Партии хотят сами формировать правительство
Представители парламентских политических партий на состоявшемся 26 ноября в Москве «круглом столе» обсудили доклад под названием «Государство, способное преодолеть кризис. Предложения по реформе правительства». Он был представлен Институтом приоритетных региональных проектов. Суть предложений, озвученных в документе, сводится к тому, что парламентским партиям надо будет сформировать коалицию и договориться друг с другом о постах вице-премьеров и министров. При этом все полномочия президента страны по формированию правительства остаются неизменными, хотя ключевая роль здесь отводится Государственной Думе. По утверждениям авторов доклада, документ готовился без какого-либо влияния Администрации Президента РФ, и с ней не согласовывался.
Качество проработки концепции формирования коалиционного кабинета высоко оценили депутаты Госдумы от КПРФ и ЛДПР. Причем, настолько, что, объединив усилия, коммунисты и либерал-демократы уже в ближайшее время могут внести в нижнюю палату парламента соответствующий законопроект. И это уже серьезно, поскольку сам по себе факт возможных совместных действий КПРФ и ЛДПР уже беспрецедентен, учитывая, мягко говоря, непростые взаимоотношения между этими политическими силами. Не исключено, что тема коалиционного правительства может быть отражена и в Послании Президента Федеральному собранию, с которым Владимир ПУТИН, как ожидается, выступит 4 декабря. Примечательно, что в отличие от прошлых лет, в нынешнем году Правительство РФ не участвует в подготовке Послания Президента.
Чтобы по-новому формировать правительство не надо будет менять Конституцию. Все полномочия Президента предлагается сохранить. Например, силовой блок правительства полностью остается под контролем главы государства. Он по-прежнему будет предлагать Госдуме и кандидатуру председателя правительства. Вот только стать им сможет лишь лидер парламентского большинства. В компетенции партийной коалиции окажется согласование кандидатур на посты вице-премьеров и министров. Сам документ весьма технологичен – в нем детально прописано, как вычислить квоту той или иной вступающей в соглашение фракции, что делать с нераспределенными местами, каким образом расписываются конкретные министерства. Есть даже пункт о страховке от политического риска срыва коалиции со стороны недовольных своей долей фракций. Все решения должны приниматься тремя четвертями от общего состава депутатов Государственной Думы, а само решение о назначении премьера принимается в пакете с документами о вице-премьерах и министрах.
Эксперты отмечают, что появление этого доклада и предлагаемых в нем нововведений именно сейчас неслучайно. Россия вступила в длительный период неблагоприятной экономической конъюнктуры. Сырьевая экономика и так подвержена высоким рискам. Но в условиях внешних санкций, попыток изолировать страну от основных рынков и глобальных возможностей эти риски возрастают в разы. И здесь же авторы указывают на самое слабое звено российской власти – действующий кабинет министров. «Складывается впечатление, что правительство не в полной мере контролирует обстановку. Система госуправления, возглавляемая правительством РФ, демонстрирует отсутствие какой-либо государственной стратегии и при этом показывает себя отнюдь не лучшим антикризисным менеджером», - говорится в докладе. При этом все активнее идут разговоры об отставке кабинета министров, хотя они не раз появлялись и раньше.
Предлагаемый механизм формирования правительства отражает и политическую обстановку в нижней палате парламента. Как известно, все четыре партии, представленные в Государственной Думе, полностью поддерживают президента страны. Однако три из них считаются оппозиционными и постоянно жестко критикуют, как отдельных министров, так и все правительство в целом. А это не способствует повышению эффективности работы исполнительной власти. Выход из этой непростой ситуации предлагается в усилении роли парламента в формировании исполнительной власти. Праобразом предлагаемой модели стало правительство Евгения ПРИМАКОВА образца 1998 года, которое, по сути, и было коалиционным. Напомним, что именно этому кабинету министров в достаточно короткое время удалось найти способы вывода страны из кризиса, возникшего после дефолта.