Стартует киномарафон фильмов Никиты Аржакова
В честь 60-летнего юбилея известного якутского режиссера Никиты Аржакова Государственная национальная кинокомпания «Сахафильм» открывает бесплатный недельный киномарафон лучших фильмов режиссера. Показы стартуют 15 сентября и пройдут в кинозале «Республика».
Режиссер Никита Аржаков - автор десятка разноплановых кинокартин. Наряду с масштабными кинокартинами режиссера «Тыгын Дархан», «Снайпер Саха», «Журавли на Ильменем», кинозал «Республика» продемонстрируют ранние работы режиссера, как: «О5онньор» («Старик»), «Тайбаан ары» («Остро Тайвань»). Бесплатный киномарафон - это возможность приобщиться к классике якутского кинематографа и воочию проследить становление феномена «якутского кино» от картин «девяностых годов» до современности.
Место показов - кинозал «Республика» (проспект Ленина 45, вход со стороны «Сахафильма»).
Программа показов:
· 15 сентября, 18:00 - «Тайбаан арыы».
· 16 сентября, 18:00 - «Аанчык», «О5онньор».
· 17 сентября, 18:00 - «Черная маска».
· 18 сентября, 18:00 - «Журавли над Ильменем».
· 19 сентября, 18:00 - «Снайпер Саха».
· 20 сентября, 18:00 - «Дьикти саас».
· 21 сентября, 18:00 - «Тулабыт барыта хайалар».
· 22 сентября, 18:00 - «Тыгын Дархан».
Творческий путь знакового якутского режиссера Никиты Аржакова созвучен эпохе становления якутского кинематографа. Как и «якутское кино», режиссерские работы Никиты Аржакова прошли путь от малобюджетных, но по своему прорывных кинокартин 1990-2000-х годов: «Вокруг только горы» («Тулабыт барыта хайалар», 1995 г.), «Поселенец» («Дьукаах», 1999 г.), «Хара мааска» (2002 г.), «Аанчык» (2006 г.) до масштабных кинополотен 2010-х годов: «Журавли над Ильменем» (2005 г.), «Снайпер Саха» (2010 г.), «Тыгын Дархан» (2020 г.).
В фильме «Тулабыт барыта хайлар» режиссер тонко запечатлел «девяностые годы» в якутской глубинке. Скромность быта пары Петра и Кати, вынуждено ютящихся в старой сельской гостинице, подкрепляется визуальной простотой происходящего. Режиссер вовсе не стремится к «ранящему» реализму, но четко фиксирует действительность того времени. Картина «Тайбаан ары» («Остров Тайвань») 1998 года, продолжает тему неприкаянности главного героя в сложные времена. В этот раз режиссер знакомит зрителя с портретом человека ушедшей эпохи, пытающегося прижиться в мире с новыми порядками. Алкоголизм, непонятость и неприкаянность перемешивается в узел противоречий на фоне деревенской пасторали.
В фильме «Хара мааска» Аржаков обращается уже к советскому прошлому, к которому вернется еще не раз в дальнейших своих фильмах. Криминальный триллер, основанный на одноименном романе Егора Неймохова, повествует о тяжелой работе советской милиции в послевоенной Якутии. Продолжает тему советской действительности короткометражный фильм «О5онньор» («Старик»), 2004 год. Одинокий старик Мэхээс не спеша готовит себя к финалу жизни: изготавливает гроб, приводит в порядок себя. В это время, по приказу обкома партии, жители деревни проводят митинг и факельное шествие в поддержку арестованного путчистами генерального секретаря компартии Чили Луиса Корвалана. Происходящее на экране словно отсылает к периоду советского застоя: уходящая эпоха, как и уходящая жизнь, медленно готовится к забвению под аккомпанемент неуместных «факельных» шествий.
В фильме 2006 года «Аанчык» Никита Аржаков снова возвращается к литературной основе, экранизировав одноименный рассказ Дмитрия Сивцева-Суорун Омоллона. Трагическая история совсем юной Аанчык происходит в дореволюционной Якутии и воочию знакомит зрителя с суровыми и порой несправедливыми нравами прошлого.
Знаковые фильмы в фильмографии режиссера — военное кино «Журавли над Ильменем» и «Снайпер Саха». Несмотря на географическую привязку к событиям Великой Отечественной войны, оба фильма снимались преимущество в Якутии, для чего потребовалась находчивость и изобретательность не только режиссера, но и всей съемочной группой. «Журавли над Ильменем» стал фильмом, который показал, что и в Якутии можно снять масштабное военное кино.
Самым грандиозным кинопроектом в фильмографии режиссера стала историческая драма «Тыгын Дархан». Для якутской киноиндустрии фильм стал первым и пока единственным опытом производства большого эпического кино. Благодаря исключительному вниманию к исторической достоверности, скрупулезно воссозданным костюмам и деталям быта, картина «Тыгын Дархан», стала своего рода «аудиовизуальным музеем» традиционной культуры саха.
Тема истории и поиска культурных кодов, занимает одно из центральных мест в творчестве режиссера. В этом плане режиссер Аржаков — изыскатель собственного «почерка» якутского кино и не важно, современность это или далекое прошлое, фильмы режиссера всегда содержат самобытную философию предков.
- В тексте:
- Никита Аржаков
- Сахафильм