Спектакль Русского драмтеатра города Якутска участвует в международном фестивале
Якутский спектакль принял участие в международном театральном фестивале «Золотой витязь». На спектакль «Запасной аэродром» Русского драматического театра им А.С. Пушкина, который прошел 22 ноября, был приглашен член жюри фестиваля и известный драматург Александр Пудин.
Заслуженный деятель искусств России рассказал «Эхо столицы» какие постановки-участники нынешнего года остались на примете жюри, а также какие ожидания от художественной постановки Андрея Борисова.
«Борисов – это новое сценическое слово, один из крупнейших мастеров
театрального искусства России»
Перед тем, как занять свое место в зрительном зале Русского драматического театра Александр Пудин отметил, что спектакль «Запасной аэродром» будет смотреть впервые, хотя ему как члену жюри был прислан видеоматериал постановки:
«Полет в Якутск был приятен мне тем, что «Запасной аэродром» ставил якутский режиссер Андрей Борисов. Я полюбил его манеру работы, его почерк, его талант по одному спектаклю «Прощание с Матёрой» по В.Г. Распутину во МХАТе им. Горького под руководством Татьяны Васильевны
Дорониной.
Борисов – это явление, новое сценическое слово, новые метафоры, один из крупнейших мастеров театрального искусства России. Поэтому мне будет интересно посмотреть, что у него получилось. Надеюсь, я не разочаруюсь в своих ожиданиях, что встречусь снова с добротной, хорошей, свежей работой Андрея Саввича Борисова, народного артиста России».
Спектакль-конкурсант «Запасной аэродром» был поставлен по пьесе народного писателя Якутии и журналиста Владимира Федорова. Автор около 20 лет собирал исторический материал. Другие работы театра им. А.С. Пушкина драматургу еще не довелось оценить лично, но как он подчеркнул «хорошая слава идет впереди театра». Например, о спектакле того же Борисова по пьесе Владимира Федорова «Два берега одной Победы», у которого была и есть хорошая театральная и фестивальная судьба.
Местные темы становятся памятниками литературы мирового уровня
Тема обоих спектаклей Андрея Борисова близка Александру Пудину тем, что на малой родине драматурга, в Мордовии, в военный 1941 год строили тыловой оборонительный рубеж. Строили, в основном, женщины. Пьеса, героинями которой много позже стали эти женщины, снискала успех в Театре им. Маяковского в Москве. Интерес и отклик публики на такие казалось бы локальные темы – это норма, по мнению Александра Ивановича:
«Почти вся мировая литература тоже локальна: Шолохов – донская тема, а весь мир смотрит,
читает, что «Тихий Дон», что «Поднятую целину», что «Донские рассказы». Вроде все это
такое коренное – жизнь казаков вдоль Дона, а интересно всем. Местные темы становятся
памятниками литературы мирового уровня».
Интересный местный материал, в основе которого судьбы людей и региона, достоин внимания на всем федерального уровня, считает драматург.
Театральный деятель рассказал, что уже приметил пару перспективных участников форума «Золотой витязь»:
«Состав участников форума очень сильный. Как драматический театр большой формы (форма включает размеры площадки и актерской труппы - прим. автора) якутский ГАРДТ им. А.С. Пушкина будет конкурировать с Малым театром, Останкинским театром, Волковским – первым русским театром в Ярославле и Мастерской Фоменко».
Суровая Колыма: 200 км пешком туда и обратно, ледяные морозы с кирками на перевес и сталинский режим
История спектакля «Запасной аэродром» начинается с того, что в октябре 1943 года начальнику лагеря Омочал на Колыме дают задание построить аэродром, который требуется для посадки авиационного полка в случае плохой погоды или поломки. Для дозаправки самолетов заключенные должны покатить пешком туда и обратно вдоль Колымы за 200 км бочки с топливом.
В составе женского отряда заключенных лагеря – жертв сталинских репрессий – как и матерые уголовницы, так и честные советские гражданки. Главные действующие лица – заключенная актриса Вероника Карсавина и начальник лагеря Туманов Сергей Петрович, которые вместе с остальным составом Омочала строят взлетную полосу, вопреки козням лейтенанта Лаврентия Юдина и тяжелым условиям зимней Сибири.
Тягость жизни и непосильного труда в лагере Дальстроя разбавляют и трогательная история любви, и
общая светлая мечта.
Закрытие программы и награждение победителей XX форума «Золотой витязь» пройдет в Москве 26 ноября. В нем принимают участие порядка 20 театров России. Форум проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Союза театральных деятелей РФ с 2002 года.