Тайна подсознания ребенка в его рисунках
Психолог Татьяна ВИНОКУРОВА: «Достаточно внимательно присмотреться к рисункам на тему семьи. Они красноречивее любых слов расскажут о том, какое место в душе малыша занимает каждый из окружающих его людей. Также рисунки могут показать, какая у ребенка самооценка, как он воспринимает себя, кем он ощущает себя в семье, и многое другое. В процессе изучения рисунка для получения дополнительной информации можно задавать ребенку уточняющие вопросы. Такие расшифровки помогут вам больше узнать о своем малыше и построить с ним более гармоничные отношения».
Что важно?
Размер и местоположение фигурок.
Если человечки на рисунке изображены небольшими, это говорит о заниженной самооценке ребенка. Если они находятся в верхней части листа, ребенку не нравится его положение в семье, и он подсознательно пытается улучшить его. Если фигурки расположены внизу, то требования малыша минимальны. Если кто-то из родственников на рисунке превосходит остальных людей по размеру, к тому же любовно прорисован во всех деталях, вероятнее всего, этот человек обладает для ребенка наибольшим авторитетом. Часто своего любимчика дети начинают изображать в первую очередь.
Расстояние между фигурками.
Это показатель того, насколько люди близки друг другу. Чем ближе, тем больше доверия и искренности в отношениях. Если все человечки на рисунке держатся за руки, значит семья дружная. Если же между людьми нарисованы какие-либо предметы, это говорит о трудностях в общении. Если все персонажи заняты кто чем – по отдельности, значит, семья разобщена. Играющие люди символизируют соперничество.
Как ребенок изображает самого себя.
Если он изобразил себя таким же по высоте или даже выше, чем взрослые, значит, он чувствует себя очень важным, даже уникальным. Если он не прорисовал свои черты лица, значит, имеет место закрытость по отношению к окружающим. Если у ребенка есть внутренняя агрессия, он может нарисовать себя с открытым ртом и зубами. Огромные глаза – скрытые страхи. Головной убор – ребенок нуждается в защите.
Малыш, который нарисовал себе очень маленькое туловище, чувствует себя униженным. Неуверенность в себе – спрятанные за спиной или в карманы руки. Широко расставленные ноги говорят об уверенности. Если же ноги изображены чрезмерно длинными – это означает, что ребенок хочет обрести независимость.
Еще одна интересная деталь – ушки. Эту часть тела дети добавляют на рисунок не всегда. Но если ребенок нарисовал себя с ушами, это означает, что он действительно уделяет внимание замечаниям старших и тому, что происходит вокруг.
Неодушевленные предметы. Если различных предметов на рисунке больше, чем людей, – это означает, что в семье на первом месте находится материальная составляющая, а не эмоции и душевная близость. Малыш явно обделен родительской любовью. Обратите внимание, изображено ли на рисунке солнце, и есть ли между ним и ребенком еще кто-то. Небесное светило символизирует благополучие и тепло. Поэтому тот, кто закрывает его собой, в действительности лишает ребенка комфорта и защищенности.
Отсутствие членов семьи.
Если кого-то на рисунке не хватает, этот «кто-то» ребенку просто безразличен или он испытывает к нему неприязнь. Если на листе бумаги не нашлось места для младшего братика, вероятнее всего, ребенок ревнует к нему родителей.
Тревожный сигнал: на рисунке не нашлось места для самого автора. Это означает, что в реальной жизни ребенок также не находит себе места в семье, чувствует себя ненужным.
«Лишние» люди на рисунке.
Иногда дети могут изображать вымышленных членов семьи: например, папу, которого он никогда не видел, братика или сестренку, которых нет, кого-либо из умерших родственников или вообще постороннего человека. Это означает, что ребенку некомфортно в семье, и он хочет что-то изменить.
Сила нажима.
Также об отношении к родственникам свидетельствует сила нажима карандаша на бумагу. Неприятного для себя человека малыш нарисует резкими, прерывистыми линиями, при этом будет часто стирать и подправлять фигурку. А любимые члены семьи будут изображены мягкими, плавными движениями.
Животные на рисунке.
Если у вас в доме нет животных, а на рисунке они появились, это также повод задуматься. Вероятнее всего, ребенку хочется о ком-то заботиться, он мечтает быть нужным кому-то.
Цвет - это важно!
Татьяна ВИНОКУРОВА: «Важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде «если рисунок сделан черным – ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным – он чрезмерно агрессивен». Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что.
- Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? Может, ребенок нарисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна, и ему как раз достался черный карандаш.
- Темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых – признаки депрессивного состояния.
- Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности.
- Ребенок ограничивается двумя-тремя цветами – можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.
- Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке, мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии.
- Если малыш рисует медленно, но старательно – это особенности темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование – признак пассивности, истощенности нервной системы.
- Изображения сцен насилия, крови, агрессивных, «вооруженных» персонажей или нереальных существ, с искажениями формы и пропорций – признаки неблагополучия в семье.