Тройной кризис… родителей
А чем оборачиваются для родителей школьные проблемы подростков? Что чувствуешь, когда ребенок отказывается учиться? Кто нуждается в помощи? О трудностях родителей мы беседуем с психологом Марианной Винокуровой.
В помощи нуждаются все: и сам подросток, и учителя, и родители. Родители подростков - это совершенно особая категория. Время, которое они переживают, называют периодом тройного кризиса.
Кризис первый: ребенок стал подростком. Понять и принять.
Тут возникает необходимость приспособиться к взрослению ребенка.
- Всем известно, что подросток стремится к независимости и самостоятельности так, как он сам это понимает, - говорит психолог. - И возрастает частота детско-родительских конфликтов. Подростки перестают слушаться и многое, словно нарочно, делают наперекор родительским указаниям. Для большого числа родителей изменившееся поведение сына или дочери – это сигнал о необходимости удвоить воспитательные усилия, потому что они что-то «упустили», где-то «не доглядели».
Справка «ЭС»
Процесс деидеализации (обесценивания) родителей – нормальный процесс, необходимый подростку для того, чтобы начать путь поиска собственной идентичности. В этот период подросток может бросать вызов семейным нормам и правилам, демонстрировать неприемлемые, с точки зрения родителей, способы поведения.
Психолог Марианна Винокурова приводит пример из практики.
Саша - единственный ребенок в семье, ему 15 лет, и он учится на первом курсе колледжа. И мама, и папа имеют высшее образование, мама – учитель в школе, отец – преподаватель одного из вузов. Основные тревоги родителей связаны с Сашиной неуспеваемостью. Педагоги часто звонят им, призывая повлиять на сына и предупреждая о возможных проблемах вплоть до отчисления. В семье сложилась конфликтная ситуация: родители не разрешают Саше гулять и играть на компьютере, требуя выполнения уроков. Они часто посещают колледж, договариваясь о пересдачах и дополнительных занятиях, делают преподавателям подарки, проверяют Сашины тетради, нанимают репетиторов. Но напрасно: подросток по-прежнему прогуливает учебу и получает двойки. Кроме того, Саша начал курить и несколько раз приходил домой с запахом алкоголя. Беседы, уговоры и угрозы ни к чему не привели.
От бунта до депрессии
- Родители ошибочно интерпретируют проблемное поведение подростка, - утверждает психолог. - Им кажется, что нарушения поведения являются следствием личных недостатков Саши и могут быть исправлены директивным образом. Родители продолжают действовать так, как будто Саша еще маленький и не способен к самостоятельным поступкам. Чем больше родители контролируют и ругают Сашу, тем хуже он себя ведет. Но чем хуже он себя ведет, тем больше родители его контролируют, считая, что он сам не способен справляться со своими задачами. В этот период семья нуждается в выработке новых правил взаимодействия, пересмотре прав и обязанностей всех членов семьи. Этот процесс может оказаться длительным и болезненным для всех. Родителям нужно помнить: практически невозможно выйти победителем из борьбы с подростками. И если подросток чувствует, что невозможно отделиться от родителей и стать самостоятельным, он может впасть в самую настоящую депрессию. Она может проявляться не только как безразличие и апатия, но и как бунт против старших. В таких случаях родители и учителя обычно применяют карательные меры воздействия, расценивая поведение подростков как немотивированное и нуждающееся в коррекции, что еще больше может усугублять депрессию.
Кризис среднего возраста: папа – в бар, мама – в спортзал…
А тем временем мама Саши выглядит уставшей, в последнее время начала набирать лишний вес – в общем, замечает, что уже не так привлекательна, как в юности. Ходит в спортзал, пытаясь сохранить фигуру, но ничего не успевает и раздражается еще больше. Папа планировал писать докторскую, но сменилось начальство, и дело застопорилось. Нагрузка на работе большая, отношения не складываются, предметы неинтересные, здоровье стало беспокоить… Им чуть за 40. Наступает кризис среднего возраста, когда кажется, что все интересное уже произошло, а впереди ничего хорошего не ждет, только старение. Еще и сын подкидывает проблем. Родители Саши часто ругаются, обсуждая поведение сына. Последнее время это стало чуть ли не единственной темой их разговоров. Мама чаще заступается за сына, призывает папу быть мягче, не ругаться. Папа в ответ обвиняет мать в том, что она «разбаловала» сына, «посадила его себе на шею». Разговоры повторяются из раза в раз одни и те же. Устав от такого интенсивного взаимодействия, на какое-то время все успокаиваются. Мама, папа и Саша заняты своими делами. Папа тихо страдает по поводу работы и все чаще задерживается с приятелями в баре, мама грустно смотрит в зеркало и бегает в спортзал. Родители между собой почти не общаются до следующего Сашиного проступка.
Кризис третий: обретение нового смысла
- Это похоже на молчаливый сговор: если бы они начали общаться не про Сашу, а про самих себя, то, возможно узнали бы друг про друга много неприятного. Такого, после чего семью сохранить было бы очень трудно. Возможно, папа был бы назван алкоголиком, рохлей и неудачником, на которого нельзя положиться, а мама – плохой хозяйкой и ворчливой теткой, которая своими претензиями отравила ему жизнь до такой степени, что не хочется возвращаться после работы домой. И оба они не смогли бы вспомнить, когда у них последний раз были сексуальные отношения или хотя бы совместный приятный вечер…
Вследствие избегания в какой-то момент дистанция между членами семьи становится такой большой, что это вновь вызывает напряжение и беспокойство. Здесь кто-то из родителей может обратить внимание на Сашу, или он сам привлечет к себе внимание, совершив очередной проступок. Так история повторится с самого начала. Именно благодаря проблемному поведению Саши семья вновь становится семьей: обретается смысл совместного существования. Все заняты общим делом: воспитывают Сашу. Мама отвлекается от печальных мыслей, папа забывает про свою несостоятельность и становится во главе семьи – мужчина, решающий проблемы сына… Этот этап в жизни семьи является самой трудным и болезненным и для родителей, и для детей.
- Семья стоит перед сложной задачей одновременного разрешения всех трех кризисов. Большую роль здесь могут сыграть грамотные, профессиональные педагоги и психологи, понимающие суть происходящих в семье процессов. Отказ от авторитарной позиции и установление доверительных, уважительных отношений – это то, в чем нуждается и чего ожидает родитель от специалиста, а подросток – от родителя.
Правы те педагоги, которые поддерживают родителей, поощряют их поиск новых форм взаимодействия с подростками, а не возвращают родителей к старым способам контроля и даже диктата. Которые ищут и находят ресурсы семьи, позволяющие пережить взросление ребенка и перейти из статуса «родители младшего школьника» в статус «родители подростка», помогают найти ресурсы подростка и дать им развиться. Которые понимают переживания родителей и могут тактично посоветовать или даже организовать встречу с квалифицированным семейным психологом, если проблема выходит за рамки неуспеваемости и затрагивает другие области семейной жизни.