что вы следите за результатом. Это будет только поводом для тревоги, а не стимулом улучшить свою память, уточняет специалист.
Помнит все, что не надо?
Пожалуй, все родители сталкивались с ситуацией, демонстрирующей особенности памяти произвольной и непроизвольной. Какую-нибудь шутку или явно не детский стишок просто на лету, что называется, ребенок схватывает. А вот слова песни про осень выучить не может. Даньке дали выучить всего-то две строчки: «Дождик, дождик, не дожди, дождик, дождик, подожди». Ни в какую – старается, доходит до слез, потом ставшее любимым выражение «не умею говорить!», и делает ноги куда подальше от мамы-«изверга» с непонятными стихами. А вот хулиганский стишок за братом повторил молниеносно. Помните, еще из нашего детства: «Коля-Коля-Николай, сиди дома, не гуляй, а то девочки придут, поцелуют и уйдут»? Особенный восторг у него вызывала... вторая часть стишка.
Причина такой избирательности, утверждают специалисты, – разное отношение к запоминаемому. В первом случае мотивация возникла сама собой: такие необычные слова, и все окружающие, услышав, сначала засмеялись – конечно, надо повторить. Во втором о мотиве должны были позаботиться взрослые. Особенно если слов много, или они трудные для запоминания. Создать мотив нетрудно, главное – он должен иметь позитивную окраску.
Соседка как-то пожаловалась: «Нам всегда так тяжело учить стихи к утренникам. Ну, не любит дочка это занятие. И уговаривать приходится, и обещать подарок за выступление. Свекровь, увидев однажды, как мы занимаемся, сказала: «Нет, это не дело. Давай-ка ее ко мне на выходные. Моя подруга придет. Она сорок лет в садике проработала. Медведя может заставить поэму выучить». Я и согласилась. Жалею до сих пор. Дочь стишок выучила, но на утреннике ее стало тошнить, и, конечно, на сцену ее не выпустили. А теперь она вообще отказывается в чем-либо участвовать. И не запоминает ничего». Дети по-разному реагируют на мотивы угрозы. Есть те, кому можно сказать: «Не справишься ... никуда с нами не поедешь» (правда, это не значит, что такой способ убеждения должен быть ведущим: он формирует ориентацию на избегание неудач, а не на достижения). Но есть и такие, кого столь жесткий мотив дезорганизует совсем – вызывает страх. То же касается и сверхсильной мотивации. Ребенок не боится, а, наоборот, слишком сильно хочет сделать все, как сказали. «Мы придем всей семьей, мы будем тебя фотографировать. Ты уж нас не подведи – там целый зал народу будет». Вспомните себя. Я, к примеру, зная, что в зале сидят родители, замыкалась, волновалась, а став старше, меня преследовал один и тот же панический страх: забыть слова песни или сбиться с ритма, а то и позабыть выученную пьесу. В школьные годы я пела в хоре и училась в музыкалке по классу фортепиано. Кстати, отголоски этого детского страха, поверьте мне, сохраняются на всю жизнь. Если их вовремя не локализовать.
Поэтому нужно знать: всем процессам памяти – запоминанию, сохранению, воспроизведению – такая мотивация мешает. И забыванию (а это также процесс памяти) тоже. На выступлении половину забыл, половину перепутал, зато потом эта речь годами из головы не выходит. Слово в слово.
Это что, возрастное?
Многие взрослые полагают, что, чем старше ребенок, тем хуже у него память. Одна знакома говорит: «Моя Лера в три года могла пересказывать целые рассказы с точностью до слова, и с той же интонацией, и с теми же паузами. Все говорили, что это необычный ребенок. В школу раннего развития отдали – с двумя языками, с занятиями логикой и литературой, с музыкой. Но сейчас никаких особых способностей не видно. И запоминает ровно столько, сколько скажут». Конечно, в возрасте 6 лет говорить о том, что ухудшения памяти - следствие возраста, совершенно неправильно. И память, и внимание, и мышление, наоборот, активно развиваются. Ослаблять познавательные способности могут внешние неблагоприятные условия. Например, излишние нагрузки. Какими бы интересными и увлекательными ни были занятия, их тоже может быть слишком много. У детей бывают состояния, похожие на синдром хронической усталости, когда и интерес к происходящему теряется, и способности ослабевают. Ухудшение памяти может быть следствием психической травмы. Причем не сразу, а в отдаленном периоде, когда, казалось бы, все неблагоприятные события уже остались в прошлом. Такие же изменения бывают, если ребенок постоянно подвергается стрессам, пусть и не особенно сильным. Например, живет в условиях конфликтов взрослых или часто меняет место жительства. Конечно, имеет значение и общее состояние здоровья. Трудности с запоминанием могут быть при неврологических заболеваниях, болезнях ухо-горло-носа, любых нарушениях, сопровождающихся болями. В этих случаях, конечно, стоит начать лечение основной проблемы, и память сразу улучшится.