21.05.2021 | 09:00

Стратег и настоящий профессионал

Впервые я увидел Николая Полятинского в 1976 году. В тот год мы, десять якутян, поступили на учебу в Харьковский юридический институт.
Стратег и настоящий профессионал
Автор: EXO-YKT

Там курсом старше тогда учились два Николая — Полятинский и Тахватулин, будущий прокурор республики и его первый заместитель. С ними также учились Владимир Меркибаев, впоследствии прокурор двух промышленных районов — Алданского и Нерюнгринского и Алексей Пахомов — прокурор Усть-­Янского района.

Многие известные прокуроры учились в стенах этого знаменитого учебного заведения. Например, будущий Генеральный прокурор России (в 2000–2006 годы) Владимир Устинов, который жил в том же студенческом общежитии, где и мы, якутяне.

Профессорско-­препо­давательский состав института был очень сильным и авторитетным. Среди них было много именитых ученых-­юристов, известных на весь Советский Союз. Общение с ними было полезно во всех отношениях, так как у них был не только обширный багаж юридических знаний, но и богатейший жизненный и практический опыт. Многие из них были участниками Великой Отечественной вой­ны. При нас еще преподавали два Героя Советского Союза, участники вой­ны — декан первого факультета Рафаил Семенович Павловский и заведующий кафедрой международного права Александр Иванович Свечкарев.

Я познакомился с Николаем Полятинским в 1976 году. Он жил в том же общежитии № 2, где и большинство студентов из Якутии, и ходил покачивающейся походкой, характерной для моряков.

Земляки объяснили, что он поступил в институт после демобилизации из Тихоокеанского флота, где проходил срочную армейскую службу.

Не могу сказать, что мы тогда с ним общались близко, но ­почему-то запомнилась встреча с ним летом 1979 года, в период летней сессии. Тогда встретившись в коридоре общежития, он спросил, как у меня дела, в том смысле, как идет сдача экзаменов. Я ответил, что пока сдаю все экзамены на «отлично», он похвалил и сказал, что он тоже сдает госэкзамены, пока все — на «пятерки», и идет на красный диплом.

РАБОТА В ПРОКУРАТУРЕ

После этого я его не видел более десяти лет, хотя мы оба работали в органах прокуратуры, но в разных районах. Он в 1979 году получил распределение в прокуратуру Ленского района, где начал служебную карьеру в качестве следователя. А я в 1980 году получил назначение на должность помощника прокурора Оймяконского района. Об его дальнейшем продвижении по службе я знал только из приказов о тех или иных назначениях.

Была одна кратковременная встреча в 1989 году, когда он являлся прокурором города Якутска. Но то была короткая, сугубо рабочая встреча в его служебном кабинете по поводу конкретного служебного вопроса. В 1994 году Николай Егорович назначен прокурором республики, сменив на этом высоком посту Василия Васильевича Колмогорова, который в свою очередь также с повышением был назначен на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Более тесное общение с Полятинским началось в 2001 году, когда был решен вопрос о моем переводе в центральный аппарат.

В январе впервые за последние годы было созвано всероссийское совещание прокуроров всех уровней. Мы, 22 городских и районных прокурора из Якутии (я был прокурором города Удачного), во главе с прокурором республики Николаем Полятинским были командированы в Москву. Для поселения многочисленной армии прокуроров со всей страны было арендовано полностью здание огромной гостиницы «Россия», расположенной буквально в пяти минутах ходьбы от Красной площади. Само совещание прошло в Государственном Кремлевском дворце (бывшем Дворце съездов) 12 января, с участием Президента России В.В. Путина. Впоследствии Николай Егорович рассказывал, что он ночью перед совещанием три раза вставал и вносил правки в текст своего выступления. По окончании совещания и праздничного концерта мы, прокуроры-­якутяне, отметили это радостное и торжественное событие в гостинице «Россия».

Каждый из нас по очереди произносил тост по этому поводу. Ведущим был сам Николай Егорович, предоставляя каждому слово, он давал краткую и емкую характеристику очередному выступающему. При этом он поразил нас точностью, емкостью характеристик и полной его информированностью о каждом из нас. Даже о прокурорах совсем маленьких улусов, которые бывали в Якутске крайне редко, Полятинский знал, кажется, все: особенности характера, способности, наклонности… При этом он рассказывал даже ­какие-то подробности из давних событий нашей жизни, удивив всех своей памятью. И это в совокупности с точностью характеристик свидетельствовало об его аналитическом уме.

Тогда же в Москве неожиданно для меня он сообщил, что принял решение о моем переводе в аппарат прокуратуры республики на должность своего старшего помощника по организационным вопросам и контролю исполнения.

Почти сразу по возвращении из Москвы в феврале 2001 года я был назначен на эту должность, в связи с чем переехал из Удачного в Якутск.

Кроме назначения на должность старшего помощника прокурора республики, я был включен в состав руководящего органа, то есть приказом Николая Егоровича назначен членом коллегии прокуратуры республики.

Летом того же года было известное всей стране наводнение в Ленске, когда паводковыми водами был полностью затоплен этот город. И соответственно все жилые и нежилые сооружения в городе пришли в абсолютную негодность. О масштабах затопления можно судить по одному следующему факту. Так, по рассказам прокурора Ленского района Юрия Симонова, уровень воды дошел до третьего этажа четырехэтажного каменного дома, расположенного в центре города. И вот однажды, передвигаясь на моторной лодке по центру города, он встретил плывущего таким же образом главу МЧС России Сергея Шойгу. Тогда же Ленск посетил глава государства В.В. Путин и распорядился за лето построить практически новый город. Задача стояла архисложная, так как за короткое северное лето нужно было практически снести старый и построить вместо него новый город.

Вот уже наступил сентябрь, и вместе с ним ударили первые осенние заморозки, но многие объекты строительства еще не были готовы. И подобное положение было чревато последствиями, так как речь могла пойти о невыполнении поручения Президента России, в связи с чем могли полететь многие головы.

Из Москвы прилетел заместитель Генерального прокурора России Колмогоров. Николай Егорович дал мне поручение быстро сформировать по своему усмотрению бригаду из работников республиканской, городских и районных прокуратур. Он сказал, что при такой сложной ситуации, чреватой последствиями, крайне важно, чтобы в бригаду вошли самые компетентные работники, поручил мне возглавить ее. В течение 10 дней наша бригада работала в г. Ленске, проделав огромный объем работы, тесно взаимодействуя с представителями федеральных и республиканских ведомств.

Работники этих ведомств в течение всего лета и осени совместно работали над ликвидацией последствий глобального наводнения. Все эти 10 дней с нами находились Колмогоров и Полятинский, которые осуществляли общее руководство.

В результате этой командировки мы выполнили стоящую перед нами задачу, дали правильную юридическую оценку всем возникшим в ходе этой глобальной стройки ситуациям и вопросам. Находившиеся в Ленске представители руководства Минстроя России и других федеральных ведомств дали высокую оценку работе нашей бригады.

В новой должности старшего помощника прокурора республики я ввел много новшеств, чем он, как прокурор республики, был очень доволен.

Буквально через несколько месяцев работы на новой должности Николай Егорович доверил мне возглавить отдел по надзору за следствием, дознанием и оперативно-­розыскной деятельностью. При этом он одновременно включил в резерв на должность заместителя прокурора республики. И с 1 марта 2002 года я возглавил этот самый крупный отдел (ныне Управление) прокуратуры республики. Тогда в моем подчинении находилось 15 прокуроров отдела, которые надзирали за осуществлением предварительного расследования и оперативно-­розыскной деятельности всеми правоохранительными органами республики.

К сожалению, с Николаем Егоровичем непосредственно в аппарате республиканской прокуратуры мне довелось поработать бок о бок всего два с половиной года, до его ухода из органов прокуратуры в августе 2003 года. Затем он работал судьей Конституционного суда республики вплоть до своего ухода из жизни.

Мы, ветераны прокуратуры, вспоминаем годы руководства прокуратурой республики Николаем Нифонтовичем Каратаевым, Василием Васильевичем Колмогоровым и Николаем Егоровичем Полятинским как лучшие годы органов прокуратуры Якутии.

Заслуженный юрист Российской Федерации
и Республики Саха (Якутия), судья Конституционного
суда РС (Я) А.М. Ефимов

Новости

Популярное

Какие улицы перекроют на празднование Дня Победы в Якутске
Город | 1 день назад
Какие улицы перекроют на празднование Дня Победы в Якутске
В программе празднования Крестный ход, патриотическая акция «Свеча памяти», встреча фронтовиков «На привале».
Родители выпускников из Якутска рассказали, куда планируют поступать их дети
Город | 1 день назад
Родители выпускников из Якутска рассказали, куда планируют поступать их дети
Судя по ответам родителей, среди абитуриентов вузов самое популярное направление в 2024 году — информационные технологии.