Томы Сойеры и Золушки XXI века
Да-да! Когда мы были маленькими, гордиться ребенком, который помогает по дому, было… ну, не было повода к этому, потому что уборка по дому была обычным явлением. «Кто не работает – тот не ест», помните? Современный ребенок, который помогает по дому без бесконечных напоминаний, и при этом еще хорошо учится в школе и дополнительно успевает на секцию сбегать, и в музыкалку, да еще и читает с удовольствием и много – это ли не повод для гордости сегодняшних родителей!
«Мы детей рожали не для того, чтобы они за нами убирали»?
Если в семье несколько детей, то они будут бесконечно перекладывать домашние обязанности друг на друга вместо того, чтобы выполнить просьбу родителей или самостоятельно позаботиться о чем-то. И такая картина – сплошь и рядом. Самый распространенный ответ: «А почему это должен делать я, а не он?», «это не я разбросал игрушки, почему должен за кого-то убирать?» Для детей – железная логика. Для родителей – еще один повод для нервотрепки и головной боли.
Но почему же в одних семьях дети все-таки стараются помогать своим родителям, а в других испытывают настоящее отвращение к какому-либо труду? Почему одни мамы заставляют дошколят мыть посуду, склеивать порванные книжки и подметать веником пол (и к подростковому возрасту такие детки уже сами стирают-убирают, да еще и поесть приготовят без малейшего напряга и лампочку поменяют. А другие мамы – едва ли не до совершеннолетия стирают и гладят белье дочке или сыну и застилают за ними постель.
А еще в последнее время участились случаи, когда родители платят своим же детям за вымытую посуду и выкинутый мусор. А если еще и пятерка в школе – дополнительные бонусы. Мол, «каждый труд должен быть оплачен» и «мы детей рожали не для того, чтобы они за нами убирали». Пусть лучше ребенок лишний раз отдохнет – ведь в школе такая непомерная нагрузка!
Вопрос выбора
Еще лет тридцать назад, во времена Советского Союза, вопрос об участии мальчишек и девчонок в домашних делах даже не возникал. Потому что у большинства родителей не оставалось выбора. Мама и папа работали, из бытовой техники в доме стояли – в лучшем случае! – неуклюжая стиральная машина да громоздкий пылесос, и без помощи младших с хозяйством не удавалось справиться. К тому же много было домов с печным отоплением и привозной водой. Так что без прямого вовлечения детей в хозяйство – ну, никак. Неумехи, которых родители не научили пришивать пуговицы, штопать носки, варить сосиски и драить полы, вызывали недоумение у взрослых и насмешки у сверстников.
Теперь ситуация изменилась – все больше мам выбирают фриланс или домохозяйство, все больше разнообразной бытовой техники появляется в магазинах, нет нужды спасать порванные колготки или вручную стирать перепачканные брюки – колготки можно выкинуть и купить новые, а машинка отстирает брюки, отпарит и даже почти выгладит (есть такая функция в «стиралках» последнего поколения). Чудо-агрегаты сами выпекут хлеб, помоют посуду, а еще – ползает по полу робот-пылесос и потихоньку себе мусор собирает. Так что можно растить из малышей принцев и принцесс, дарить им «счастливое детство» – то, которого не было у нас, с горами невымытой посуды, грязными полами и длинными очередями в борьбе за кусок «докторской» и трех литров молока… Кстати, последние российские принцессы, дочери Николая Второго, сами штопали одежду и обучались ведению хозяйства. Да!
«Его будущее – это работа не руками, а мозгами»
Один мой знакомый (кстати, строитель, так и не получивший высшего образования и всю жизнь вкалывающий на стройках) так аргументировал учебу своего сына: «Если он сам не сможет построить себе дом и сварить борщ, то ничего страшного: значит, он должен зарабатывать столько, чтобы быть в состоянии оплатить работу бригаде строителей и кухарки, которая будет варить ему борщи. А его будущее – это работа не руками, а мозгами». Поэтому у ребенка, кстати, освобожденного от любого вида домашней деятельности – на это есть мама – очень плотный учебный график. Поскольку он не в силах осилить школьную программу самостоятельно, у него дополнительные занятия в образовательном центре и с репетиторами.
Однозначного мнения не существует. Родители, уверенные, что их чадо само заработает на прислугу и «умный» дом, тоже в чем-то правы. К тому же часть бытовых навыков устаревает – даже нам вряд ли пригодятся умение кипятить белье с содой, ушивать платье, купленное «по случаю» на пару размеров больше, или сколачивать табуретки. Но все-таки базовые знания по домоводству принесут ребенку пользу в самостоятельной жизни. Особенно когда он уедет в другой город на учебу и окунется в прелести жизни в общежитии.
«Хочу» или «надо»?
Так что же такое «работа»? Под этим словом понимается любая продуктивная деятельность, которая сильно отличается от игры. Если в игре главное понятие «хочу», то в работе «надо».
Если ребенка заставляют что-то сделать, то у него сразу же формируется негативное отношение к этой деятельности, он считает, что это что-то плохое, противное. Таким образом, получается, что, принуждая, мы, сами того не замечая, внушаем нашим детям отвращение к труду. Особенно – если домашняя работа преподносится как наказание за провинность.
Но ведь изначально каждый ребенок настроен на труд! Даже самые маленькие дети способны с большим удовольствием делать то, что нам кажется нудным и долгим, например, перебирать крупы. Или тщательно, до скрипа, отмывать чашку. Труд, как говорят психологи, можно полюбить в единственном случае: если к нему не принуждать. Ведь никто не вздумает заставлять ребенка играть – и ему нравится игра. То же самое и с трудом.
Нацелить на результат
И приучать к труду, и закреплять это желание как привычку нужно с раннего детства. Конечно, надеяться на то, что 15-летний подросток «вдруг» внезапно воспылает любовью к домашнему труду, можно. Но маловероятно.
Заниматься с детьми следует ненавязчиво, с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития ребенка – одному в пять лет уже можно доверить иголку и молоток, другой и в десять отшибет палец. Помните Тома Сойера, который заставил мальчишек по доброй воле красить забор вместо него – заинтересовывайте, на глазах у малыша делайте домашнюю работу с увлечением и с удовольствием. Часто говорите: «Я ненавижу мыть посуду, о, опять эти полы грязные, каждый день протирать пыль – это же сизифов труд!»? Поздравляем. У вашего ребенка уже сложилось мнение по отношению к труду, в частности к домашнему. И оно вполне однозначное.
Важно, чтобы ребенок был нацелен на результат, чтобы ему было приятно делать то, что принесет пользу.
- Не нужно давать ребенку работу, которая ему не по силам, учитывать и возраст малыша, и его интересы. Может быть, он не захочет подметать, но с удовольствием будет ежедневно протирать пыль или зеркало.
- Обязательно хвалите ребенка, даже если у него не получается или получается, но плохо. Похвала – это очень важный стимул для дальнейшей плодотворной работы.
- Со временем следует приучать детей и к той работе, которая им неинтересна, поскольку работа все-таки делается для результата, а не для удовольствия.
- Можно обсудить, где пригодятся полученные навыки – в детском лагере, студенческом общежитии, дальней поездке, будущей семье.
- Не настаивайте – постоянным принуждением можно воспитать устойчивое отвращение к домашним делам, особенно у мальчиков.