Сети против
Согласно данным официальной статистики, в России количество граждан, злоупотребляющих алкоголем, превышает 2,7 млн. человек. По законам Российской Федерации медицинская помощь оказывается только при добровольном обращении лиц, зависимых от алкоголя, поэтому зарегистрированное количество пациентов, по экспертным оценкам, в пять раз ниже истинного числа зависимых. Страна бьет тревогу уже не один десяток лет, сторонники трезвого образа жизни требуют более жесткого контроля за оборотом алкоголя.
Ограничение продажи алкоголя в ночное время (с 23.00 до 8.00, а в Якутии – с 20.00 до 14.00), приравнивание пива к алкогольным напиткам, неизменный рост акцизов и, что было ожидаемо, повышение цен на слабоалкогольные напитки - все это, по мнению представителей антиалкогольного сообщества, должно привести к снижению уровня потребления алкоголя, особенно среди молодежи и школьников. Иными словами, дать шанс спасти Россию, в частности, Якутию, от глобальной алкоголизации.
В центре – ЗОЖ, а окраины спиваются?
Год назад глава Якутска Юрий Заболев пошел еще дальше, запретив продажу спиртного в магазинах, расположенных ближе, чем в 200 метрах от детских, культурных, спортивных и общественных заведений (ранее эта дистанция составляла 50 метров). Сейчас этим заведениям получить лицензию на торговлю спиртным невозможно, а те, кто еще спиртным торгует, делают это по ранее выданным лицензиям, чей срок действия еще не окончен. Безусловно, есть и противники такого ужесточения. Это предприниматели и владельцы мелких и крупных магазинов, львиная доля прибыли которых (не менее 30%, по данным статистики) состоит именно из доходов от реализации алкогольной продукции.
На днях участники Союза НСР (Независимые сети России), руководство сети магазинов «В десятку» инициировали обращение торговых сетей города в региональную Торгово-промышленную палату. Поводом стали пресловутые дополнительные ограничения на торговлю алкоголем, вводимые местной администрацией на основании новой редакции ФЗ 171 «Об обороте алкоголя». Как было отмечено в обращении, в силу специфики застройки центральной части Якутска и малых расстояний до «мест массового скопления граждан», под запрет продажи алкоголя попадают практически все крупные магазины современного формата. В результате, как отмечают якутские предприниматели, торговля алкоголем будет перенесена в более мелкие торговые точки на окраинах города, а запрет на продажу алкогольной продукции в крупных магазинах может или вызвать рост цен на продукты до 30%, или приведет к их закрытию. Не слабо?
Так чего хотят предприниматели? А хотят они исключить из так называемой «зоны запрета» продовольственные магазины площадью не менее 400 кв.м, именно этого они требуют… нет, просят у наших местных законодателей.
Торгово-промышленная палата: «От нас ничего не зависит!»
У ТПП РС(Я) множество функций, в том числе она оказывает помощь предприятиям и предпринимателям, представляет и защищает их интересы по различным вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, организует взаимодействие между предпринимателями, их взаимодействие с государством в лице его органов. Поэтому понятно, почему предприниматели обратились за помощью именно по этому адресу.
Мы связались со специалистом ТПП Дорой Адамовой, и вот что она сказала:
- Мы не являемся государственной структурой, и я ничего пока вам по этому вопросу сказать не могу. Вчера (во вторник, 2 августа – прим. авт.) мы составили письмо и направили его в Министерство сельского хозяйства, которое и займется этим вопросом.
Казалось бы, при чем здесь Минсельхоз? Оказывается, в России оборот алкоголя курирует Росалкоконтроль, а у нас после расформирования Государственного комитета материальных ресурсов и торговли его функции передали Минсельхозу. Однако до руководителя соответствующего отдела в Минсельхозе, Дениса Белозерова, который мог бы прокомментировать точку зрения министерства на обращение предпринимателей, мы так и не смогли дозвониться.
Окружная администрация: «Все понимаем, но помочь ничем не можем…»
А что же муниципалитет? Ведь, по мнению предпринимателей, ударил их по карману не только и не столько федеральный закон, сколько органы местного самоуправления в лице главы города. Начальник отдела торговли и предпринимательства Окружной администрации г. Якутска Ирина Гаргач имеет на этот счет четкое мнение: есть единое экономическое пространство, есть закон, действующий в нем, и все предприниматели перед ним равны, как перед богом, будь то небольшой продуктовый магазин или сеть мега-супер-пупер-маркетов.
- За соблюдением законов следят органы прокуратуры. И вообще в последнее время идет ужесточение контроля за оборотом алкоголя. Есть нормы: допустим, вблизи магазина находится детский сад или школа. И если сейчас в определенное время разрешается продавать алкоголь крепостью до 15%, то с нового 2012 года будет наложен запрет на всю алкогольную продукцию, включая пиво. Но все это будет зависеть, в конечном итоге, от порядка определения мест массового скопления и повышенной опасности, которое примет правительство РФ. Затем – решения субъектов, и далее – органов местного самоуправления. Территория, расстояния… Кстати, этот закон не распространяется на места общественного питания, кафе, рестораны. У них существует ограничение крепости продаваемой алкогольной продукции до 16,5%. Что касается повышения цен на прочие продукты из-за невозможности реализовывать алкоголь и связанные с этим потери части прибылей, то это, на мой взгляд, как минимум некультурно и неэтично, и спекулировать на этом нельзя! К тому же есть надзорные органы, которые не допустят повышения цен на жизненно важные продукты питания. Есть у нас предложение для предпринимателей: давайте насыщать рынок более разнообразным ассортиментом товаров. Потребитель в любом случае не должен страдать!
Евгения Бураева: «Это палка о двух концах!»
Предприниматели понимают, что против закона не попрешь. И обращение в Торгово-промышленную палату – признак не надежды, а, скорее, отчаяния. Евгения Бураева, представитель сети магазинов «В десятку», говорит:
- Мы куда только не обращались. И в российские газеты, и к президенту. Сами понимаем, что шанса на какие-либо изменения в нашу пользу нет. Получается, что одной рукой правительство поддерживает предпринимательство, а другой – душит…
- Алкоголь – не самый лучший продукт…
- Никто не спорит. Но неужели в муниципалитете не понимают, что само понятие «супермаркет» подразумевает под собой наличие в магазине всех групп товаров. Иначе, какой это супермаркет? Мы боимся за наше будущее, за будущее предприятия. Понимаете, мы ведь не магазинчик, в котором один человек - и грузчик, и фасовщик, и продавец. Персонал одного нашего магазина – 20 - 25 человек в среднем, а общее количество работников сети – 413 человек. Если уйдет статья дохода от продажи алкоголя, то как бы мы ни латали эти дыры другим товаром практически вся выручка будет уходить на покрытие расходов, зарплату и так далее. И то не хватит. Поэтому перспективы далеко не радужные: либо сокращение штатов, либо полностью переход из торговли в другой профиль, развитие, допустим, системы общепита.
- Неужели все так печально?
- Мы понимаем, что государство не хочет спаивать нацию. Но ведь достаточно вспомнить то время, когда водка была по талонам, или горбачевскую перестройку, когда ввели сухой закон. Алкоголиков в стране стало меньше? После полного запрета расцветет подпольная торговля алкоголем. И сейчас в маленьких магазинчиках водку продают в любое время суток – это всем известно. А будут продавать еще и из-под полы неизвестно что, народ начнет травиться суррогатами, а молодежь ударится во что-нибудь другое – в наркотики, к примеру.
- Мрачная картина…
- Мы согласны не торговать спиртным в установленное время. Но хочу отметить, что водка у нас итак особой популярностью не пользовалась. Мы стараемся брать на реализацию местную продукцию, возим качественный коньяк, марочное вино, мартини – неужели теперь люди не смогут позволить себе за ужином бокал хорошего красного вина, не суррогата за 150 рублей, а настоящего? Пока мы ждем, к чему приведет нынешняя ситуация. И будем думать, как остаться на плаву.
Эпилог
Это мнение представителя только одной крупной сети. И хотя их у нас в городе достаточно, вряд ли их мнение будет иным. «ЭС» не встает на чью-либо сторону, у каждой - своя правда. Вполне возможно, что затянувшийся спор закончится поражением предпринимателей – владельцев магазинов, по воле судьбы оказавшихся в «местах массового скопления людей» или на территориях «повышенной опасности». Владельцы якутских продуктовых супермаркетов, которые уже получили убытки от первой волны ограничений на продажу спиртного, готовятся к вынужденным репрессиям. Возможно, что сотни человек останутся без работы. Не стоит забывать и о существенных потерях для городского и республиканского бюджетов от сократившихся налоговых поступлений от торговли алкогольной продукцией. А если магазины начнут разоряться и закрываться, то цифра возрастет в разы.
Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Судя по всему, для сферы торговли наступает время серьезных перемен. Тем предпринимателям, чей бизнес напрямую зависит от водочной и пивной выручки, многочисленным ларечникам и владельцам небольших магазинчиков, придется или уйти с рынка, или попытаться заняться более «здоровым» бизнесом. Снижение количества таких точек, возможно, станет реально действующим фактором и, будем надеться, пойдет на пользу всему обществу. А мегасети наверняка выплывут, и Россия, а с ней и Якутия будут двигаться по пути к трезвости. Однако, по мнению экспертов, нерешенными остаются и другие важные вопросы. К примеру, в сентябре состоится VII Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России», организатором которого выступает Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Лига здоровья нации. Одна из основных тем – «Формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака». На очереди – табак?
Справка "ЭС"
Уровень потребления алкоголя в нашей стране на душу населения составляет 15,7 литра абсолютного алкоголя в год. В Европе – 12,2 литра. Надо учитывать, что это количество рассчитано на каждую душу, включая младенцев и стариков, и если исключить 41% россиян, которые не потребляют алкоголь, останется 59%, которые и выпивают этот объем. Получается, что один пьющий российский мужчина в год «принимает на грудь» 35,38 литра этанола, или 175 бутылок водки, или полбутылки каждый день. Примерно по стакану водки в день выпивает пьющая российская женщина. По этому показателю мы уступаем только жителям Боснии и Герцеговины. Каждый пятый житель России умирает из-за чрезмерного употребления алкоголя.