Призраки в лодке
Как обычно, планировали, что останутся на три-четыре года, а потом обратно домой, но, как правило, оставались надолго, ведь, как пелось в популярной в те времена песне, «кто полюбит Север, тот полюбит навсегда».
Дикая, нетронутая природа, охота, рыбалка – все это не могло не привлекать к себе. Некоторые уезжали, отработав положенное и заработав на дом, машину, но не могли забыть эти северные края и возвращались обратно. Даже из таких больших городов, как Москва и Ленинград.
Одна такая пара приехала работать в поселок из Северной столицы. Эта семья отличалась от большинства других тем, что приехала не за «длинным рублем», а скорее, их влекла романтика Севера, так сказать, «а я еду за туманом и за запахом тайги».
Глава семьи, высокий, голубоглазый блондин, был очень хорош собой, ему бы сниматься в кино в роли мужественных геологов или альпинистов, а он жил в маленьком поселке, работал в какой-то конторе и даже летом, в отпуск, оставался там, чтобы вволю порыбачить и поохотиться. Жена миниатюрная, хрупкая красавица, вместе с детьми (у них было двое детей) ездила домой к родителям или сразу на юг, к морю. Так и жили. Вскоре подрос сын и стал ездить с отцом на рыбалку, на острова – там росла очень вкусная ягода – морошка.
Семью эту в поселке все любили, особенно главу семейства: он на добровольных началах вел в местной школе несколько кружков – по спортивному ориентированию и по баскетболу. Немудрено, что дети обожали своего тренера и ходили за ним хвостом. И скоро мужчину назначили вторым секретарем райкома комсомола (кстати говоря, он сам не сильно-то этого хотел). Не знаю, как могла сложиться жизнь этого человека, нужно сказать, очень хорошего, доброго человека, если бы…
Если бы не страшная трагедия, произошедшая в один из осенних дней. То лето выдалось сильно дождливым, вода в реке поднялась выше нормы. Бывалые рыбаки ждали, когда вода спадет, но, к их великой досаде, и осень выдалась дождливой, так что вода, наоборот, прибывала. Алексею – так звали нашего героя – видимо, так не терпелось приступить к своему любимому делу, что, несмотря на непогоду, он решил съездить порыбачить на знакомый остров. Тем более что он недавно вернулся из отпуска (ездил домой к родителям), как он сам признавался, там, в большом городе, не находил себе места и еле вытерпел полтора месяца: так ему не терпелось вдохнуть чистого таежного воздуха и очутиться на любимом Севере, который стал ему второй родиной.
И к сожалению, последним пристанищем: Алексей с сыном не вернулись с этой рыбалки. Говорят, мать не хотела пускать мальчика с отцом, но тот уговорил ее: мол, уже к вечеру будем дома. К концу дня непогода разыгралась не на шутку, начался сильный косой ветер с холодным дождем. Поначалу, когда муж с сыном не вернулись к вечеру, как было обещано, женщина не сильно встревожилась, решив, что, скорее всего, из-за сильного ветра мужская часть семьи заночевала на реке на острове, ведь у них была маленькая палатка на двоих в лодке.
С утра, когда погода вроде успокоилась, ветер затих, женщина стала ждать их, посматривая в окно и прислушиваясь к шагам. Был выходной день. Но родных все не было, и женщина прилегла на кровать и не заметила, как уснула. Проснулась, когда за окном уже стемнело. Сердце, словно чувствуя беду, бешено билось в груди. Не зная, что делать, она одела дочь и вдвоем с ней побежала на берег. На реке было спокойно, шел тихий осенний дождь, и не было ни души. Чуть не плача, она вернулась в поселок и пошла в милицию. Там ее успокоили, сказали, что, возможно, Алексей, опытный уже рыбак, к утру вернется, а если нет, то с утра на моторке поедут искать его и мальчика.
Их искала не только милиция, все жители, у кого была моторная лодка, вышли на поиски уважаемого в селе человека и его сына-школьника. Все места, где он мог быть, острова на реке и так далее прочесали буквально вдоль и поперек. И так почти всю неделю. Подключили к поиску и вертолетчиков. Но, увы, безрезультатно.
Искали долго, пока погода позволяла. Приехал отец Алексея, участвовал в поисках лично. С первыми заморозками поиски пришлось прекратить, река по краям покрылась льдом. Но ни весной, ни потом останки мужчины и его сына так и не были найдены. Какая беда приключилась с ними, почему не обнаружили хотя бы моторную лодку? До сих пор неизвестно.
Жена еще год прожила в поселке, видимо, в душе надеясь, когда обнаружат останки, похоронить их по-человечески. Говорят, когда уезжала по настоянию родственников, рыдала, не смогли сдержать слез и провожавшие ее люди.
* * *
В этих местах река настолько широка, что противоположный берег совершенно не виден, а то, что можно принять за него, на самом деле остров, вернее, множество островов. Поселковая молодежь облюбовала один из таких островов в качестве места отдыха и часто ездила сюда отмечать то окончание школы, то мальчишник перед свадьбой, а то и просто чей-то день рождения. Выросшие на большой реке мальчишки с раннего возраста умели управлять моторной лодкой. Правда, почти каждое лето не обходилось без несчастных случаев на воде, в основном, конечно, по пьяной лавочке.
В одно лето компания из четырех парней, закупив спиртное и кой-какую закуску, отправилась на дальний из островов - праздновать день рождения Кеши Х. В случае чего взяли с собой палатку. Все бы ничего, да подвела погода: зарядил вроде тихий, но нескончаемый осенний дождик. Залезли в палатку, но та оказалась дырявой, под конец, сильно продрогнув, решили ехать домой. Были, конечно, изрядно подшофе, к тому же начался ветер. Немудрено, что лодка перевернулась, и нетрезвые парни, одетые в куртки и сапоги, пошли ко дну. Виновник торжества успел ухватиться за перевернутую лодку, но одежда, намокая, тянула вниз, освободиться от нее не хватало сил, руки уже коченели в холодной воде… Друзей уже куда-то унесло… Парень понял, что еще минута-другая, и он уйдет под воду. А что он видел хорошего в этой жизни? Рано осиротев, воспитывался в интернате, после школы пошел работать грузчиком в райпо, не успел жениться, вот умрет, и никто о нем не заплачет. Единственным светлым воспоминанием были два года в старших классах, когда он посещал кружок по спортивному ориентированию, тренер Алексей Игоревич, наверное, был единственным человеком, который относился к нему с отеческой заботой и лаской. Такой хороший человек был, и утонул, - так обидно.
Он, кажется, потерял сознание. Очнулся и обнаружил, что лежит в лодке, которую ветер гнал по направлению к поселку, совсем близко мелькали огни. Ему удалось разогнуть окоченевшие ноги и руки и сесть на скамейку, взяться за единственное уцелевшее весло. И тут сзади послышался плеск воды, он оглянулся: от его лодки уходила другая. В ней отчетливо виднелись силуэты двух сидящих людей – высокого мужчины и маленького мальчика, они, не оборачиваясь, уплыли вдаль и пропали в тумане.
Позже Кеша уверял, что видел своего тренера Алексея Игоревича, который пропал на реке лет пятнадцать тому назад, и что именно он спас его тогда, когда он уже шел ко дну. Парень вспомнил, как кто-то мощным рывком вытащил его за шиворот и кинул на дно лодки, он даже успел увидеть призрачный силуэт уходящей лодки.