Ребенок: виртуальный или реальный?
Что находят дети в компьютерных играх? Можно ли вернуть их в реальный мир? Советует психолог Светлана Заболотняя.
Условия развития современных детей изменились так радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Все системы воспитания мира не учитывали возможности ухода детей в воображаемые миры. Получив классическое образование, мы уверены, что именно его нужно давать ребенку: первым делом книги, а потом уже компьютер. Но компьютер же сегодня вытесняет не только книги, но и живых людей.
В воспитании «компьютерных» детей можно отметить три основных «горячих точки».
- Изначально у них неверно сформированы установки по отношению к компьютеру.
- Купив компьютер, мы чаще всего оставляем ребенка с ним один на один, используя возможность отдохнуть.
- Никто не соблюдает нормы работы за компьютером, но иногда устраивается что-то вроде «субботних порок». Компьютер выключается, и ребенку напоминают, кто в доме хозяин.
Ситуация 1.
Компьютер и дисциплина
Шестилетняя Оля может «работать» на компьютере: она на нем пишет буквы, рисует, играет. Приехавшая погостить бабушка обнаружила, что девочка не рисует карандашами и красками, не лепит и не читает книжек. Бабушка в шоке... Ребенок категорически отказался рисовать на бумаге, объяснив, что она это делает на компьютере. И тогда бабушка решила навести порядок, ограничив время пребывания Оли: ровно через 30 минут она громко требовала немедленно выключить компьютер, а не то: «Я тебя накажу!» В результате – ежедневные слезы и истерики.
Что мы говорим? | Что они слышат? |
«Ты сошел с ума с этим компьютером! Вырастешь дебилом!» | «Мы можем тебя любить — только без компьютера! А с компьютером ты — наш позор!» |
«Я накажу тебя, если ты без спроса включишь компьютер!» | «Я уничтожу тебя и твой компьютер! Я добьюсь полной и безоговорочной победы над тобой! Будешь знать, кто здесь хозяин!» |
«Хватит играть. Тебе бы все бездельничать!» | «Это баловство, и никому не интересно, что ты по этому поводу думаешь» |
Ситуация 2.
Компьютеры и потребность в любви
Когда родители развелись, Пете было шесть лет. Развод инициировала мама, женщина сильная, у которой свой бизнес. Как бы извиняясь за причиненные страдания, мама купила ему компьютер, решив: «Я выращу талантливого ребенка, и никто не скажет, что я – плохая мать!» Мальчик принял подарок с радостью, тем более что мама сама поощряла игру на компьютере, тем самым как бы подтверждая, что любит сына. Пете тоже было легче играть и ни о чем не думать. В выходные он не виделся с отцом, родители совсем не общались друг с другом, а в будни мама была занята. И компьютер стал чем-то вроде суррогатного родителя. Женщина спохватилась, когда ребенок пошел в школу. К этому времени он потерял интерес к людям и занятиям в школе, что сказалось на успеваемости, сверстники показались ему скучными. Он привык к нехватке любви и научился спасаться, уходя в виртуал.
Что мы говорим? | Что они слышат? |
«Что ты путаешься под ногами? Тебе купили такой дорогой компьютер. Иди поиграй» | «Мы готовы покупать тебе дорогие вещи, но не любить!» |
«Я устала. Была такая трудная неделя. Иди поиграй!» | «У меня уже нет сил тебя любить. Тебе остается играть в ожидании, пока я отдохну!» |
«Ничего, что папа теперь живет отдельно. Зато у тебя есть компьютер!» | «Удовольствие надо получать любой ценой!» |
Как совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка?
- Для начала решите: что значит компьютер в вашей семье, в жизни любого человека? Преувеличение значения компьютера взрослыми повышает его значимость в жизни ребенка. Преувеличенные страхи перед компьютером играют ту же роль. Спокойное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом, аккуратностью и пользой.
- Низкая самооценка у ребенка – почва для формирования любой нежелательной зависимости. Не только преувеличивая значение компьютера, но и недооценивая своего ребенка, мы толкаем его довольствоваться ролью простого исполнителя чужих программ, в том числе компьютерных. А низкая самооценка – результат слабой родительской любви.
- Компьютер займет особое место в жизни ребенка, если у него нет друзей и других существенных связей с миром. Если у вас есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
- Нормативы пребывания ребенка перед экраном примерно таковы. Хотя бы до трех лет никаких компьютеров и приставок! После трех лет время игры должно быть дозировано и составлять максимум полчаса. Вы можете завести правило: «Компьютер только по выходным!»
- Правило «Играем только вместе!» особо важно, поскольку гарантирует включенность взрослого в процесс игры. Но главное, мы учим ребенка манере игры, моделируем отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, как останавливаются взрослые. Поставьте рядом часы, объясните, что ограничение времени – это условие игры.
- Как ответить на вопрос ребенка, зачем ограничивать время? Напомните, что у маленьких человечков есть не только голова и руки, которые так нужны для компьютера, но и ножки, спинка, животик. Им тоже хочется поиграть, побегать и попрыгать. Ставьте в очередь подвижные игры и компьютерные: дети вполне спокойно переключаются с одного интересного занятия на другое.
Почему дети предпочитают компьютеры?
- Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу, которой ему может не хватать в реальной жизни.
- Игры до известной степени стимулируют воображение, вовлекая детей в новые подвижные, яркие миры.
- Манипуляции с компьютером производятся легко, и детей подбадривает чувство превосходства над взрослыми.
- Большинство игр построено по принципу сериала: заканчивается одна серия — начинается другая, еще интереснее. Разработчики игр стараются изо всех сил сделать игру бесконечной, чтобы в нее можно было играть снова и снова.
- Персонажи игр исключительно привлекательны, с героем, который движется к цели, преодолевая трудности, приятно идентифицироваться.
- Компьютерные игры тренируют оперативное внимание и память, дети любят учиться чему-то новому, а потом демонстрировать свои способности