В Большом театре России прошла московская премьера якутской оперы «Ньургун Боотур»
Премьера оперы Марка Жиркова и Генриха Литинского прошла в рамках Дней Якутии в Москве, посвященных 100-летию Якутской АССР. В этот день оперу оценили москвичи, ценители искусства, а также якутяне, живущие в столице России. Об этом сообщает пресс-служба Главы и правительства республики.
«Как и любая другая работа Андрея Саввича, опера завораживает и вдохновляет. Синтез классической музыки и традиционного эпоса народа саха, бесподобное исполнение артистов по-настоящему покорили столицу нашей страны. Премьера оперы «Ньургун Боотур» стала настоящим украшением года 100-летия нашей республики», – поделился впечатлениями Айсен Николаев.
Среди зрителей также был министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков:
«Я хочу от жителей Москвы, от всех россиян сказать спасибо за то, что вы согреваете нас своим творчеством, своей энергией, за ту красоту, которую Якутия привнесла в это предновогоднее время, за настроение магии, волшебства и, безусловно, победы добра над злом. Ведь эта сказка вечна как мир – это о любви, о верности, о мужестве, о подвиге. Очень приятно увидеть постановку мирового класса на этой заслуженной сцене. Мы надеемся, что к 400-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, мы увидим еще немало таких постановок уже на традиционной сцене Большого театра».
«Ньургун Боотур» – эпическая опера по мотивам одноименной музыкальной драмы, в ее основе лежит уникальный якутский эпос олонхо, признанный ЮНЕСКО нематериальным наследием человечества.
Опера, либретто которой было написано драматургом Дмитрием Сивцевым – Суорун Омоллооном, впервые появилась на сцене в 1947 году. Автором шестой по счету постановки оперы является известный драматический режиссер Андрей Борисов, который уже ставил её в 1993 году совместно с петербургским художником Геннадием Сотниковым.
Автор спектакля Андрей Борисов рассказал о своей работе:
«Это не только о любви, красоте души и доброте. Это и о человеческой душе. Богатыри Верхнего, Среднего и Нижнего миров разворачивают целые сражения за спасение души человека. Олонхо — это не только о народе саха, это о мировой культуре в целом».
По словам режиссера, сам якутский эпос «Ньургун Боотур» содержит много мировых мифологических мотивов, перекликающихся с другими древними культурами и при очередном его прочтении был найден новый смысл.
«Поэтому в сценографии использованы элементы скифского, хуннского, даже шумерского искусства как намёки, силуэты ещё более древних времён. Это не расширение олонхо, а наоборот движение в глубины народного мифотворчества, которое к завершению спектакля приводит к торжеству созидательного духа народа».
Борисов соединил классическое европейское исполнение оперных партий и оригинальную манеру звукоизвлечения «кылысах» (горловой призвук), используемую в тойуках (песнопениях) и характерную для положительных героев эпоса «Олонхо».
В ткань постановки были включены обрядовые эпизоды, представляющие тот или иной мистический ритуал. Актеры Театра олонхо выступают здесь в роли «мимического хора».
В спектакле участвуют ведущие солисты оперной труппы, хор и Симфонический оркестр Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) им. Д. К. Сивцева – Суорун Омоллоона, хор Государственной филармонии Республики Саха (Якутия), ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии».
Напомним, ранее премьера оперы состоялась в Мариинском театре Санкт-Петербурга. 29 декабря спектакль покажут в столице Якутии – городе Якутске.
Постановка реализуется за счёт федерального финансирования в рамках мероприятий, посвящённых 100-летию ЯАССР. Затраты на создание оперы в постановке полностью профинансированы Министерством культуры России.