ТАЛАНТ В НАШИХ ДЕТЯХ. Как его разглядеть?
«Не хочу и не буду!»
Приведу пример из собственной жизни. О моем среднем сыне многие говорят: «Какой талантливый ребенок!» В детском саду он отлично танцевал, был неоднократным лауреатом всяческих конкурсов, а как пошел в школу – перестал этим заниматься. Нет, я согласна, что пластика, чувство ритма, ощущение музыки и невероятные способности к танцам ему даны как дар. Он практически не прикладывал к этому усилий – это просто было заложено изначально, и это стали развивать. Видимо, перегрузили: было очень много выступлений, занятий, репетиций, и он просто устал. Плюс ко всему Никита любит рисовать, петь, причем на ходу заучивает песни на английском языке, и произношение у него отличное.
Около 90% вундеркиндов-детей рано или поздно становятся обыкновенными людьми. Это происходит, когда ребенок понимает, что он не один такой исключительный, есть и другие. Для его нервной системы это может быть таким стрессом, что она блокируется и развитие останавливается.
При этом в школе по иностранному языку учится не ахти как... Он спортивный, много двигается, и при этом у него нет желания серьезно заняться спортом. Ну, не из-под палки ведь его гнать, верно? Учитель говорит: «Если бы он занимался дома, то мог бы быть круглым отличником». А Никите просто скучно быть, по его словам, «ботаником». Мои родители твердят: «Такой талантливый ребенок, его нужно чем-то занять, отдать в спортивную, музыкальную, танцевальную школу». А ребенок – наотрез. Ну, не хочет он никуда! И не сказать, что поведение у него такое хорошее, зачастую выбивается из общего фона, он дерзкий, имеет свое мнение, может не подчиняться требованиям. Доходит иногда до того, что мне советовали сводить его к психологу.
Кружки, репетиторы, занятия…
Уверовав в то, что способности развиваются в деятельности, просвещенные мамы и папы водят своих чад в кружки, студии и прочие группы развития, где детей за большую плату обучают профессиональные педагоги. В школе не ладится - надо с ним заниматься, развивать его способности. И вот с бедным ребенком проводятся дополнительные занятия, нанимаются репетиторы... Опыт показывает, что толк от занятий бывает не чаще чем в одном случае из десяти. А способности развиваются и того реже. Чаще всего – это напрасная трата сил, времени и больших денег. Иногда увеличение времени занятий приводит даже к ухудшению результатов. Но заниматься нужно обязательно, соблюдая определенные условия. Никакая деятельность, предлагаемая даже опытным педагогом, сама по себе еще ни у одного ребенка не развила способностей. Нужна деятельность плюс... что-то еще, самое важное, а иначе это - бессмысленно. И не радуйтесь, дорогие мамы и папы, отдавшие ребенка в престижную школу, знания у ребенка, может быть, и появятся, а вот развитие способностей - под вопросом.
По поводу гениальности существует немало гипотез. Предполагается, что высокий талант определяется повышенным уровнем гормонов в гипофизе, надпочечниках и некоторых других железах. По другой версии, причина может заключаться в колебаниях геомагнитного поля Земли - в том, с какой интенсивностью его волны влияют на плод в чреве матери.
Некоторым родителям помогает природная интуиция, и они развивают способности ребенка без лекций и книжек. Но такая интуиция - редкость, а большинству родителей и учителей надо читать статьи и книжки о том, что такое одаренность и как ее развивать.
Число одаренных детей в возрасте до 3 лет составляет 10 процентов, до 7 лет — 2-3 процента, в школьный период — 1 процент.
Частые проявления одаренности - ранняя речь и большой словарный запас плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность и отличная память.
В научной психологии различают два типа одаренности детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого, типа обладают, прежде всего, нестандартностью мышления, они резко выделяются из толпы.
Одаренность можно проследить в первые годы жизни. У одаренных детей физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст. Как правило, они начинают раньше ходить, разговаривать. Иногда в три-четыре года начинают читать, хотя взрослые при этом не прилагают никаких усилий, проявляют интерес к написанию букв, не теряют интерес при чтении книг без картинок, проявляют ранний интерес к вычислениям, измерениям, легко запоминают математические символы. Главные отличия одаренных детей - большая потребность в умственной нагрузке, высокая активность ума, склонность к усвоению энциклопедических знаний, они могут часами читать и запоминать энциклопедические данные. В сфере художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других, рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием. Также рано проявляются способности к музыке. В двигательной сфере одаренность проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован – эти дети потенциально одаренные в танцах, спорте.
Мнение психолога
Светлана ЗАБОЛОТНЯЯ, педагог-психолог:
- В детстве человек больше склонен к творчеству, поскольку ещё не испорчен стереотипами. Выявить одарённого ребёнка можно не только при хитроумном тестировании. Достаточно быть просто внимательным к тому, что его увлекает, что нравится: читать, исследовать, рисовать, музицировать... При этом, ребёнку зачастую неинтересны другие сферы деятельности. Задача родителей и педагогов — гармонизировать его развитие, не запрещая ему заниматься любимым делом.
Чувствуя себя не таким, как все, одарённый ребёнок нуждается в поддержке. Как правило, он очень раним и чувствителен, склонен к перепадам настроения и даже самобичеванию. Кроме того, маленьким гениям свойственна непропорциональность в развитии. При наличии явных способностей, например, в математике, в других сферах они могут быть середнячками и даже отставать. У гениев встречается неспособность овладеть чтением (дислексия) и письмом (дисграфия), притом, что музыкальный слух абсолютный, художественное чутьё уникальное. Есть сложности с концентрацией внимания и социальной адаптацией. Таланты часто остаются непонятыми, им свойственны муки творчества, чрезмерная настойчивость в желании получить результат. Одарённые дети очень боятся не оправдать возложенных на них надежд, забывая, что право на ошибку имеет каждый.
По мнению психологов, известное утверждение «талантливый человек талантлив во всём» к детям как раз и не относится. Неумеренное восхваление маленького таланта может, во-первых, заложить основы мании величия (когда малыш зазнается, неадекватно себя оценивает), во-вторых, сформировать комплекс неполноценности (когда любую ошибку ребёнок воспринимает как катастрофу). Важно, чтоб похвала была уместной и искренней, а не формальной, кроме того, она должна стимулировать к развитию: «У тебя многое получается, но ещё надо учиться!» На что следует обратить внимание родителям для определения таланта, одаренности своего ребенка.
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и тому подобное сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не выводом о ее безусловном наличии.
Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: когда обучение становится слишком легким. Очень важно создать для этих детей оптимальные по трудности условия для развития их одаренности.