«Сокровища Третьяковской галереи» завершат работу в Якутске 18 сентября
Напомним, что проект был организован правительством республики в рамках празднования 100-летия ЯАССР. Именно с фондов Государственной Третьяковской галереи – крупнейшего отечественного музея – взял начало якутский музей: в его собрание были переданы в дар 27 живописных произведений в далеком 1928 году при участии Правительства молодой республики. В этом году развитие сотрудничества галереи с северным труднодоступным музеем обеспечило доступ к художественным ценностям широким слоям населения Якутии. Выставка представляет разнообразие жанров и основных художественных направлений русского искусства в 51 произведении живописи и скульптуры на протяжении двух столетий – от 18 века до советского периода.
«Здесь нет ни одной проходной вещи!»
Генеральный директор Национального художественного музея Влада Тимофеева отметила важность выставки для республики:
– Миссия этого проекта – создание единого культурного пространства страны: каждый человек имеет право прикоснуться к классике, к шедеврам. Профессиональное изобразительное искусство Якутии тесно связано с отечественными традициями в живописи, графике, скульптуре.
По ее словам, проект стал мощной школой для учащихся и студентов-художников местных образовательных заведений.
«Концепция была такая: когда человек ступает за порог этой выставки, он попадает в такой пространственный портал: из Якутска в Третьяковскую галерею», комментирует Влада Владиславовна специально разработанный дизайн для проекта от известного дизайнера выставок Эрика Белоусова. «Это драгоценная шкатулка для сокровищ – зал в зале».
К выставке был подготовлен специальный каталог со всеми произведениями и аннотациями к ним: «Выставку увидят, а каталог останется – это будет история». Желающие могли приобрести его в Арт-салоне музея.
Главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова о главной идее проекта:
– С самого начала переговоров формирования выставки в рамках юбилейных торжеств к 100-летию образования республики мы определили для себя очень важный момент – что эта выставка должна быть уникальной, значительной по составу, масштабной по значимости имен и по полноте представления различных этапов развития русского искусства. Здесь представлены имена великих художников 19 и 20 века, которые уже давно составляют славу русского искусства, и более того скажу, что здесь нет ни одной проходной вещи, только шедевры!
На выставке представлены 51 картина и 5 произведений скульптуры. Из них порядка 15 картин составляют постоянную экспозицию Третьяковской галереи. В общей сложности, считая с временем транспортировки произведений искусства в Якутск и обратно, вся экспозиция выставки продлится 4 месяца – достаточно ощутимый срок для галереи.
Подготовка к выставке шла заняла 2 года: «На самом деле, для серьезного масштабного, серьезного проекта – это очень сжатые сроки. Нужно было разработать, начиная от концепции до состава, подготовить все вещи, заключить все договора, определиться с финансированием». Правительство республики заручилось поддержать проект на самом высоком уровне.
Особенности состава выставки
Главный хранитель Третьяковской галереи рассказала, как на выставку попали некоторые шедевральные полотна:
– Художники советского времени, представленные здесь – это уже признанные классики отечественного искусства второй половины 20 века. И «Дети, бегущие от грозы» и «Шинель отца» – это вещи, которые всегда в постоянной экспозиции. Мы понимали, что именно они очень важны в контексте этой экспозиции. Мы получаем очень большое количество запросов на выдачу произведений собраний Третьяковской галереи, это всегда очень серьезно обсуждается и очень часто мы отказываем. Здесь мы сами включили именно «Шинель отца» Виктора Попкова, потому что это действительно некий символ, связанный с нашей историей и позицией целого поколения художников-семидесятников.
Также Татьяна Семеновна подчеркнула, что «Новая лодка» Ефрема Зверькова – это картина из недавних поступлений Третьяковской галереи. «Такое послание дальнего плавания, оно новое и только что выструганное, и пейзаж очень похож на нашу реку Лену», замечает Влада Владиславовна. «Она очень проста, символична и метафорична и заканчивает выставку на мажорной ноте».
«Золотошвейка» Тропинина – лицо выставки – стала признанной звездой: посетители стараются запечатлеть себя на фоне этого полотна.
Влада ТИМОФЕЕВА:
– Я бы, наверное, выделила особенность этой выставки – то, что помимо живописных произведений, здесь есть скульптура. И она является смысловой точкой того или иного зала. В зале, где представлен пейзаж – скульптура «Березка» Голубкиной, олицетворяет нежную, хрупкую природу России и ритмически повторяет пейзаж Жуковского «Лесное озеро».
Влияние выставки на будущее музея
Также генеральный директор музея выразила важность этого опыта:
– Это первый выставочный проект республики. Конечно, он повлияет на развитие музейного и выставочного дела в дальнейшем.
Впервые в музее под этот выставочный проект был проведён полностью весь комплекс мероприятий от А до Я: с научной концепцией, дизайн-проектом, музейным оборудованием. Здорово, что мы поставили себе такую цель - сделать выставку высочайшего уровня, какие делает сама Третьяковская галерея.
Все модернизированное оборудование, установленное для «Сокровищ Третьяковской галереи», останется в музее: это система контроля температуры и влажности, комплекс безопасности, современный музейный свет – для сохранности художественных произведений. В дальнейшем музей сможет проводить свои выставки в зале, оборудованном на уровне общемировых стандартов.
***
На 11 сентября выставку посетило 15 679 человек, было проведено 347 экскурсий. Впервые Национальный художественный музей работал без выходных и праздничных дней, такого количества посетителей не было еще ни у одного выставочного проекта музея.