08.11.2014 | 10:00
Трудности произношения
В последнее время создается такое впечатление, что детей с нарушением речи становится все больше.
Автор: EXO-YKT
Логопед Любовь Прокопьева с этим полностью согласна. И причин этому масса, начиная от генетических и заканчивая отсутствием родительского внимания.Любовь Прокопьева работает в частном детском саду «Винни-Пух» и помогает детишкам справиться с нелегкой работой – говорить правильно и красиво.- Может ли своего рода «неправильное воспитание» негативно сказаться на формировании речи? Я не имею в виду совсем крайние случаи, когда родители ведут асоциальный образ жизни и не занимаются ребенком, а самые обычные обстоятельства...- Немного детей рождаются со 100-процентным здоровьем. На первом году жизни ослабленным малышам нужно уделять огромное внимание - массажи, наблюдение специалистов, медикаментозное лечение, чтобы не проявились вторичные отклонения такие, как нарушения речи, осанки, нарушения поведения. Многие молодые мамы не понимают этого, кто-то не осознает всю серьезность, кому-то просто некогда. Да и здоровые дети нуждаются в большом внимании окружающих их взрослых: чтение детских книг, беседы, общение, игры, совместная деятельность, чтобы их речь была не только чистой, но и развитой - это умение рассказывать, богатство словарного запаса.- Когда родителям стоит начинать беспокоиться по поводу речи?- Всему свое время – гулить, садиться, ползать, ходить. Если ребенок не ползал, а сразу пошел, то это говорит о том, что какие-то проблемы возникнут впоследствии. Гуление, лепет – все поэтапно. В возрасте от двух до трех лет закладывается фундамент речевого развития. Если вовремя не обратить внимание на отставание, то проблема будет только усугубляться и к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее до школы просто не хватит времени.Если вашему малышу исполнилось два с половиной года, а он до сих пор не овладел фразовой речью, не тяните, идите на прием к логопеду! Необязательно, чтоб малыш говорил в этом возрасте развернутыми фразами с чистым звукопроизношением. Достаточно, чтобы он пользовался не однословными высказываниями, а, выражая свои мысли, умел соединять хотя бы по два-три слова. Начинать заниматься с логопедом можно в любом возрасте. Забеспокоился родитель - пришли к логопеду. У специалистов есть различные методики, которые позволят определить характер нарушения. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка или взрослого. Если в три года шипящие, сонорные, свистящие звуки отсутствуют, или идет смягчение звуков, но при этом ребенок говорит связно – это норма. Но к четырем годам все должно выровняться.- Любовь Георгиевна, а есть в ли в речевом развитии ребенка такой момент, который можно упустить? До какого возраста речевые нарушения исправляются достаточно легко?- Дело не в том, легко или тяжело исправляются речевые нарушения. Все зависит от степени и вида речевого нарушения. Небольшие нарушения звукопроизношения, например, если не произносится какая-то одна категория звуков, легко исправить даже у взрослого человека. А если это сложное нарушение звукопроизношения, ребенок не произносит правильно все звуки речи или большинство из них, то оно может повлечь за собой общее отставание в речи или даже задержку речевого развития. Желательно, чтобы в подготовительной группе детского сада ребенок чисто произносил все звуки речи. В противном случае у дошкольника не закрепится правильная речь и в школе может проявиться дисграфия (расстройство письма) и дислексия (нарушение чтения). Сейчас таких детей очень много, и большинство ребят приходят на занятия, уже учась в начальной школе. Возникает вопрос: а где вы были раньше? Родители пожимают млечами: вроде занимались...- Сколько занятий может потребоваться для того, чтобы добиться хорошего результата? У родителей весьма смутное представление о работе логопеда-дефектолога.- Может потребоваться от недели занятий до одного года. Иногда больше, в зависимости от степени нарушения и структуры дефекта. Чтобы родители не сомневались в необходимости именно такого количества занятий, которое определил специалист, они должны быть активными участниками коррекционного процесса - выполнять все задания логопеда, желательно присутствовать, хотя бы периодически, на логопедических занятиях, чтобы видеть образец выполнения упражнения, интересоваться успехами ребенка.- Проблемы с речью может решить только логопед, или родителям это под силу?- Специалисту одному трудно решить проблему с речью, особенно если это сложный дефект. Получаса два раза в неделю – этого мало. Чтобы ускорить процесс коррекции речи, необходимо повторять упражнения каждый день. Как я уже сказала, родители в первую очередь должны быть заинтересованы в результате. Необходимо учитывать принцип комплексного подхода в коррекции речи. Если у ребенка нарушение речи, то на это есть какая-то причина! Выявив причину, можно определить, помощь какого специалиста требуется. Например, если нарушение речи вызвано минимальной церебральной дисфункцией, то без наблюдения и консультаций невропатолога не обойтись. ТРИ ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ ПРОБЛЕМ1 Лишение родительского внимания. Мамы рано выходят на работу и оставляют детей на нянь, бабушек-дедушек. А для них главное – ребенок сухой, сытый, здоровый. Но с ним не разговаривают, не общаются. А ребенку контакт нужен – глаза в глаза, объяснять, несколько раз повторять, пальчиком показывать, книжки читать, делать пальчиковую гимнастику, массажик...2. Гиперопека. Когда за ребенка делают абсолютно все – его понимают, предупреждают каждое желание, и у него не создается речевых ситуаций, чтобы он о чем-то попросил. Родители, к примеру, в садик обувают-одевают, а ребенок только ручку или ножку протягивает. При этом все делается молча, не проговаривается: «Вот мама тебе шапочку оденет, а давай варежку натянем, а где наши сапожки?». И эта игра в молчанку лишает ребенка возможности речевого развития. 3. Телевизионное замещение. Приходят родители с работы, и вместо того, чтобы общаться и разговаривать с малышом, усаживают его перед телевизором, включают мультики. И не всегда наши, российские. А как говорят мультяшные герои? Это нехорошая речь, я считаю. Мультяшки шепелявят, картавят. А когда ребеночку 2-3 года у него формируется фонематический слух. Он слышит не мамину правильную речь, а речь мультяшных героев, возникает искаженное понимание того, как нужно говорить.СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА- Играйте и общайтесь с ребенком ежедневно: хотя бы по дороге в детский сад или домой. На прогулке можно поговорить о том, что делал ребенок в детском саду, что ему было особенно интересном; можно вместе понаблюдать за изменениями в природе и погоде; можно рассмотреть транспорт, который едет по улице; выучить небольшое стихотворение. А когда вы будете готовить ужин, посадите ребенка рядом с собой, дайте ему бумагу и краски. Пусть он рисует то, что только что видел на улице, и рассказывает вам о том, что рисует. - Выполняйте рекомендации логопеда по организации домашних занятий с ребенком: игры, упражнения, стихотворения и рассказы, рекомендуемые для заучивания или прочтения с ребенком. - Особое внимание обратите на пальчиковую гимнастику: развитие пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Чем лучше будут работать пальчики вашего малыша, тем успешнее будет развиваться его речь. Поэтому с самого раннего детства используйте самые разные игрушки и пособия для развития мелкой моторики.
Новости
38 минут назад
50% скидку на детские авиабилеты введут в Якутии
52 минуты назад
Елка добра - частица добра
19 часов назад
Более 140 адресных посылок доставлено бойцам СВО
19 часов назад
Прокуратура г. Якутска разъясняет
20 часов назад
Центральная диспетчерская служба (ЦДС) Якутска контролирует выход частных маршрутных автобусов «СоюзАвто»
1 день назад
В Якутске введены 2 участка реконструкции региональных автомобильных дорог «Умнас» и «Нам».
1 день назад
Евгений Григорьев провел личный прием граждан
2 дня назад
О близком и родном
2 дня назад
Уникальная находка в Якутии
3 дня назад
В Якутии учредили знак Почётного наставника
Популярное
Город | 1 день назад
В Якутске введены 2 участка реконструкции региональных автомобильных дорог «Умнас» и «Нам».
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2024 году в Якутске введены 2 участка реконструкции региональных автомобильных дорог «Умнас» и «Нам».
Решение о реконструкции автодороги «Умнас» на участке с 11,8 по 20 км с уширением проезжей части принято с учетом строительства Ленского моста.
Как сообщает Управтодор Якутии, дорожные работы...
Город | 1 день назад
Евгений Григорьев провел личный прием граждан
23 декабря глава города Якутска Евгений Григорьев провел еженедельный прием граждан. Проблемы всех заявителей касались неурегулированных и спорных земельных вопросов.
К Евгению Григорьеву обратились представители компании-застройщика «Утум-Строй+» с вопросом о об оформлении земельного участка, на котором находится жилой дом блокированной застройки. Заместитель начальника отдела градостроительства Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры...
Город | 1 день назад
Состоялось общегородское родительское собрание на тему «Безопасные каникулы».
В преддверии новогодних каникул Управлением образования Окружной администрации города Якутска 24.12.2024 г. проведено общегородское родительское собрание на тему «Безопасные каникулы».
Николай Антонович Егоров, начальник Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и пожарной безопасности Окружной администрации города Якутска, выступил с темой «Безопасность во время каникул» с целью повышения родительской ответственности...
Город | 1 день назад
В филиал госфонда «Защитники Отечества» по Якутии обратились более 4800 граждан
В текущем году в филиал государственного фонда «Защитники Отечества» по Якутии обратились более 4 800 граждан. Об этом на брифинге 24 декабря сообщил руководитель филиала Алексей Александров.
Филиал госфонда оперативно дает ответы по всем обращениям граждан. Все вопросы решаются в полном взаимодействии с региональными органами власти.
«Филиал госфонда «Защитники Отечества»...