Разбуженные пением
В легенде о Кыталык Куо (в романе Ивана Гоголева «Черный стерх») рассказывается о трагической судьбе девушки по имени Кыталык Куо, при рождении которой богиня Айыысыт расщедрилась, наделив ее редкостной красотой и чарующим бархатным голосом. Родившись единственной дочерью богатых родителей, девочка росла, ни в чем не нуждаясь, и больше всего на свете любила петь и играть на хомусе. Послушать ее песни приходили и ближние, и дальние жители алааса. Весной, когда просыпалась природа, девушка, одевшись в белые одежды, вместе с подругами верхом объезжала соседние аласы. На придорожных березах развешивала салама – дары священному дереву - и произносила молитвы в честь духа Матери-Земли. Родители, обеспокоенные тем, что дочка чересчур увлеклась песнями и танцами, а ведь у знаменитых песенниц судьба всегда горестная, решили пристроить и насильно выдали замуж за сына знакомого богача. В новой семье невестку-певунью невзлюбили и поручали самую тяжелую работу, запретили петь. Она разучилась улыбаться и одевалась во все черное. Муж, недалекий человек, издевался над ней и даже избивал. Во время сенокоса, не выдержав очередной злой шутки мужа, она убежала в лес. Ее долго искали всем наслегом, но так и не нашли. С тех пор одинокие охотники стали слышать в лесу пронзительно-высокий женский голос, который пел песню. А один охотник однажды увидел в стае белоснежных стерхов черную, как древесный уголь, птицу, которая пела полную тоски и печали песню, как будто горько сетовала на свою участь. С тех пор и появилась в тех местах легенда о страшном бродячем духе – Хара Кыталык (Черный Стерх). С того времени родственники девушки за свой грех стали погибать от неминуемого страшного рока – сумасшествия.
Людям старшего поколения известно имя якутской певицы Екатерины Захаровой, которая пела в театре до Великой Отечественной войны. Она обладала очень редким, уникальным голосом, который присущ некоторым якутским певцам, а у нее был выражен так сильно, за что ее в народе прозвали: Якутский Соловей. Когда она поехала учиться в консерваторию, преподаватели с удивлением обнаружили, что строение ее горла было другим, чем у большинства людей. К сожалению, по причине болезни молодая певица была вынуждена вернуться обратно на родину и снова стала петь в театре. Артисты и в то, военное, время часто ездили на гастроли на грузовике – другого, более комфортного транспорта тогда не было. Однажды они возвращались из Покровска и, по обыкновению, пели хором какую-то песню. Сильный, звонкий голос молоденькой Кати заметно выделялся из хора. Машина, дребезжа кузовом, подъезжала к знаменитому Чочур-Мурану, и на этом месте все ехавшие неожиданно услышали, что из-за горы им стал вторить чей-то сильный голос. Все, кроме Екатерины, испуганно замолкли. Одна она продолжала заливаться соловьем. Вместе с ними ехал один пожилой артист, который стал подбадривать девушку: мол, держись теперь, с тобой соревнуется сам дух горы, ты должна его перепеть во что бы то ни стало! Но получилось, что перепеть духа горы ей не получилось, она закашлялась и замолчала, и тогда из-за горы раздался страшный хохот. В том же году девушки не стало: туберкулез, из-за которого она бросила учебу, вдруг вспыхнул с новой силой, и организм, ослабленный военным голодом, не смог противостоять тяжелой болезни. Как вспоминают очевидцы, хоронили певицу в ясный солнечный день, во время панихиды со стороны Чочур-Мурана вдруг взметнулся сильный вихрь и, три раза обойдя гроб с телом артистки, улетел обратно. А через некоторое время в театре стали слышать ее пение, некоторые даже видели ее фантом. Посоветовавшись со стариками, решили наведаться на могилу и увидели, что она подверглась акту вандализма: кому-то, видимо, взбрело в голову, что у нее должны быть золотые украшения, и могила была раскопана. А какие могли быть дорогие украшения в голодное военное время?! После того, как могилу привели в порядок, дух покойницы перестал наведываться в театр и беспокоить своими пением бывших коллег.
Так иногда духи, разбуженные хватающим за душу, проникновенным пением, по слухам, соревнуются с певцами. Однажды одному знаменитому певцу-олонхосуту удалось победить духа-абаасы: оказывается, духи не выносят, боятся какого-либо упоминания мутовки для приготовления кумыса, причем каждая из четырех ее сторон имеет свое название, и певец, которому стал вторить потусторонний голос, должен вставить эти названия в свою песню, тогда дух тотчас же перестает ему подпевать и стыдливо замолкает. Победившему в таком необычном состязании в дальнейшем уготована долгая, счастливая жизнь, а проигравшему грозит смерть. Вот почему, по верованию якутов, нельзя громко петь, кричать и шуметь, находясь на природе, чтобы ненароком не разбудить потусторонние силы.
В связи с этим часто вспоминаю трагическую судьбу моей любимой певицы – Анны Герман, которая также была обладательницей абсолютно неповторимого, серебристого голоса. Она пережила за свою жизнь многое: репрессии, ссылки, переезды из страны в страну, автомобильную катастрофу, долгую болезнь, оставаясь всегда очень светлым, добрым человеком. Сейчас по Первому и по Второму каналам показывают популярные шоу «Точь-в-точь» или «Один в один», где участники должны вжиться в какого-то певца и повторить его голос. Мне кажется, что повторить можно многих, даже саму примадонну нашей эстрады Аллу Пугачеву. Кстати, она сама так и сказала в одном из последних передач шоу «Один в один», будучи приглашенной в качестве члена жюри: мол, «... я никогда не считала себя уж такой сильной вокалисткой, просто «всегда пела сердцем, душой». Можно – почти один в один - повторить даже оперных певцов, Муслима Магомаева, Кобзона, Лещенко, но вряд ли кому удастся повторить, как говорит член жюри оперная певица Любовь Казарновская – поймать, голос Анны Герман. Правда, попытка была всего одна, и то очень слабая. Какие-то движения, походку, внешность с помощью гримеров – да, можно поймать и повторить, но голос (имеется в виду настоящий голос, а не завывание или блеяние под фонограмму) – это подарок природы, который дан только одному конкретному человеку и клонированию не поддается. Видимо, за этот подарок судьбы – неповторимый голос – часто приходится платить, иногда - очень дорогой ценой. К великим певцам можно причислить и великих поэтов ( прозаикам, даже очень великим, это не относится), которые также являются певцами больших чувств – любви, дружбы, свободы, красоты природы. Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Есенин, Цветаева, Мандельштам, Николай Рубцов, Высоцкий – их судьбы схожи в одном: они прожили до обидного короткую жизнь.
У наших предков существовала особая примета – этитии (высказывание): вдруг, ни с того ни с сего, человек (обычно таких называли: сир дойдута анаабыт сир туннугэ киси – назначенный духами мудрый человек) по какому-то внутреннему озарению произносил какое-либо предрекание, причем это происходило совершенно бессознательно. Такой вестник мог сказать как хорошее, так и плохое. По верованию якутов, его устами говорили духи, сам он являлся только своего рода связным, вестником высших сил. К примеру, в старину алгысчыты во время празднования якутского Нового года – ысыаха - передавали благословения верхних божеств. Из всего вышесказанного следует, какое большое значение придавалось в народном веровании высказанному слову. Недаром люди, обладающие искусством слова: шаманы, удаганки, олонхосуты-сказители, певцы, занимали особое положение как избранники высших сил, наделенные способностью общаться с ними и быть их вестниками. Быть может, поэтому их судьбы отличались от судьбы простых людей. Как говорится: кому много дано – с того и спрос больше.