Предание о необыкновенном Аба Уос Дьорҕо, сыне абаасы
Росту он был огромного – уже в десятилетнем возрасте был намного выше любого взрослого, силы необыкновенной – по слухам, он мог убить взрослого матерого медведя, просто взяв его за ухо и ударив о толстую лиственницу, быка же, взяв за рога, запросто мог перебросить в изгородь. Кроме прочего, был отличным, резвым бегуном, запросто обгонял во время охоты сохатого и пробивал копьем, а лисиц ловил живьем. И в охоте у Аба Уос Дьор5о не было равных: пробивал насквозь из простого лука пролетавшую птицу или пробегающую дичь, которые находились в версте от него. Такой зоркий глаз и меткая рука были у него.
Чтобы сшить такому богатырю теплую доху, требовалось девять жеребячьих шкур. Услышав о том, что в мегинской земле живет такой молодец-удалец, из разных улусов на речку Суола приезжали богатыри, чтобы посостязаться с ним в силе и ловкости. Так, однажды к нему приехал из Вилюя знаменитый богатырь Омоллон Бёге, чтобы померяться с ним в силе. В течение нескольких дней гость и хозяин соревновались в беге, борьбе, стреляли в цель, в конце концов, побежденный гость, признав первенство мегинского боотура, убрался восвояси.
Между тем и богатство его было по тем временам неслыханным: на плодородных аласах паслись бесчисленные стада коров и резвились не менее многочисленные резвые табуны лошадей. Потому как Аба Уос Дьор5о ко всему прочему был мудр не по годам, он имел девять жен, и все они как одна были дочерьми весьма богатых и знатных людей из соседних улусов. Все они привозили с собой богатый калым – сулуу: одежду, еду, скот и собственных хамначчитов-слуг. Таким образом, его несметные богатства с каждой женой все множились и множились. В те приснопамятные времена богатым якутам можно было иметь, кроме главной жены, сколько угодно побочных жен, которые назывались ожулун ойох. Ему хотелось иметь для полного счастья десять жен, и вот как-то этот человек прослышал, что в Хангаласском улусе проживает богатый старик по имени Боруо Хал5ый, у которого имелись две красавицы дочери на выданье. Он поехал к этому старику с богатыми подарками и договорился о том, что возьмет его старшую дочь своей десятой женой. Боруо Хал5ый был не против породниться с таким богатым человеком, и они, так сказать, ударили по рукам. Через некоторое время он приехал снова, чтобы забрать с собой невесту. И вдруг на полпути вспомнил, что оставил в доме тестя свой любимый нож-батыйа. Вернувшись, он не стал заходить в юрту, а передал через паренька-хамначчита, чтобы нож вынесла свояченица –сестра его жены. Когда же ничего плохого не подозревавшая девушка выскочила из юрты, чтобы отдать зятю батыйа, тот набросился на нее и силой овладел ею. Та сразу же понесла от него и через определенное время родила мальчонку. Услышав об этом, Аба Уос приехал за ней и перевез ее вместе сыном к себе в качестве одиннадцатой жены. Так род его все расширялся, каждая из жен нарожала ему много детей, и все они отличались отменным здоровьем.
И только один раз случилось одно происшествие. Однажды слуги донесли до него, что одна из его многочисленных снох, так и не полюбив своего суженого, в один прекрасный летний день собрала свою одежду, села на коня и уехала обратно к родителям. Услышав такой известие, Аба Уос впал в гнев и, сев на своего самого быстрого скакуна, погнался за строптивой невесткой. Долго или коротко он ехал, но совсем скоро он догнал молодую женщину.
В старину у наших предков был такой обычай: молодая женщина не должна была показывать своего лица своему свекру и скрывалась за ровдужной занавеской, которая была прикреплена к головному убору. И только в том случае, когда старик находился при смерти и вызывал всех родственников, чтобы попрощаться, он мог видеть лица жен своих сыновей.
Догнав беглую сноху на амгинской дороге, Аба Уос занес над ней свою пальму и потребовал объяснений. Бедная женщина под страхом смерти рассказала рассерженному тестю о причине, побудившей ее бежать домой.
- Три года тому назад, став вашему сыну женой, приехала в ваш дом, но за все это время он ни разу не прикоснулся ко мне как мужчина, поэтому решила уйти от него, - заливаясь слезами и дрожа от испуга, поведала она удивленному свекру.
А так как беглянка, по всей видимости, сильно спешила, то в спешке забыла надеть на лицо узорчатую занавеску из мягкой замши, и Аба Уос, впервые видевший свою невестку так близко и с неприкрытым лицом, был поражен необыкновенной миловидностью и белизной ее совсем еще юного лица. Он спешился с коня и решил тут же, не откладывая дела в долгий ящик, проверить правдивость ее слов: свалив бедную девушку на траву, Аба Уос сделал то, что давно должен был сделать его сын. И обнаружил, что молодайка не обманула и действительно оказалась девственницей. Он сжалился над ней и привез обратно в свою юрту. Через девять месяцев женщина родила мальчика, которому дали имя Дэгэлээх (от слова «Дэн» – случайно, то есть случайно рожденный). Впоследствии потомки от этой ветви семьи стали назваться Дэгэлээх ууса.
Вот какие люди рождались и жили в старые времена. По преданию, Аба Уос превосходил обычных людей, потому что только наполовину был человеческим сыном. Как гласит предание, однажды его мать Кулусун Ньургустай пошла искать по аласу своих коров. И вдруг с западной стороны аласа к ней, откуда ни возьмись, подъехал человек, восседающий на белоснежном иноходце. Кулусун Ньургустай только помнит, как человек этот, сойдя с коня, подошел к ней, взял за руку… И тут у нее закружилась голова, и девушка упала в обморок. А когда опомнилась, оказалось, что случилось непоправимое: она уже стала женщиной. Опозоренная девушка, плача, стала проклинать дерзкого незнакомца: мол, за какие грехи он так с ней поступил? Тот, садясь на коня, сказал: «Не гневайся на меня, прекрасная девушка, я ведь не простой айыы (смертный). Я родом из третьего верхнего неба, младший и самый любимый сын Великого тойона Суоруна, спустился на эту срединную землю, услышав о твоей необыкновенной красоте, чтобы сделать тебе ребенка. Вскоре у тебя родится сын, наш с тобою сын – наполовину человек, наполовину абаасы, назовешь его Аба Уос Дьор5о».
Девушка, как и предсказал посланник с небес, сразу забеременела. Когда живот стал заметен, она предстала перед лицом своего отца Идэлги Бёге, весьма страшного в гневе и жестокого старика. Тот, замахнувшись тростью-пальмой на дочь, которая, не будучи замужем, понесла неизвестно от кого и тем самым опозорила его честное имя, потребовал открыть перед смертью всю правду. Бедная, ни в чем не повинная девушка не утаила от отца историю своего падения и рассказала все, как было. Грозный старик, вначале недоверчиво слушавший дочь, под конец рассказа полностью поверил ей. «Да, так и есть, поскольку не родился еще тот смертный, который мог бы так подло поступить с моей единственной дочерью и обидеть меня», - думал он про себя, - кто знает, может, действительно и на верхней земле узнали о красоте моей Ньургустай?» С тем он и простил дочь. А когда родился мальчик, который даже в младенчестве заметно отличался от детей простых смертных, и вовсе загордился. Кроме того, у мальчика на левом плече имелась особая отметина – черная родинка, формой и размером напоминающая березовый листок. Увидев эту отметину, старик полностью уверовал: мальчик действительно сын не простого человека из племени айыы, а послан ему свыше, чтобы прославить его род, приумножить его богатства. Именно этому мальчику суждено стать его настоящей отрадой, надеждой, именно он, когда настанет его, Идэлги Бёге, последний час, закроет ему глаза и проводит со всеми почестями в последний путь. Поэтому Аба Уос Дьор5о, несмотря на то, что являлся булумньу о5о (незаконнорожденный ребенок), рос в холе и ласке, купаясь в любви деда и матери Кулун Ньургустай, которая так и не вышла замуж, полностью посвятив себя своему необыкновенному сыночку.