Предвыборный гамбит
Известие о том, что четыре парламентские партии ведут консультации о разделе 40 из 250 одномандатных округов, появившееся в середине февраля, произвело эффект разорвавшейся бомбы. С эмоциональными заявлениями против закулисных политических торгов выступили глава Республики Саха (Якутия) Егор БОРИСОВ и председатель Госсобрания (Ил Тумэн) республики Александр ЖИРКОВ. Многие политические деятели оказались обескуражены таким поворотом событий. Возможно, именно поэтому сегодня нет никакого ажиотажа вокруг участия в предварительном партийном голосовании «Единой России», которое предполагается провести по максимально открытой модели, когда участие в нем смогут принять все желающие, кроме членов других политических партий. Через месяц после начала регистрации участников праймериз более-менее внятно свои намерения выразили лишь три человека – народный депутат Виктор ФЕДОРОВ, главный редактор газеты «Саха Сирэ» Чокуур ГАВРИЛЬЕВ и еще один нардеп Александр ДУДНИКОВ. Между тем, три года назад, когда Якутия одной из первых в стране опробовала эту схему в ходе подготовки к выборам народных депутатов Госсобрания (Ил Тумэн) республики, праймериз «Единой России» стали едва ли не важнейшим, после самих выборов, политическим событием. Тогда участие в предварительном голосовании «ЕР» приняли более 100 тысяч якутян. Что же происходит сегодня?
ДЕБЮТ, ИЛИ НАЧАЛО ПАРТИИ
Анализ информации из разных источников позволяет говорить о том, что инициатива раздела округов принадлежит Администрации Президента РФ. Почти год назад здесь запросили у лидеров КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» списки наиболее перспективных, на их взгляд, одномандатников. У коммунистов таковых оказалось чуть ли не сто человек, у «эсэров» — около пятидесяти, и еще несколько десятков – у ЛДПР. Однако проблема состояла в том, что большинство из попавших в эти списки людей по разным причинам практически не имели шансов победить на выборах. После единого дня голосования — 2015 в Кремле составили собственный список рейтинговых парламентариев и региональных политиков. А в конце осени — начале зимы прошлого года начались переговоры о том, чтобы каждая парламентская политическая сила получила по десять гарантированных для победы округов. В таких территориях должны были выдвигаться наиболее ценные для партий кадры.
Замысел Кремля, похоже, заключался в том, чтобы, с одной стороны, «наградить» парламентскую оппозицию за дружную поддержку присоединения Крыма к РФ, а с другой — показать, что это депутатское единство по-прежнему сохраняется. Однако такая политическая «благотворительность» – лишь мелкий штрих в действиях кремлевских прагматиков. Куда важнее сделать итоги выборов максимально прозрачными и легитимными, для чего надо снизить число скандалов на выборах, особенно в тех округах, где будут избираться статусные политики. И, заодно, подстраховаться от попадания в парламент сомнительных фигур. Для этого «расчистка» округов от ненужной конкуренции подходит, как нельзя лучше. Переговоры, как водится в таких случаях, шли за закрытыми дверями. В них участвовали только лидеры партий, которых по одному приглашали в администрацию президента. Однако все вместе вопрос раздела округов они ни разу не обсуждали.
ХОД КОНЕМ
Однако в середине февраля неожиданно для оппозиции власть сделала ход конем: «единороссы» сообщили журналистам о том, что думские партии обсуждают заключение соглашения о разделе сорока одномандатных округов. Либерал-демократы сразу признали факт переговоров. В рядах «эсэров» и коммунистов информация вызвала шок – внутри партий о таких переговорах практически никто не знал. При этом лидеры думской оппозиции не подозревали, что факт переговоров станет достоянием гласности. Почему? Всем сразу объяснили, что это должно быть прозрачное соглашение с понятными принципами, как для своих партий, так и для избирателей. Кроме того, сам факт таких переговоров, похоже, был неверно истолкован – его приняли за некий признак слабости власти. Пришлось всех вернуть к реальности. Для этого информацию выдали журналистам, чтобы вынудить лидеров партий на публичную реакцию, посмотреть, кто как себя поведет.
Повели себя все по-разному. Лидер эсеров признался партийцам, что такие консультации действительно имеют место. И что еще в конце прошлого года он предварительно согласовал в Кремле список из десяти одномандатников, под которых могут быть расчищены округа. Пока эти договоренности остаются в силе. Лидер либерал-демократов Владимир ЖИРИНОВСКИЙ также предварительно согласовал свою десятку «льготных» одномандатников еще в конце прошлого года. Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь ЛЕБЕДЕВ заявил, что эта «работа ведется, думаю, к концу мая закончится». Как водится, уперлись коммунисты. В руководстве партии говорят, что отдельные вопросы обсуждаются всегда, а системно, пакетно — не было, нет и нереально. По мнению КПРФ, есть грань между диалогом и публичным союзом. И переход этой грани невозможен. Да и чисто теоретически пачкой снимать сейчас своих кандидатов — проблематичный, конфликтный путь, к которому партия не готова. Геннадий ЗЮГАНОВ на этот счет менее категоричен. По его мнению, речь идет не о соглашении, а о том, чтобы партии имели возможность соревноваться на выборах. В Госдуме есть люди, чей авторитет признается всеми фракциями. И любая нормальная власть не будет им мешать. При этом Зюганов утверждает, что переговоров с Кремлем не ведет. Однако знающие люди утверждают, что чуть более двух недель назад он встречался с руководством внутриполитического блока Кремля. Правда, о чем шел разговор и чем он закончился, неизвестно.
ГРЯДУЩИЙ ЭНДШПИЛЬ
Скорее всего, нашумевшие консультации о разделе округов завершатся не раньше конца мая, и тогда же будут примерно понятны окончательные договоренности. К этому времени пройдут и праймериз «Единой России», которые покажут, насколько сильны те или иные кандидаты от партии власти. А уже в июне состоятся предвыборные съезды всех политических сил, на которых интрига с кандидатами окончательно разрешится. При этом высока вероятность того, что все договоренности будут выглядеть совсем не так, как это обсуждалось вначале: могут измениться фамилии «льготных» кандидатов и их количество от разных партий. Поэтому как в итоге будет выглядеть в результате формат договоренностей между думскими партиями — неясно. Тем более что в руководстве «ЕР», похоже, считают, что если парламентская оппозиция не выйдет с инициативой о публичном соглашении, то в дальнейших переговорах смысла нет. В ЛДПР категорично заявляют, что никаких публичных договоренностей не будет. А узнать об итогах будоражащих политический бомонд консультаций можно будет после съездов партий, когда по спискам одномандатников станет видно, где и какая партия не выдвигала кандидатов. КПРФ же определенно не готова заключать коалиционную сделку, признавая это вслух. Ведь в выборный год коммунистам гораздо выгоднее быть оппозицией, чем о чем-то договариваться с властью и политическими оппонентами.
При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что если коммунисты так и не пойдут на уступки, то договоренности, скорее всего, не реализуются ни в каком виде. Но часть аналитиков прогнозирует, что межпартийную сделку, все же, заключат, хотя носить она будет неформальный характер. Однако даже приход к согласию не гарантирует стопроцентную победу всем «льготным» кандидатам. Обязательно будут сюрпризы. Ведь под кого-то округ зачистят, а под кого-то не смогут. Кроме того, в крупных регионах много разных групп, которые могут сломать всю игру. Если не глава субъекта РФ, то его противники в элитах. Если не противники губернатора, то бизнес-структуры, у которых свои интересы. Им все равно, что кто-то о чем-то договорился. Выставят кандидата — и все. В результате кто-нибудь из «согласованных» обязательно пролетит. Впрочем, до принятия партиями ключевых решений время еще есть, хоть его и немного. Мы будем внимательно следить за развитием собы