Пока суть да дело, бизнес умирает
— Татьяна Александровна, реальны ли механизмы, влияющие на закрытие таких лже-кафе?
— Да, конечно. По ФЗ-171 регион вправе принимать решения самостоятельно. Поправка дает возможность увеличить расстояния расположения таких заведений от жилых домов и общественных пространств в соответствии с правилами благоустройства и другими местными нормативно-правовыми актами, увеличить квадратуру таких заведений и в целом принять ряд мер, ужесточающих условия деятельности так называемых лже-кафе.
— В сфере бизнеса вы известный защитник прав предпринимателей, а здесь как-то наоборот выходит?
— Я за чистый бизнес и честную конкуренцию. Когда некоторые граждане, пользуясь пробелами в законах, в погоне за сверхприбылью находят лазейки для того, чтобы не сертифицировать продукцию, торговать алкоголем 24 часа в сутки на двадцати квадратных метрах, игнорируют все правила, в том числе санитарно-гигиенические нормы, то здесь я за ограничение или даже закрытие таких заведений, которые в принципе искажают понятия об объектах общественного питания, и это черным пятном ложится на все предпринимательское сообщество.
— То есть разделите предпринимателей на черных и белых?
— А пусть и так звучит. Моя позиция в этом вопросе неизменна. Вы знаете, сколько сертификатов приобретает честный бизнесмен, работающий на качество в интересах своего клиента? Согласна, что в данном случае нужно действовать аккуратно, чтобы не задеть интересы тех предпринимателей, что работают честно и открыто, то есть мы проведем мониторинг и будем учитывать в работе дифференцированный подход. Мы объединили усилия с уполномоченным по правам предпринимателей республики Альбиной Егоровной Кычкиной — для проведения мониторинга по всей Якутии, где от таких решений могут пострадать улусные предприниматели. То есть сначала мы подготовим конкретные рекомендации по данному вопросу с учетом всех предложений и дополнений.
— По вашему мнению, какие отрасли бизнеса пострадали более всего?
— Я скажу за свою сферу: более всего пострадали гостиницы, турагенты, общественное питание. Понятно, что туристический поток в связи с пандемией иссяк. Здесь всплывают многие юридические проблемы, например, рассчитывавшие на выездной туризм подают жалобы в Роспотребнадзор, требуя у турагентств деньги за услуги, по факту турагентами выполненные. И таких проблем возникло множество. Рестораны расположены на арендованных площадях, за которые нужно платить. У многих к этому долги перед поставщиками.
Стараясь сохранить коллектив, предприниматели перешли на доставку, что повлекло за собой увеличение расходов. Конкуренция огромная, не все сумели запустить собственные сайты и приложения. К тому же у людей попросту нет денег: средний чек упал. Многие предпочли закрыться на простой. Сложная ситуация у объектов общественного питания, которые должны обеспечивать госконтракты по питанию школьников и студентов, которые, как известно, ушли на каникулы еще в марте. Всех проблем разом и не перечислить.
— И долго потом выбираться из сложившегося кризиса?
— Я думаю, что долго. Рассмотрим на примере общепита: при позитивном раскладе, а это если с 31 мая начнется поэтапное ослабление режима предЧС, общественное питание подпадает под последний, третий этап, а это в лучшем случае к середине июня, рестораны обязаны будут соблюдать ряд ограничений. К примеру, по социальному дистанцированию, не более двух посетителей за один столик, а столики при этом нужно будет либо огородить, либо расставить на расстоянии полутора-двух метров друг от друга — в таких условиях содержать ресторан экономически тяжело. Средний чек уже упал. Люди закредитованы и думают о насущном, нежели о походе в ресторан. И если у молодежи 24–35 лет уже оформлена культура посещения кафе и ресторанов, то люди среднего и старшего возраста все еще будут остерегаться общественных мест. Мы изучили опыт Южной Кореи и Китая и пришли к выводу, что выравняться удастся примерно к октябрю.
— А как же меры поддержки объектам МСП?
— Очень многие предприниматели попросту не подпадают под критерии получателей этих мер, которые к тому же и принимаются, и внедряются с такой натугой, что, пока их принимают, бизнес умирает…