Пригодятся ли уроки
Конечно, можно долго и нудно рассуждать о том, что дело в воспитании ребенка, но вопрос интересный: чему учат детей на уроках по труду и действительно ли им это нужно по жизни?
Школьные уроки не считаются
Мы обратились в Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации, где обучают таким рабочим профессиям, как, например, технологи хлеба, кондитерских и макаронных изделий, технологи продукции общественного питания. Нам стало интересно, с какими знаниями приходят в колледж выпускники школ, ведь азы рабочих профессий должны давать как раз-таки на уроках труда. Нам рассказали, что, например, будущих поваров обучают с самого начала. «То, чему детей учат в школе, и то, чему мы учим здесь — это небо и земля. Поэтому на школьные знания мы, можно сказать, закрываем глаза», - комментирует педагог Лариса Семеновна. «В общем, каждый знает такие элементарные вещи, как приготовить яичницу или сварить кашу. Что касается уроков труда, то несмотря на то, что у нас, например, нет кружков по рукоделию, многие наши ребята участвуют в различных конкурсах прикладного творчества со своими работами — это кройка и шитье, рисование, моделирование. Эти знания у детей или со школьных лет, или из воспитания» - комментируют в колледже.
Уроки так и не пригодились
Мы обратились к тем, чьи профессии берут начало от уроков труда, чтобы узнать, пригодились ли им уроки по жизни.
Августина Филиппова, якутский модельер:
- Чем мы занимались на уроках труда? Шили фартуки, юбки, руками петли учились делать. Отлично не училась, так как неинтересно было. Хотелось бы научиться вышивать, вязать, нас этому не учили. А простой шов я и сама могла сделать. Всему меня мама научила. Я же в семье самая старшая: стирала, убирала, за детьми смотрела. Жизнь всему сама научила. А как вышивать? Научилась по книгам, хотя времени читать не было. Сейчас уроки труда, конечно, нужны. Дети на все готовое живут, дома никто не учит. Школа мудрости – это семья. Молодежь беспомощна, нужно учить ее, как защищать себя.
Петр Яковлев, якутский дизайнер:
- Я закончил школу в 2001 году. Уроки труда проходили как у всех: девочки отдельно, мальчики отдельно. Обучали нас в основном столярному мастерству – делали стулья, поделки. Уроки труда никак не повлияли на выбор моей профессии, да и не пригодились...
Максим Ефимов, повар развлекательного центра «Мандарин»:
- Уроки труда у нас вообще никак не проходили - дурака валяли. Потом вообще не ходил, тем не менее оценки ставили. Готовить нравилось с детства. Колледж от школы не сильно отличался. Я учился в Якутском торгово-экономическом колледже потребительской кооперации на технолога-общепита. Там отношение к нам было как к детям: был классный журнал, каникулы. Хотя сама программа в колледже хорошая. Если все учить, то можно выпуститься и открыть свое заведение, начиная от проектирования помещения до создания меню.
Анна, студентка Намского педагогического колледжа им. И.Е. Винокурова по специальности «ИЗО – черчение»:
- На уроках труда мы шили, но я никогда не доводила дело до конца. Только фартук один раз дошила. По трудам получала «4» или «5», так сказать, за хорошее поведение. На моей специальности это никак не отразилось, но пригодилось. Например, я знаю, как правильно заправлять швейную машинку и основы шитья.
Жалею, что не учился!
Сергей Зорин, сантехник:
- Учился с 1972 по 1982 годы в СОШ №№6 и 10. К урокам труда я относился в школе несерьезно, как и большинство моих одноклассников. Учили нас много чему. Запомнился один учитель, который не умел толком говорить, но умел показать и работать. Приятно было наблюдать, как он красиво показывал, работал, направлял. Допустим, пилишь ножовкой по дереву, он подойдет, руку направит, угол покажет — объяснял больше руками. Спустя много лет, поняв, какой это был мастер и учитель, я жалею, что плохо учился. Потому что то, что он преподавал, очень мне пригодилось в жизни, да и вообще нормальный мужик просто обязан знать элементарные навыки работы по дому. А из-за безответственного отношения пришлось достигать всех этих знаний повторно и жалеть о том, что когда была возможность, не относился к ним всерьез. Тогда нам больше нравилась свобода на этих уроках, возможность движения, отсутствие дисциплины. Я после школы сперва поступил в кооперативный техникум, а потом, чтобы унести надбавки, я поступил в ГПТУ №14. Занятия в школе и в училище сильно отличались. Никогда не думал, что в жизни мне это так пригодится и это станет моей профессией. На современных уроках труда, я считаю, обязательно должны обучать навыкам электрики, сантехники, автодела — посмотрите хотя бы на такую вещь, как цены на услуги! Нормальный мужик должен уметь все это делать сам, хотя бы тот же мелкий бытовой ремонт.
Сельские ребята трудолюбивее
Николай Барамыгин, главный редактор литературного журнала «Полярная звезда»:
- Я учился в 70-е годы в Мюрюнской средней школе села Борогонцы. На уроках труда в средних классах парней учили пользоваться столярными инструментами, мы пилили, стругали, сверлили. Мастерили табуретки и грабли. Девчонок же обучали домоводству - они шили, готовили. Кроме того, их, кажется, в более старших классах знакомили с особенностями физиологии и обучали женской гигиене. Мы же, парни, в старших классах проходили курс сельского механизатора и учились вождению трактора «Беларусь». Особо отличившиеся даже получали права на вождение автомашины (удостоверение вручали вместе с аттестатом). Наверное, к предмету труд близка была и биология. Потому что многие из нас летом трудились на пришкольном участке - выращивали огурцы, помидоры и т.п., поливали, ухаживали за растениями. И даже немного денег от этого дела имели. Что касается нынешних времен, то я затрудняюсь ответить. В каждой школе по-разному. Но знаю, что в республике развита сеть профильных школ, как то агрошколы, школы для арктической зоны и т.п. Вообще уроки труда нам нравились, так как это ведь возможность отвлечься от сугубо умственного труда. Возможно, на уроках труда выявляются мастеровые люди - электрики, столяры, плотники или же отличные повара, швеи... Как говорится, да здравствует труд. Большей частью трудолюбие складывается из воспитания. Сельские ребята более сноровисты в физическом труде. Они вырастают, уже умея плотничать, ухаживать за скотом, косить, стоговать, заниматься ремонтом техники, да и просто нарубить дров, натопить печь тоже определенное умение нужно. В городе же для физического труда мало условий. К тому же большое значение имеет способность, умение молодых людей работать вместе, выработать слаженность, распределять действия, даже рефлекторная синхронность действий, допустим, при выгрузке досок с грузовика. Кто не умеет трудиться, будет скорее мешать. Но это дело поправимое - потрудится с людьми, и слаженность действий придет. Поэтому физический труд в коллективе в молодые годы очень благотворно сказывается вообще на становлении личности. Этим были очень хороши летние студенческие строительные отряды в годы нашей учебы.
Уроки для хобби
Надежда, филолог:
Я училась с 1995 по 2005 годы в СОШ №31. Наши учительницы по труду Галина Михайловна и Светлана Павловна учили нас в основном рукоделию. Благодаря урокам труда я сшила за свою жизнь одну юбку и ночную рубашку, связала один носочек, рукавичку, училась вышивать гладью, крестиком и как-то еще. Спасибо моей маме, что я и до уроков труда знала, как держать иголку, пробовала вышивать и немного вязать. Сейчас можно легко купить в магазине любую одежду, поэтому если буду применять эти знания в жизни, то только ради процесса. Думаю, что кулинария в городских школах пригодилась бы больше. Это в отличие от рукоделия пригодится всем.
Сегодня многие школы начинают отказываться от уроков труда в школах, и их заменяют другие предметы. Родители хотят видеть уклон на такие профильные предметы, как русский язык, математика, физика, иностранные языки, считая, что труд — это второстепенный предмет. Особенно это касается частных школ. Но интересно, что вся страна и республика больше нуждаются в рабочих профессиях, то есть в людях, которые умеют готовить еду, шить, кроить, разбираться в электрике, сантехнике, машинах. Уроки труда все-таки имеют место быть в школах, и учителям стоит подавать свой предмет интереснее, чтобы школьники на уроках труда запоминали не халяву и безделье, а впитывали знания.