Убивающий взглядом, или шаман Железный Козырек
Это и Медуза Горгона, способная взглядом превращать все живое в камень, и сказочный Василиск, убивающий взглядом, и известный всем Вий, способный насылать смерть, если ему поднять веки…Однако, как считают не только эзотерики, но и ученые, факт, что взгляд обладает силой, не вызывает сомнений. В начале двадцатого столетия, в 1923 году, ученые-биоэнергетики выдвинули гипотезу: человеческие глаза могут не только принимать, но и излучать электромагнитные излучения. Было проведено множество экспериментов, после которых и была выдвинута данная гипотеза. Да и без всяких экспериментов все знают, что существует так называемый «дурной глаз» и понятие «сглаз». Обладателей такого взгляда обычно опасаются, считая их колдунами. К примеру, таким тяжелым взглядом, который не каждый мог вынести, был Григорий Распутин, от холодного, немигающего взгляда Сталина подчиненные и соратники, говорят, покрывались холодным потом, такой же взгляд имел Лев Николаевич Толстой, великий писатель к тому же слыл человеком, довольно тяжелым в общении… Каждый из нас может вспомнить хотя бы одного такого человека, от взгляда которого его бросало в дрожь. Еще в 11 веке знаменитый врач Ибн Сина, он же Авиценна, писал: «Часто душа влияет на чужое дело, например, через посредство дурного глаза».
Как свидетельствуют факты истории, люди, убивающие взглядом, действительно существовали. Так, в 1553 году европейский ученый Корнелиус Агриппа писал, что «в Иллирии и у Тари-баллов существуют женщины, которые могут убивать своим взглядом в припадке большого гнева. Но таким убийственным взглядом обладали не только женщины, но и мужчины. В Индии времен английской оккупации произошла одна странная история с одним высокопоставленным чиновником по фамилии Карстер. Однажды мужчина с друзьями отправился на охоту. Они убили слона, но тут оказалось, что Карстен забыл специальный нож для вырезания бивней. Оставив слуг, чтобы они охраняли добычу, отправились за ножом, а когда вернулись обратно, увидели следующую картину. Возле их добычи суетились низкорослые туземцы, которые деловито вырезали слоновьи бивни, а слуги-индийцы трусливо прятались в кустах. Карстен, впав в ярость, схватил вождя карликов за волосы и хорошенько оттаскал, несколько раз огрел бамбуковой палкой. Напрасно слуги кричали, предостерегая его, что это «муллукурумбы, которых нельзя обижать, потому что у них «змеиный глаз». К его удивлению, маленький дикарь не бросился убегать, как остальные, а наоборот, остановился и впился в него своим так называемым «змеиным глазом», от которого Карстена замутило, он почувствовал тошноту, но вскоре все прошло. Однако назавтра у него заболела рука – та, которой он бил вождя дикарей, кроме того, мужчина, до этого совершенно здоровый, вдруг ощутил страшную усталость. Он обратился в больницу, и хотя врачи ничего у него не обнаружили, все же его положили в клинику. И, к удивлению медиков, его состояние быстро ухудшалось. У него пропал аппетит, начались бессонница и галлюцинации, за четыре дня он превратился в развалину, через неделю у него отнялась речь, на тринадцатый день этот человек умер.
В 80-е годы 19 века в Сицилии в городе Мессина жил один человек, который мог запросто убить человека своим взглядом, причем просто так, без всяких на то причин. По рассказам, этот человек однажды, увидев в витрине какого-то магазина большое зеркало, долго смотрел в него, потом пришел домой, лег в постель и умер: зеркало вернуло ему убийственный взгляд. В конце 19 века в Париже произошла такая же необъяснимая история с оперным певцом Массолем. Он был любимцем публики, но имел отталкивающую наружность. Массоль необыкновенно хорошо пел арию «Проклятие». Однажды он пел, глядя на рабочего сцены, и тот, как только ария закончилась, упал замертво. Это происшествие так тягостно повлияло на зрителей, что оперу эту долго не показывали на парижской сцене. Но спустя некоторое время, когда страсти затихли, ее снова поставили в репертуар. И что вы думаете? И на этот раз не обошлось без смерти: на этот раз пострадал капельмейстер, на которого нечаянно упал взгляд поющего, который всю арию пел, глядя в пол. В третий раз специально освободили одну ложу, чтобы Массоль пел, обратив свой смертельный взгляд туда. Но, к несчастью, по недосмотру билетерш туда пробрался запоздавший зритель, обрадованный, что такие хорошие места пустуют. После смерти третьего зрителя Массоль навсегда покинул сцену. Так что версия, что при помощи взгляда могут убивать только колдуны или последователи восточных философских течений, да и то в исключительных случаях, под воздействием вышеперечисленных фактов терпит крушение. Ведь недаром в старые времена во время исполнения приговора на приговоренных к смертной казни надевали мешок или завязывали им глаза.
* * *
В старину в Якутии в Западно-Кангаласском улусе, в местности Берте, жил один человек. Он, как и все, занимался тем, что разводил коров и лошадей, охотился и рыбачил, в общем, был обычный человек. Однажды он отправился на ближайший остров накосить сена. Стоял знойный летний день. Мужчина, уже по тем временам довольно пожилой – ему было уже далеко за 50, устал и присел отдохнуть в тени под деревом. И вдруг свалился, как будто кто-то ударил его по спине, изо рта и носа потекла кровь. Так он, не в силах даже поднять руки, лежал в течение трех суток. На четвертый очнулся и с трудом вспомнил, что произошло, и удивился тому, что, несмотря на все, чувствует себя странно помолодевшим и полным сил. Он отправился по своим делам, еще не зная, что он уже не прежний обычный человек, а великий шаман. Когда возвращался домой, мужчина проходил мимо алааса, где проживал шаман по имени Сатаар, и увидел пасущихся на лугу лошадей. Как только он взглянул на них, животные тут же упали и подохли. Мужчина, конечно, страшно удивился. Но - что делать? – продолжил свой путь. Через некоторое время ему встретились пастухи шамана и двое мужчин, возвращавшихся с косьбы. И они, к ужасу новоиспеченного шамана, упали замертво от его взгляда. Вот только тогда он понял, что с ним что-то не то. Мужчина закрыл глаза рукой и побежал в сторону своего балагана. Зайдя домой, он ничком упал на свои спальные нары и, не отрывая рук от лица, рассказал домочадцам о том, что с ним случилось. Рано утром кто-то подошел к его юрте и, стоя на порядочном расстоянии, стал звать его сына Дьааная. Это был шаман Сатаар. «Нохоо*, - сказал он, – несколько дней тому назад твой отец проснулся великим шаманом, сам он пока об этом не знает, но скоро ему скажут. Вчера он, проходя мимо моего дома, наделал страшную беду. Спасибо, что самого не сожрал. Ты, его сын, туда-сюда бегающий человек, сделай своему отцу железный козырек на глаза, иначе тут скоро никого не останется. Также передай ему, что я, шаман Сатаар, уже, видно, покончил с шаманством, так что пусть он забирает мой бубен. И убедительно прошу передать своему отцу, чтобы он меня больше не трогал, дал пожить на этой земле хотя бы еще несколько лет!» Так появился великий хангаласский шаман – Тимир Чарапчылаах (шаман Железный Козырек). И, что удивительно, он не камлал, как другие шаманы, при помощи бубна, а видел все и лечил, сидя дома на своем ороне, и разговаривал с приходящими, повернувшись к ним спиной. Выслушав просьбу, он передавал больному веточку вербы с тремя ответвлениями, перевязанную конским волосом, которую наказывал класть больному под подушку. Тогда больной обычно выздоравливал.
По преданию, с того времени, как Железный Козырек стал шаманом, все окрестные шаманы затаились и престали камлать. Иногда, правда, случалось, что старик, находясь дома, слышал звуки бубна и жаловался старухе: мол, не дают спать, нужно на время снять козырек и немного развеяться. Как только он снимал козырек, тот шаман, который в это время камлал, говорят, падал на землю ничком. Кроме прочего, во всех окрестных наслегах в период шаманства Железного Козырька люди перестали болеть такими болезнями вроде нервных припадков, менерячеством и другими душевными болезнями, повысилась рождаемость, расплодился рогатый скот… В местах, раньше пользовавшихся дурной славой, люди стали ходить спокойно. «Это наш великий старец Железный Козырек убрал со своей дороги мелкую нечистую силу, сожрал абаасы и прочих духов», - говорили шепотом благодарные земляки.
* - Нохоо – парень (пренебрежительное, грубое обращение).