«Преступление» и… поощрение
Помощь детей — натуральный обмен
- Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями.Они думают, что работа по дому будет отнимать у них беззаботное детство, которое дается только раз. В результате оно тратится на телевизор, гаджеты и видеоигры. Часто родители, приводящие к нам в центр детей на тестирование считают, что с деток достаточно школьной учебы.
Тем не менее, как многодетная мама, я считаю, что когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они чувствуют себя необходимыми в семье, становятся способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами. Другими словами это называется обмен. Ведь родители столько дают ребенку: одевают, кормят, водят в садик/школу, на какие-то развлечения и т.д. Дети очень чувствуют этот обмен с рождения и хотят его компенсировать. Любая мама вспомнит случаи, когда дочка или сынок годика в два-три прибегали и просили помочь чем-нибудь. Но не всякая мама поощряет эту инициативу, говоря: «Я сама, а то ты мне тут намусоришь/разольешь/мешаться будешь!». Чуть постарше детки вечером хотят рассказать родным стишок, спеть песенку, показать рисунок или поделку, но родители, как правило, уставшие после работы и им уже ничего не надо. Вариантов много, но все они приводят к одному результату – у детей проходит энтузиазм в плане помощи родителям, да и вообще кому бы то ни было. Обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.
Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей, обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.
Что же делать, если момент упущен, и ребенок уже не хочет помогать или делает это без настроения?
ИГРА НА «ПОМОГАНИЕ»
У меня есть ответ - придумайте игру! Все любят игры: и взрослые, и дети. Я решила для себя этот вопрос так: у нас игра на зарабатывание смайликов, которые затем обмениваются на Киндер-сюрпризы. 10 смайликов = 1 Киндер (у разных детей – разные ценности. Для нас пока подходит Киндер. Но это не должно быть что-то дорогое, в районе 100-150 рублей, так как 10 смайликов в среднем получается за неделю). У меня пять дочерей: 22, 21, 9, 4 и 1 год 7 месяцев. Старшие уже живут самостоятельно, и игра начиналась только для дочек 9 и 4 лет. Условия просты: убрал за другим, помог кому-то – рисуется смайлик. Убрал за собой – ничего, это само собой. Если отказался помогать, вредничал, капризничал – смайлик удаляется. Мы не повышаем на детей голос и, тем более, не подымаем на них руку. Эта игра решила вопрос с наказаниями – раньше мы не знали, как реагировать и что делать при капризах. Игра у нас длится около 9 месяцев. Не все было гладко сначала: были и несогласия, и истерики, но самое главное в любой игре – не сдаваться. Сейчас я могу смело констатировать тот факт, что: 1. Дочки стали спокойнее. 2. Дочки стали организованнее. 3. Они всегда и у всех спрашивают: «Чем я могу помочь?» У них «здоровые» соревнования за право получения приза первой. Но самое удивительное, что младшая, когда ей исполнился 1 год и 3 месяца – неожиданно для всех включилась в игру! Она начала помогать девочкам раздеваться, когда они откуда-нибудь приходили, протирать зеркала, подметать и развешивать белье. Так что в игре у нас сейчас трое, причем младшая делает больше всех! Поэтому, чем раньше вы начнете включать ребенка в помощь по дому, тем лучше для вас, а еще лучше – для него самого.
В ЖИЗНИ ЭТО ПРИГОДИТСЯ
Зачастую в семьях, где нарушен обмен между родителями и детьми, несчастны в итоге все. Такие примеры есть во многих обеспеченных семьях, где родители круглосуточно заняты, ребенком заниматься некогда и от него просто откупаются.
Но есть и исключения: один мой знакомый рассказывал, как познакомился несколько лет назад в Америке с девушкой в баре, лет 18-ти – она там работала официанткой. Девушка ему понравилась, и он решил вечером встретить ее возле бара после работы. Каково было его удивление, когда она вышла через черный вход к шикарному лимузину, у которого ее встречал солидный мужчина преклонных лет. Про себя мой знакомый подумал, что это ее «папик». Любопытство взяло верх, и он пришел на следующий день в бар снова, чтобы пообщаться с этой девушкой. Она рассказала, что на самом деле этот лимузин принадлежит ее отцу, а встречал ее – его водитель и телохранитель. Что отец очень богат, этот бар – один и многочисленного количества заведений, и он планирует сделать ее своей преемницей. Но прежде она должна узнать работу на всех этапах.
К чему этот пример? На мой взгляд, он ярко иллюстрирует правильный обмен и постепенный «ввод» человека в жизнь. Маленькие дети, помогая родителям по дому, сначала с малого и, постепенно, совершенствуя свои навыки, становятся приспособленными к жизни.
Что делают по дому мои дети:
Моют посуду;
Подметают;
Моют полы;
Протирают пыль;
Протирают зеркала;
Старшая загружает стиральную машинку;
Развешивают белье;
Складывают и убирают чистое белье;
Меняют постельное белье;
Накрывают на стол;
Наливают чай, напитки;
Убирают со стола после еды;
Старшая ходит в магазин за продуктами;
Раскладывают продукты по своим местам;
Помогают планировать меню;
Убираются в холодильнике;
Старшая помогает готовить: делает нарезки;
Чистят овощи, яйца для салатов;
Выносят мусор;
Убирают за собой игрушки;
Складывают свою одежду по своим местам;
Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая;
Поливают цветы;
Оставляют после себя в порядке ванну и туалет;
Старшая забирает почту из почтового ящика;
Старшая ответственно распоряжаться некоторым количеством денег;
Старшая ответственно относится к личному хобби;
Помогают по уходу за младшей сестрой.
И это далеко не полный список.
ГАДЖЕТЫ ПО РАСПИСАНИЮ
Еще важный момент: дома у нас нет свободного доступа к ноутбуку. Кроме того у 9-летней дочери нет телефона, а месяца три назад к нашему счастью сломался большой телевизор в зале. Теперь у нас есть только маленький на кухне. Почему к счастью: дочери стали общаться между собой, перестали «зомбироваться» и стали более «живыми». Три-четыре раза в неделю мы с мужем ставим им на ноутбуке мультики, какие они хотят. В этом есть свой плюс – мы сами контролируем, что и сколько смотрят наши дети. Самая маленькая пока находится дома целый день с няней, 4-летняя в садике, а 9-летняя после школы каждый день занята на секциях и кружках. И я абсолютно точно уверена, что у детей не должно быть свободного времени. От этого им в голову приходит много глупых мыслей. Убеждена, что большинство несчастных случаев, происходящих с детьми – от свободного времени в избытке.
Опять-таки некоторые родители могут возразить: «А когда же они будут отдыхать после школы?!» Отвечаю: «Когда дети учатся с удовольствием, им все понятно – они не устают! Представьте себя, когда вы занимаетесь каким-нибудь делом, может быть не самым любимым, но вам там все понятно – вы тоже не замечаете, как время проходит, и даже получаете от этого некоторое удовлетворение!».
Вот так выглядит будний день моих детей: садик/школа, кружки, ужин, помощь по дому, игры, сон.
Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок.
Конечно, сначала это не очень хорошо получается, но для этого и есть мы, родители, чтобы научить их всему. Ведь научили же ходить и говорить.