Украденная душа
В верхнем обитают добрые духи, в нижнем – злые (абаасы), люди же и все живое обитают посередине, между двумя противоборствующими уровнями – небесами и подземельем. Вера наших предков в различных духов, которые так или иначе влияли на их жизнь, зиждилась на анималистических представлениях, одушевлении любого предмета, наделении его разными магическими свойствами. Исходя из этого, естественно, что возникала потребность в посреднике, который мог бы передавать и получать информацию от одних сущностей другим. Таким посредником выступал шаман (по-якутски – ойуун, слово же «шаман» имеет эвенкийское происхождение: от «саман», что значит «возбужденный, иступленный»), наделенный от природы особым талантом и способный общаться с духами в состоянии транса - экстаза во время камлания. Шаман - и колдун, и медиум, и жрец, и знахарь, и предсказатель одновременно. Он имеет духов-помощников, которыми он повелевает, находясь в трансе. Уровень силы шаманов у якутов зависел от того, какой дух-помощник ему служит: бык, конь, орел, лось или бурый медведь (сильные шаманы), собака, белый медведь или волк (слабые). Шаман способен видеть своих духов, общаться с ними и имеет конкретные и прямые связи. По словам ученого Мирче Элиаде, «шаманская техника по существу заключатся в переходе из одной космической сферы в другую: с земли на небо или с земли в ад. Шаман знает тайну прорыва уровней». Пришедшая извне христианская религия не смогла составить достойной конкуренции верованиям наших предков, не смогла противостоять тысячелетней вере в духов природы. К тому же христианская религия с идеей единого бога больше символична, тогда как обряды в культуре якутов имеют больше практическое, чем сакральное значение: попросить удачной погоды, вознести хвалу земле, умилостивить духов тайги перед охотой, задобрить духов-покровителей, попросить здоровья...
* * *
Якутские шаманы знали и умели делать камлание, которое называлось «Кут араарыы» («Освобождение души»). В старину в день выноса покойника звали шамана, чтобы он покамлал и проводил покойника до границы потустороннего мира и вручил его душу старухе-сюллюгэсчитке, которая являлась стражем кюрё-сюллюгэс – ворот в мир мертвых. Такой обряд проводился, так как наши предки верили, что умерший может ненароком или специально взять с собой с собой на тот свет душу другого человека в качестве попутчика, чтобы не идти туда одному. Причем, как правило, это была душа самого близкого ему человека – жены или мужа, ребенка, матери, сестры или брата. Иногда близкого друга. Если покойник берет с собой душу мужчины, то тайком укрывает его под правой подмышкой, а если женщины – то под левой подмышкой. Уносили обычно воздушный или земляной кут. Таким образом, приглашенный шаман должен был выявить, не унес ли с собой покойник чью-нибудь душу, и помочь в его освобождении, если это так.
Камлание начиналось ровно в полночь. Шаман, впав в состояние транса, вызывал дух умершего и заставлял признаться, чью душу тот унес. После этого приказывал, чтобы срубили и принесли березу с двумя разлапистыми ветками. Шаман и тот, чью душу украл покойник, брались за эти ветки и со словами: «Разойдемся в разные стороны, как эти ветки, да поможет мне «бытырыыстаах»*!» - разламывают березку пополам. Потом человек свою половину бросает в пылающий огонь камелька, прося защиты у духа огня, а шаман выбрасывает свою половину на улицу и говорит от лица покойника слов прощания с этим миром. Затем шаман ставит этого человека на середину юрты и, ударяя в бубен, трижды обходит его кругом и дважды проходит между его ног, очищая от «грязи» мертвого мира и ставя ограду-кюрё освобожденной душе от злых духов.
* * *
Такой же обряд делали, если же в скором времени после смерти какого-нибудь члена семьи кто-нибудь неожиданно и сильно заболевал. Обычно это происходило на третий, четвертый или седьмой день после смерти. У заболевшего внезапно отказывали ноги, овладевала непонятная слабость, он не поднимался с постели и впадал в спячку. При этом его тошнило, он едва поднимал голову. Тогда домочадцы догадывались, что ушел кут из этого человека, и приглашали шамана. Лучше помогал в этом случае Айыы-ойуун. Камлание происходит ночью. Шаман, впав в транс, начинает тянуть душу покойника, при этом его душа сопротивляется, не хочет идти, а душа заболевшего, наоборот, легка и хорошо тянется. Шаман берет ее и вдувает в больного в хозяина. Затем начинает предсказание:
– Когда покойника опускали в могилу, ты сильно испугался, и тело твое покрылось мурашками. По возвращении из кладбища у тебя сильно трепыхалось сердце, ты ослаб и впал в спячку. Во сне ты ходил с умершим вместе, и тот тебе говорил: мол, пойдем со мной. Так это? – сказал он, обращаясь к заболевшему. Тот признался:
– Да, это правда. Во сне я постоянно был с умершим другом, но никому не говорил об этом, просто печалился, что мне суждено вскоре умереть.
Камлание продолжается. Шаман начинает прыгать, чтобы отправиться вдогонку за духом умершего и спросить у него, почему он унес с собой душу друга. Он догоняет его и задает вопрос. На что умерший отвечает: «При жизни я любил его больше всех, мы говорили, что никогда не расстанемся. Умирая, я думал об этом, и его душа сама последовала за мной, не отдам ее!» Тогда шаман обращается к старухе-сюллюгэсчит на предмет того, что, может, пусть будет так, как сказал покойник, или же душа заболевшего может вернуться обратно в мир людей? На что та в свою очередь обращается с старухе Танха (духу Судьбы) с таким же вопросом. Та достает ключи и отворяет ворота-кюрё загробного мира, другая старуха передает шаману украденную душу, которая в виде бабочки садится на ладонь шамана. Шаман глядит на нее и чувствует, что она неподвижна, тогда он трижды дует на нее, и душа оживает. Крепко сжав ее между ладонями, шаман возвращается обратно в срединный мир, на границе между мирами встречает еще одного духа – Аан дойду иччитэ Алан Сылай старуху (духа изначальной земли), которую просит благословить и защитить эту душу. Та берет душу на колени и очищает своей плеткой, после этого превращает ее в маленького жаворонка и вселяет его в серебряную бляшку на шаманской шапке. По возвращении из мира мертвых шаман спрашивает у духа огня, куда девать возвращенную душу, тот говорит, чтобы он вручил ее богине Айыысыт, которая будет решать, вернуть ее владельцу или нет. Затем шаман говорит заболевшему:
– Через три дня к тебе во сне придет старуха с ярко-зелеными волосами, которая положит тебе на макушку или за пазуху жаворонка. Это будет твоя душа, которую я принес из нижнего мира. Тогда ты воскреснешь, выздоровеешь, встанешь на ноги. Если же старухи не будет, значит, я тебе не помог.
С такими словами шаман уехал. Через три дня человек этот встал на ноги как ни в чем не бывало.
* - Бытырыыстаах (буквально с бахромой) – метафористическое название шамана, поскольку у него одежда имеет бахрому.