02.12.2016 | 19:14

«Преступление» и… поощрение

Как правильно воспитывать детей без криков и упреков? Как правильно их поощрять и чем наказывать? На эти и многие другие вопросы нам ответила многодетная мама Екатерина Акимова, руководитель Городского репетиторского центра «Учись учиться», поделившись жизненным опытом. Каждый сам может решить, подходят ли такие методы для их семьи.
Автор: EXO-YKT

Помощь детей — натуральный обмен

- Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями.Они думают, что работа по дому будет отнимать у них беззаботное детство, которое дается только раз. В результате оно тратится на телевизор, гаджеты и видеоигры. Часто родители, приводящие к нам в центр детей на тестирование считают, что с деток достаточно школьной учебы.

Тем не менее, как многодетная мама, я считаю, что когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они чувствуют себя необходимыми в семье, становятся способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами. Другими словами это называется обмен. Ведь родители столько дают ребенку: одевают, кормят, водят в садик/школу, на какие-то развлечения и т.д. Дети очень чувствуют этот обмен с рождения и хотят его компенсировать. Любая мама вспомнит случаи, когда дочка или сынок годика в два-три прибегали и просили помочь чем-нибудь. Но не всякая мама поощряет эту инициативу, говоря: «Я сама, а то ты мне тут намусоришь/разольешь/мешаться будешь!». Чуть постарше детки вечером хотят рассказать родным стишок, спеть песенку, показать рисунок или поделку, но родители, как правило, уставшие после работы и им уже ничего не надо. Вариантов много, но все они приводят к одному результату – у детей проходит энтузиазм в плане помощи родителям, да и вообще кому бы то ни было. Обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей, обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Что же делать, если момент упущен, и ребенок уже не хочет помогать или делает это без настроения?


ИГРА НА «ПОМОГАНИЕ»

У меня есть ответ - придумайте игру! Все любят игры: и взрослые, и дети. Я решила для себя этот вопрос так: у нас игра на зарабатывание смайликов, которые затем обмениваются на Киндер-сюрпризы. 10 смайликов = 1 Киндер (у разных детей – разные ценности. Для нас пока подходит Киндер. Но это не должно быть что-то дорогое, в районе 100-150 рублей, так как 10 смайликов в среднем получается за неделю). У меня пять дочерей: 22, 21, 9, 4 и 1 год 7 месяцев. Старшие уже живут самостоятельно, и игра начиналась только для дочек 9 и 4 лет. Условия просты: убрал за другим, помог кому-то – рисуется смайлик. Убрал за собой – ничего, это само собой. Если отказался помогать, вредничал, капризничал – смайлик удаляется. Мы не повышаем на детей голос и, тем более, не подымаем на них руку. Эта игра решила вопрос с наказаниями – раньше мы не знали, как реагировать и что делать при капризах. Игра у нас длится около 9 месяцев. Не все было гладко сначала: были и несогласия, и истерики, но самое главное в любой игре – не сдаваться. Сейчас я могу смело констатировать тот факт, что: 1. Дочки стали спокойнее. 2. Дочки стали организованнее. 3. Они всегда и у всех спрашивают: «Чем я могу помочь?» У них «здоровые» соревнования за право получения приза первой. Но самое удивительное, что младшая, когда ей исполнился 1 год и 3 месяца – неожиданно для всех включилась в игру! Она начала помогать девочкам раздеваться, когда они откуда-нибудь приходили, протирать зеркала, подметать и развешивать белье. Так что в игре у нас сейчас трое, причем младшая делает больше всех! Поэтому, чем раньше вы начнете включать ребенка в помощь по дому, тем лучше для вас, а еще лучше – для него самого.


В ЖИЗНИ ЭТО ПРИГОДИТСЯ

Зачастую в семьях, где нарушен обмен между родителями и детьми, несчастны в итоге все. Такие примеры есть во многих обеспеченных семьях, где родители круглосуточно заняты, ребенком заниматься некогда и от него просто откупаются.

Но есть и исключения: один мой знакомый рассказывал, как познакомился несколько лет назад в Америке с девушкой в баре, лет 18-ти – она там работала официанткой. Девушка ему понравилась, и он решил вечером встретить ее возле бара после работы. Каково было его удивление, когда она вышла через черный вход к шикарному лимузину, у которого ее встречал солидный мужчина преклонных лет. Про себя мой знакомый подумал, что это ее «папик». Любопытство взяло верх, и он пришел на следующий день в бар снова, чтобы пообщаться с этой девушкой. Она рассказала, что на самом деле этот лимузин принадлежит ее отцу, а встречал ее – его водитель и телохранитель. Что отец очень богат, этот бар – один и многочисленного количества заведений, и он планирует сделать ее своей преемницей. Но прежде она должна узнать работу на всех этапах.

К чему этот пример? На мой взгляд, он ярко иллюстрирует правильный обмен и постепенный «ввод» человека в жизнь. Маленькие дети, помогая родителям по дому, сначала с малого и, постепенно, совершенствуя свои навыки, становятся приспособленными к жизни.

Что делают по дому мои дети:

Моют посуду;

Подметают;

Моют полы;

Протирают пыль;

Протирают зеркала;

Старшая загружает стиральную машинку;

Развешивают белье;

Складывают и убирают чистое белье;

Меняют постельное белье;

Накрывают на стол;

Наливают чай, напитки;

Убирают со стола после еды;

Старшая ходит в магазин за продуктами;

Раскладывают продукты по своим местам;

Помогают планировать меню;

Убираются в холодильнике;

Старшая помогает готовить: делает нарезки;

Чистят овощи, яйца для салатов;

Выносят мусор;

Убирают за собой игрушки;

Складывают свою одежду по своим местам;

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая;

Поливают цветы;

Оставляют после себя в порядке ванну и туалет;

Старшая забирает почту из почтового ящика;

Старшая ответственно распоряжаться некоторым количеством денег;

Старшая ответственно относится к личному хобби;

Помогают по уходу за младшей сестрой.

И это далеко не полный список.


ГАДЖЕТЫ ПО РАСПИСАНИЮ

Еще важный момент: дома у нас нет свободного доступа к ноутбуку. Кроме того у 9-летней дочери нет телефона, а месяца три назад к нашему счастью сломался большой телевизор в зале. Теперь у нас есть только маленький на кухне. Почему к счастью: дочери стали общаться между собой, перестали «зомбироваться» и стали более «живыми». Три-четыре раза в неделю мы с мужем ставим им на ноутбуке мультики, какие они хотят. В этом есть свой плюс – мы сами контролируем, что и сколько смотрят наши дети. Самая маленькая пока находится дома целый день с няней, 4-летняя в садике, а 9-летняя после школы каждый день занята на секциях и кружках. И я абсолютно точно уверена, что у детей не должно быть свободного времени. От этого им в голову приходит много глупых мыслей. Убеждена, что большинство несчастных случаев, происходящих с детьми – от свободного времени в избытке.

Опять-таки некоторые родители могут возразить: «А когда же они будут отдыхать после школы?!» Отвечаю: «Когда дети учатся с удовольствием, им все понятно – они не устают! Представьте себя, когда вы занимаетесь каким-нибудь делом, может быть не самым любимым, но вам там все понятно – вы тоже не замечаете, как время проходит, и даже получаете от этого некоторое удовлетворение!».

Вот так выглядит будний день моих детей: садик/школа, кружки, ужин, помощь по дому, игры, сон.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок.

Конечно, сначала это не очень хорошо получается, но для этого и есть мы, родители, чтобы научить их всему. Ведь научили же ходить и говорить.


Новости

Популярное

Евгений Григорьев обсудил реализацию мастер-плана Якутска с жителями Центрального округа
Город | 1 день назад
Евгений Григорьев обсудил реализацию мастер-плана Якутска с жителями Центрального округа
Глава города Якутска Евгений Григорьев 29 августа встретился с жителями Центрального округа и обсудил с ними ход реализации мастер-плана города Якутска. По проекту мастер-плана Якутска в этом году в округе переселены 3 дома по ул. Котенко, ул. Пушкина, 19 и Орджоникидзе, 21. Ведется благоустройство дворовой территории по проспекту Ленина, 11....
Сохраним лес: В пригороде Якутска высадили более тысячи саженцев деревьев
Город | 1 день назад
Сохраним лес: В пригороде Якутска высадили более тысячи саженцев деревьев
1200 саженцев сосны и лиственницы посадили в Шестаковском участковом лесничестве в селе Владимировка под городом Якутском в рамках регионального этапа ежегодной всероссийской осенней акции «Сохраним лес». Участие в акции традиционно принял Айсен Николаев. Глава региона вместе с другими участниками высадил 1000 саженцев сосны и лиственницы, выращенные в Хабаровском лесопитомнике из...
В Якутии региональная выплата военнослужащим-контрактникам увеличена до 900 тысяч рублей
Город | 1 день назад
В Якутии региональная выплата военнослужащим-контрактникам увеличена до 900 тысяч рублей
В Якутии региональная выплата лицам, заключившим контракт о прохождении военной службы, увеличена до 900 тысяч рублей. Глава Якутии Айсен Николаев подписал соответствующий указ 31 августа. Единовременная денежная выплата предоставляется лицам, заключившим контракт в Пункте отбора на военную службу по контракту в городе Якутске и Управлении Росгвардии по республике. Увеличение размера...
Поздравление Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Сергеевича Николаева с Днем Знаний
Город | 8 часов назад
Поздравление Главы Республики Саха (Якутия) Айсена Сергеевича Николаева с Днем Знаний
Дорогие учителя, ученики и родители! Сердечно поздравляю вас с Днем знаний — важным и значимым событием в жизни каждого! Этот день – начало учебного года, полного новых открытий, знаний, возможностей. Для наших детей это время свершений и достижений, а для учителей — возможность передать свои знания и опыт, вдохновить на...