Развивать не подавляя
Творчество – вещь добровольная
Подавление в целом ничего хорошего не принесет, кроме несчастий и болезней. Но в данной статье я хочу остановиться подробнее на такой стороне жизни ребенка, как творчество.
Дети и творчество – понятия, идущие по жизни рука об руку. Каждый ребенок – творец от рождения. К сожалению, с возрастом у многих это проходит. Отчасти из-за подавления взрослых.
Одна из обязанностей взрослых, окружающих ребенка, развивать его творческие задатки. ВАЖНО! Именно те, на которых останавливает свой выбор ребенок. Детское творчество необходимо развивать в гармонии с их внутренним миром. Взрослые должны только подметить, в чем ребенок больше любит проявлять себя. Свои природные предпочтения и интересы дети показывают до 2 лет. В это время родителям нужно внимательно наблюдать, к чему у ребенка большая склонность, чем и во что он предпочитает играть.
Например, наша 4-летняя дочь до 2 лет ходила с детским микрофоном, пела и читала стихи. По сей день очень хорошо запоминает любые тексты, музыку, а также может подражать интонациям и тембрам. Она любит перевоплощаться, и у нее очень подвижная мимика. Понятно, что я отдам ее в театральный, где она сможет применить свои умения, а также научиться для себя чему-нибудь новому и полезному. Мы с ней обсудили, что значит «играть» роли, кто такая актриса, и теперь она имеет об этом полное представление и согласна заниматься в театральной студии. Детей постарше можно просто спросить, чем бы они хотели заниматься. Глупо отдавать ребенка на балет, если он любит конструировать. Когда год назад у нас дома встал вопрос, куда отдать 8-летнюю дочь, муж сказал – главное, чтобы было близко к дому. Конечно, я возмутилась и предложила спросить у дочери о ее желании. В результате нам все-таки удалось найти подходящие для всех варианты, и дочь теперь с удовольствием ходит на гитару, в художественную школу, в театральную студию и в бассейн. Старшей дочери сейчас 22 года, и она меня благодарит за то, что я не давила на нее в плане выбора кружка или секции. Она попробовала себя во всем, что ей было интересно, и когда стала старше, легко определилась и с профессией, и с хобби. Она нигде не боится себя проявлять, не реагирует на мнение окружающих. И я считаю, что это очень важно для жизни в целом, а особенно для жизни творческого человека. Родителям ни в коем случае не нужно идти на поводу своих амбиций, желаний и веяний времени.
Некоторые родители могут мне возразить: «А как же тогда спорт?! Если не настаивать, то спортивных достижений не будет!» Я больше чем уверена, чтоб в большинстве случаев дети-спортсмены сами хотели заниматься. Есть, конечно, и единичные случаи, где родители настаивают, но если рассмотреть эту семью более детально – сомневаюсь, что там все счастливы.
Лично я не хотела бы такой судьбы для своих детей.
Все, что я описала выше, – это глобально. Но есть такие моменты, как небольшие конкурсы. Например, конкурсы рисунков для детей. Где за призовые места и подарки должны соревноваться дети. В 90% случаев рисунки рисуют родители, в 8% - родители с детьми и только 2% - сами дети. И это очень печально. Родители не дают детям самовыразиться, забирают инициативу себе. Результат – ребенок получает приз, но победа не так сладка, какой должна была быть. Нет гордости за себя. В таком ребенке с каждым конкурсом все больше развивается уверенность в том, что все достается просто так, и ребенок к этому привыкает. Вследствие чего идут родительские переживания за то, что ребенок растет, а стремлений и желаний у него нет, и все время он просиживает за компьютером.
Советы
- Предоставьте ребенку свободу выбора. С ранних лет он должен понимать, что такое личное мнение. Если ему хочется разукрасить нарисованного человечка или дерево в синий цвет, пусть так и будет. Не мешайте вашему чаду фантазировать. Со временем окружающий мир сам покажет ему истинные краски.
Еще сложнее, когда родители стремятся воспитать талантливого вундеркинда. Поэтому с детства отдают свое чадо во все возможные развивающие кружки. Родительское желание понятно, но для начала стоит присмотреться к своему ребенку, понять его способности, спросить о его желаниях. Руководствуйтесь тем, что комфортно и полезно для ребенка, а не для вас!
- Нет авторитаризму! Общение с ребенком должно строиться по принципу диалога. Не перебивайте его, будьте спокойны, не заканчивайте за ребенка предложения. Дайте ему свободу в выражении мысли.
- При воспитательной беседе смотрите ребенку в глаза, старайтесь взглядами быть на одном уровне. Избегайте позиции «начальник-подчиненный». Разговаривайте с ребенком, как с взрослым, равным человеком. Он запомнит это и будет уважать своего родителя-собеседника в дальнейшем.
- Не наказывайте ребенка за плохие оценки в школе. Наоборот, дайте понять, что он может учиться лучше, предложите свою помощь в освоении учебного предмета. Чрезмерная строгость и требовательность развивают комплекс неполноценности. А у вас в приоритете должно быть психологическое здоровье ребенка, а не оценки.
- Не скупитесь на похвалу, если ваше чадо делает хотя бы незначительные успехи. Мотивируйте его на еще большие победы и развитие. Даже если из 10 заданий будет правильно одно – не ругайте за 9 неправильных, а похвалите за одно правильное. Так вы будете акцентировать в ребенке хорошее и ориентировать его на положительные результаты.
- Целью воспитания ребенка является формирование и развитие здоровой гармоничной личности. Родителям необходимо расставить приоритеты и не давать воли личным амбициям и эмоциям. Родитель и ребенок – это, прежде всего, напарники, где взрослая мудрость и детские желания должны находить выгодный компромисс.