Таинственная болезнь в Калачах
Все началось в 2010 году, тогда медики списали все на авитаминоз и плохую экологию. Но в 2013 году в больницу привезли сразу пятерых заснувших пациентов. Вначале подумали, что это какая-то вирусная инфекция, еще не известная науке. Пока проверяли эту версию, были госпитализированы еще семь человек. Предположили, что виной может быть контрафактный некачественный алкоголь, но и эта версия не подтвердилась: оказалось, что часть пострадавших вовсе не употребляет алкогольную продукцию.
К весне следующего года число заболевших загадочной болезнью перевалило за 30 человек, и их количество стремительно увеличивалось.
У сельского врача, которая стала изучать этот феномен, такой же болезнью заболел отец. Также оказалось, что все заболевшие не контактировали друг с другом, таким образом, вирусная природа заболевания не нашла подтверждения. Анализы заснувших людей были в норме, то есть все они были практически здоровы. Картина заболевания не подошла ни под одну версию, которая была известна до этого.
***
Кроме прочего, было замечено, что приступы сонной болезни приходятся на весну. Поэтому жители села стали бояться потепления как огня. Симптомы у всех были одинаковы: головокружение и слабость. Один селянин накануне своего дня рождения пришел с работы домой, поел и прилег отдохнуть. Проснулся только через двое суток в районной больнице. Оказалось, что в соседней палате спит его жена, а их привезли взрослые дети, которые приехали их навестить.
Другой мужчина заснул прямо по дороге на работу, куда шел после обеденного перерыва (упал на дорогу и заснул, очнулся только на пятые сутки с компрессионным переломом позвоночника, так что выписался из больницы только через три месяца). Однако самым удивительным было то, что все пятеро суток мужчина принимал процедуры, ел, разговаривал с родственниками по телефону… но все это совершал как лунатик, то есть ничего не помнил.
У подростков эта же болезнь проходила более тяжело: у них начинались галлюцинации, судороги, двоилось в глазах. У хозяйки продуктового магазина с небольшим интервалом заснули двое детей. Мальчик, придя из школы, пожаловался на головную боль и головокружение. Мать уложила его в постель и пошла за тонометром, а сын вдруг стал шарахаться от нее, говоря, что у нее вместо носа торчит хобот, вместо двух глаз – четыре. А потом впал в беспамятство, бредил, говорил, что его руки едят черви. Медики были вынуждены привязать его, и развязали только через неделю. Но и тогда мальчик испугал мать: глаза у него были как будто стеклянные, к тому же он сидел на кушетке и хлопал в ладоши.
Через некоторое время заболела дочь. Мать, испугавшись, стала ее трясти, но девочка, словно робот, механическим голосом говорила, что она очень устала. К счастью, девочка очнулась на следующий день.
***
Сами жители села винят во всем урановую руду, которая добывалась в 1970-1990-х недалеко от их села. Впрочем, и сам поселок был построен для этой урановой шахты и для тех времен был более чем хорошо оснащен: дом культуры, бассейн, музыкальная школа, прилавки магазинов ломились от продуктов и импортных вещей, одежды и мебели. Все было на высшем уровне. Неудивительно, что сюда ехали со всего Советского Союза.
Когда же СССР распался, шахты закрыли и декультивировали. Многие жители, оставшись без работы, стали массово покидать село, которое вскоре обнищало. Оставшиеся жители стали строить частные дома, разбирая на стройматериалы стоявшие бесхозными пятиэтажки. Некоторые, чтобы прокормиться, стали ходить за огражденную территорию бывшей шахты и доставали оттуда кабели, трубы и сдавали их на металлолом.
Ученые, которые были вызваны из центра, говорят, что радиационный фон в поселке в норме. Хотя одна из комиссий высказала предположение: в поселке повышен радон, который образуется в результате распада урана, но не в такой степени, чтобы привести к такой эпидемии. В Министерстве здравоохранения республики разводят руками: за несколько лет в селе было проведено множество исследований, но все они ни к чему не привели, все показатели в норме. Ни одна из версий - а их было несколько: какие-то химические примеси, использование инсектицидов для борьбы с насекомыми-вредителями, которые были запрещены за способность накапливаться в организме человека, свинец (помимо уранового рудника, в селе когда-то работал завод по производству солей свинца, завод обанкротился, нереализованная продукция была зарыта в штольнях, так как на ее утилизацию тогда не было денег) – не подтвердилась научно. Поскольку, к примеру, острое отравление свинцом сопровождается обычно рвотой, диареей и коликами в животе, а у заболевших жителей села таких симптомов не наблюдалось. К тому же почему недуг избирателен?
Поэтому был поставлен предположительный диагноз: энцефалопатия неясного происхождения (поражение головного мозга). Правда, психиатры недоумевали: обычно при таком заболевании люди лежат без движения и сами, ни с того ни с сего, не выздоравливают. А то, что происходило в казахстанском селе Калачи, не было похоже ни на один из 85 случаев сонного недуга. Они считают, что в данном случае скорее наблюдается массовый истерический психоз. В истории медицины были описаны аналогичные случаи.
Доктора, непосредственно работавшие с этими больными, считают, что на людей воздействуют неизвестные инертные газы, которые выбрасываются из разломов шахт и штолен. И связано это с потеплением. Сами жители обвиняют власти в том, что стали подопытной площадкой для разработки нового вида оружия. Главный их довод: если бы причина крылась в радиации или в химикатах, ее давно бы вычислили.
***
Между тем эпидемия не отступает. В 2014 году в сентябре, сразу после торжественной линейки в честь Дня знаний, в Калачах заснули девять детей. Разбудить их удалось только через сутки. Но и после того, как очнулись, дети вели себя так, как будто до сих пор находятся в страшно сне, то есть были неадекватны, поэтому медикам пришлось привязывать их к койкам. По словам двоих мальчиков, братьев, после возвращения из школы они вышли поиграть во двор. Затем зашли домой, так как у них закружилась голова и стали дрожать колени. Мать уложила их в постель, мальчики заснули и очнулись только в больнице – один через сутки, другой через двое. В ноябре прошлого года в больницу поступило еще восемь человек, двое из которых дети. Болезнь эта никого не щадит: косит и сельского акима, депутата районного маслихата и даже домашних животных, к примеру, котов. Хотя ранее домашние животные не впадали в спячку. Всем заболевшим также были поставлены диагнозы: энцефалопатия неясной этиологии.
Власти Казахстана обещают, что в скором времени этот кошмар закончится: для переселения жителей села Калачи в бюджет уже внесено два миллиарда тенге. Они получат жилье и работу в крупных хозяйствах Есильского и других районов, и вскоре это село опустеет. Феномен изучается.