По коррупции - трудовым кодексом!
Работников госкорпораций и различных госфондов все-таки решено приравнять к госслужащим. Соответствующие поправки в Трудовой кодекс (ТК) разрабатывает Минтруд. Ведомство также предлагает прописать для всех чиновников дисциплинарную ответственность за потенциально коррупционные нарушения. Сегодня в антикоррупционном законодательстве странная картина: там указано, что чиновники подлежат уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за так называемые нарушения против порядка службы. Соответствующие статьи есть в Уголовном кодексе, имеются они и в Кодексе об административных правонарушениях. В Гражданском и Гражданско-процессуальном кодексах об ответственности должностных лиц тоже написано подробно. А вот в Трудовом кодексе ни одной меры дисциплинарной ответственности госслужащих до сих пор нет.
В Минтруде обратили внимание на эту коллизию и решили подлатать действующий ТК. Авторы поправок пишут, что хотя в Трудовом кодексе есть статья 193, где определен порядок применения дисциплинарных взысканий к чиновникам, но на практике он «не соотносится с действующими процедурами привлечения к ответственности в случае совершенного работником нарушения ограничения или запрета, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, неисполнения обязанности». Кроме того, здесь нет четкого перечня наказаний, которым можно подвергнуть чиновника. Критики антикоррупционного законодательства уже давно указывали на то, что борьбу с низовыми коррупционерами государство не просто отдало в руки кадровых управлений тех же самых ведомств, где правонарушители служат, но и не снабдило кадровиков нужными карательными инструментами. И вот теперь Минтруд решил их предъявить. По его предложению за нарушения порядка службы чиновнику могут выноситься замечания и выговоры, а крайней мерой станет «увольнение в связи с утратой доверия». Напомним, что эту формулировку уже давно применяют как к губернаторам, так и к крупным руководителям, а теперь она становится универсальной.
Специализированное антикоррупционное законодательство в России существует вот уже почти семь лет. В декабре 2014-го с подробным отчетом о его эффективности выступил руководитель Администрации Президента РФ Сергей ИВАНОВ. Тогда он сообщил, что за девять месяцев минувшего года, «за коррупционные преступления осуждены 8 тыс. человек, из них 45 – депутаты и кандидаты в депутаты, 1200 – гражданские служащие, столько же и работников государственных организаций». То есть, коррупционеров ловят уже постфактум, когда они совершили нарушение, наказывая за это административно или уголовно. Между тем сами власти не раз подчеркивали, что в этом деле нужна профилактика, что важно зарубить коррупционные поползновения на корню. Добиться же этого можно через дисциплинарные взыскания, которых как раз и не было.
Минтруда в своем законопроекте также предложило приравнять к чиновникам работников госкорпораций, госкомпаний, госфондов и всех других организаций, созданных на основании отдельных законов, либо для исполнения тех или иных государственных функций. И на них теперь в полной мере распространяются все антикоррупционные запреты и ограничения. То есть, они должны будут избегать конфликта интересов, отказываться от подарков на сумму более 3 тыс. руб., заявлять о коррупционных подходах к ним, подавать декларации за себя и свою семью и соблюдать другие антикоррупционные требования.
Сегодня для всех этих сотрудников, которые вроде бы трудятся на государство, но общим правилам для всех чиновников не подчиняются, нормами Трудового кодекса «установлены особенности регулирования труда». Причем, согласно Закону «О противодействии коррупции», все эти чиновники «с точки зрения градации антикоррупционных запретов рассматриваются как целостная категория». Эта проблема, действительно, стоит очень остро. В законе о противодействии коррупции ссылка на дисциплинарную ответственность служащих есть, а в Трудовом кодексе ее нет. Однако эксперты скептически относятся к возможности привлечения к ответственности сотрудников квазигосударственных структур, перечисленных в поправках Минтруда.