Приметы
Родился в сорочке, или Приметы о детях
Приметы, поверья, суеверия существовали с незапамятных времен. И, конечно же, не только у нас. К примеру, есть такая русская примета: если соль просыпал, то это обязательно к ссоре. Но точно так же говорили и древние римляне. Они, кстати, желали здоровья при чихании. И верили, что звон в ушах – к дождю.
А уж о дурном глазе, порче боязни черного кота или разбитого зеркала и говорить не приходится. Поневоле возникает вопрос: что это за чудо – примета, если живет тысячи лет и не стареет, не исчезает? И никакие революции, перевороты ей не страшны. Не секрет, что даже самые просвещенные люди суеверны.
Человек не всегда докапывается до сути той или иной приметы, просто знает, что надо постучать по дереву, чтобы задуманное сбылось. Просто верит, что вернуться с полдороги – к неудаче. Он не хочет мириться с неудачей, поэтому придумал противодействия. С самого раннего детства мы узнаем от окружающих разные приметы. Кот умывается – значит, жди гостей. А откуда кот узнал о том, что едут гости? Или вера о том, что подкова приносит счастье. Говорят, что, когда всемирно знаменитого ученого Эдисона, который прибил подкову над своей дверью, спросили, неужели он действительно верит с ее силу? Он ответил: «Нет, не верю, но, по слухам, она приносит счастье даже тем, кто в это не верит».
Мы остерегаемся зловещего тринадцатого числа, после захода солнца не хотим давать в долг, даже самый рафинированный чистюля не будет подметать пол или тем более мыть его, если в тот день отправляется в дальнюю дорогу близкий человек. Помнится, в детстве мать нам категорически запрещала это, когда отец уезжал в командировку, но не объясняла, почему нельзя. Теперь-то понятно, что вымести вслед за человеком – значит, вымести его след из дома, то есть человек этот может домой не вернуться.
Чем объясняется устойчивость примет, поверий и некоторых суеверий? Ведь не бывает дыма без огня, может, потому что они часто сбываются? Видимо, народы на протяжении веков отбирали и хранили в памяти все то, в чем видели закономерность. Недаром многие ученые, знатоки фольклора собирали и публиковали народные приметы и поверья. Например, В. И. Даль, С. В. Максимов, И. П. Сахаров и многие другие
Появление на свет божий человека – всегда огромное событие. И тайна. Ведь до недавнего времени родители даже не знали, кто у них родится – мальчик или девочка.
Приглядываясь к беременной женщине, особенностям ее поведения, вкусовых пристрастий, положению живота – низкий или высокий, круглый или острый, пытались определить пол будущего ребенка. Так появлялись первые приметы, связанные с судьбой человека. Беременность не болезнь, но непростой период в жизни женщины, всегда существует опасность. Приметы и поверья направлены на то, чтобы предупредить эту опасность. Когда ребенок уже родился, он пока еще беззащитен, и он, и его мать нуждаются в обереге – значит, приметы призваны их охранять.
Беременной нельзя перед родами стричь волосы: ребенок может родиться мертвым. Издавна считалось, что именно в волосах сокрыта жизненная сила человека. Их, к примеру, нельзя бросать на ветер, стричь полагалось в определенные дни. Ребенка до года также нельзя стричь. Расстаться с волосами – значит уменьшить жизненные силы, укоротить свою жизнь или лишиться достатка. В некоторых местах существует примета, что стричь волосы ребенку до семилетнего возраста – значит, «выстригать ему ум». Волосы воспринимались как часть человека, поэтому верили, что, имея при себе волосы человека, можно на него повлиять, а колдуны могут навести порчу.
Беременной нельзя смотреть на страшных зверей или уродов: ребенок родится некрасивым. Эта примета имеет под собой основания. Сейчас даже доказано медициной, что, находясь в утробе матери, ребенок чутко реагирует на звуки, свет, эмоциональное состояние матери. Поэтому рекомендуется в это время смотреть на что-либо красивое, эстетически привлекательное, к примру, почаще ходить в музеи, картинные галереи, театры, слушать классическую музыку. Размышления об этом есть еще у Плиния.
Нельзя зарисовывать (а в данное время фотографироваться) облик беременной: ребенок может родиться мертвым. Это поверье появилось, скорей всего, под влиянием «эффекта двойников»: мол, если ребенок запечатлен еще до рождения – значит, его развитие остановилось, как на снимке.
Сама беременная не должна готовить ребенку приданое. Эта примета также связана с «эффектом двойников».
На одежде родильницы не должно быть узлов, коса должна быть расплетенной. Считается, что узел завязывает ребенку выход в свет. Вообще на Руси узел обозначал какой-то словесный знак, чаще неблагоприятный.
Беременную женщину встретить – к удаче, увидеть во сне – к успеху. Это связано с тем, что беременность издавна ассоциировалась с плодородием, продолжением жизни. Верили, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия, а если она трижды ударит корову передником, та будет лучше телиться.
В сорочке родился – счастливый. Если после родов маточная сорочка оказалась неповрежденной, то это свидетельство счастливой судьбы новорожденного. Такую сорочку берегли и даже носили на шее в специальной ладанке.
До шести недель ребенка нельзя показывать чужим – не то сглазят. Кроме опасности сглаза, эта примета связана с обрядом сорокового дня или воцерковления, ибо шесть недель – это сорок два дня. Считается, что после родов женщина на сорок дней отлучена от храма, значит, не может на мистическом уровне защитить младенца. На сороковой день она приносит ребенка в храм и получает возможность причащаться.
Нельзя давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме. Сейчас это поверье сплошь и рядом нарушают, а в старину входило в строгий запрет, поскольку основывалось на том, что у каждого человека свой ангел-хранитель, который иногда не в состоянии оберегать сразу двух человек в одном доме.
Якутские обычаи, посвященные детям
Когда в семье рождается ребенок, принято жарить оладьи и угощать духа огня.
В течение сорока дней в семью, где есть новорожденный посторонним ходить не принято. По верованию якутов, у стариков или у больных людей тяжелый дух, который младенец не выдерживает и плачет, беспокойно спит, часто просыпается.
Существовало поверье, что Богиня Айыысыт в течение сорока дней находится рядом с ребенком, чтобы его оберегать, поэтому, чтобы ненароком не спугнуть, не обидеть ее, в это время громко не разговаривали, не ругались. Поскольку верили, что Айыысыт присматривается к домочадцам новорожденного и, исходя от их поведения, предрекает младенцу счастливую или несчастливую судьбу.
Роженица в течение сорока дней не прикасается к грязной работе, не ест несвежих или испорченных продуктов, бережется от холода и сырости, не купается в реке или в озере, не посещает гулянки и ысыахи, не живет половой жизнью с мужем.
Первые младенческие волосы якуты стригли и, завернув в бересту, бережно хранили, считая, что в них заключена частичка души ребенка.
Оберегая ребенка, наши предка не разрешали брать ребенка на руки людям, у которых недавно умер член семьи. И никогда ничего не брали от тех, в чьей семье не держался, умирал ребенок.
Постиранную детскую одежду никогда не оставляли на улице после заката солнца: боялись проделок нечистой силы.
Ребенка нельзя класть или садить на стол.
Никогда вслух не хвалили ребенка – ни внешность, ни способности. А наоборот, когда замечали, что у ребенка намечаются какие-либо особенные способности, боясь сглаза и зависти, хранили это в секрете.
Не принято было чрезмерно наряжать ребенка, так как считали, что к плохо одетому ребенку абаасы не подходят.
Наши предки никогда не осыпали ребенка ласковыми словечками, типа «мое солнышко» или «золотце», а наоборот, оберегая его, давали прозвища, которые, видимо, также должны были отпугнуть всевозможных злых духов, которые поджидали его на каждом шагу.
Никогда не передразнивали первые слова ребенка: боялись, что ребенок будет косноязычным.
Не сажали двух младенцев друг против друга: существовало поверье, что один из них может отобрать счастье у другого. По этому же поверью не давали ему смотреться в зеркало.
Якуты верили, что от того, какое имя дается ребенку при рождении, зависит его дальнейшая судьба. Поэтому никогда не давали новорожденному имя человека, который был несчастлив или рано умер.