В школу: учиться или общаться?
Удивительно поставлен вопрос, подумалось мне. А что, существует способ получать знания ментально, не вступая во взаимодействие с окружающими, то есть обществом, не следуя принятым в нем законам и правилам? И для чего, собственно, нужны знания, которые, кстати, тоже социальный продукт? Дело, видимо, в том, что слово «социализация» сегодня в моде. Чаще всего его приходится слышать применительно к ребенку (и порой с пеленок!), но каждый при этом имеет в виду что-то свое.
В сад или не в сад? Вот в чем вопрос…
Сегодня слышишь сплошь и рядом что-нибудь вроде: вам уже пять лет, а вы все еще не ходите в сад! А как же социализация? Как же вы собираетесь учиться в школе, такие несоциализированные? Раньше, помнится, такой ребенок попросту назывался неорганизованным. Теперь – несоциализированным. С одной стороны, есть рациональное зерно в этих высказываниях: сад дает малышу опыт взаимодействия в детском коллективе, приобщение к системе требований, умение соблюдать правила. Но, с другой стороны, прямолинейной зависимости нет.
Как утверждают психологи, с точки зрения глобального влияния на становление личности, социализация делится на первичную (период детства), в ходе которой ребенок приобщается к малой группе – семье, и вторичную (условно – после школы, «взрослая» жизнь), когда мы осваиваем взаимодействие в социуме. Первый этап – фундамент последующего развития личности и ее социализации. Именно в семье закладывается главная система координат будущей личности – попросту говоря, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. То, что видит и впитывает ребенок в семье, особенно в дошкольные годы, и есть для него социальная норма. Если, например, дома принято драться и выяснять отношения на повышенных тонах с использованием нецензурной брани, малыш усваивает это как устоявшийся образец и, приходя в сад, тоже дерется и выясняет отношения на повышенных тонах, ругаясь, на чем свет стоит. За это он, как правило, бывает наказан взрослыми и не принят сверстниками. Поскольку любой ребенок испытывает необходимость в признании, отрицательное отношение окружающих закрепляет в нем агрессивность в качестве ответной реакции на ущемление этой жизненно важной потребности. Формируются соответствующие качества характера и самооценка. Вот такая у него социализация. А у другого малыша в этой же группе она может быть совсем другой. Это обстоятельство, в частности, объясняет, почему один и тот же сад для кого-то из родителей хороший, а для других – плохой.
И в школу не пойдем?
Детский коллектив в дошкольный период, конечно, необходим для нормального развития ребенка, но он не может отменить то, что малыш уже считает нормой, а лишь дополняет семейное воспитание, приоритет которого однозначен. Причем дополняет в соответствии с характером взаимодействия в семье: усиливает «хорошее», обостряет «плохое», в лучшем случае немного его корректируя. В социализации ребенка-дошкольника детский сад играет существенную, но не главную роль. Кстати, вопрос подготовки-готовности к обучению в школе тоже значительно шире, чем «ходил или не ходил ребенок в детский сад». Качество и уровень подготовки к обучению имеют только две прямые зависимости: от физического и психологического здоровья ребенка и от степени ответственности и компетентности семьи. Остальное – производные переменные, в которых возможны многие варианты.
С момента поступления в школу у малыша появляется «настоящая» деятельность, которая интересна и значима не только для него (как игра для дошколенка), но и для взрослых: родителей и учителей. Именно реальная социальная значимость отличает учебу от занятий в детском саду. В этой новой для него деятельности малыш участвует, конкурируя со сверстниками. В «настоящем», большом социуме, в который входят родители, учителя и одноклассники, у ребенка формируется самооценка, он осваивает новый уровень норм, правил, законы взаимодействия, получает формирующий личность опыт. Несмотря на то, что этот опыт привнесен извне, и с каждым годом ребенок все больше будет «переключаться» с родителей на школу и сверстников, его фундаментом все равно остается семейное воспитание, задающее вектор развитию и социализации. Кстати, на этом возрастном этапе домашнее обучение, которое сегодня входит в моду, как правило, не способно удовлетворить потребности развития, если речь не идет о проблемах со здоровьем или индивидуальных случаях. И что бы ни говорили о несовершенности системы образования, школа – важнейшая сфера становления личности. К сожалению, причиной отказа родителей от школы часто является протестное поведение, а интересы ребенка его «обслуживают». Это одна из форм изоляции от общества, в результате которой социализация развивается по особому сценарию, последствия которого, как минимум, спорны.
Семь Я? Значительно больше!
Все дети очень разные. Что хорошо для одного, совсем необязательно будет таким для другого. Объединяет их всех одно – возрастные закономерности развития. Например, в кризис трехлетнего возраста малыш перестает ощущать себя одним целым с матерью: с этого момента у него появляется потребность в расширении социальных контактов, постоянном общении с ровесниками, изменении качества отношений с близкими. Если родители способны организовать жизнь дошкольника в соответствии с этим без участия педагогов детского сада, подобрав альтернативные возможности общения со сверстниками, малыш в первом классе будет чувствовать себя так же хорошо, как и те, кто пришел в школу из сада. В то же время сад – спасение для тех родителей, которым в силу жизненных обстоятельств некогда заниматься развитием крохи самостоятельно. Нельзя однозначно сказать, что садовские дети более социализированы, чем домашние. Они социализированы по-разному, соответственно тем нормам, правилам, культурным ценностям, образцам общения и взаимодействия, которые чаще наблюдали в близкой и значимой для себя среде. Поэтому, не умаляя значения внешних воздействий, нужно признать, что до того момента, пока человек не станет взрослым, именно семья задает «угол зрения», через который в любом коллективе и любой ситуации преломляется поведение каждого ребенка.
Когда в школу?
Так когда отдавать ребенка в школу? Все родители задаются этим вопросом. Лишь некоторые родители понимают, что вообще означает словосочетание «готовность к школе». Многие полагают, что готовность к школе определяется только знаниями, но это самое большое заблуждение. Умение читать, писать, решать логические задачи и составлять цепочки – это не основные качества, которыми должен обладать ребенок, поступивший в первый класс. Самое главное — это мотивация. Нет ничего важнее желания малыша стать взрослей и самостоятельней. Он должен осознавать, что школа – это другой мир, но этот мир очень интересный и увлекательный. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нет ничего важнее психологической готовности ребенка к школе.
Психологи отмечают, что многие дети, имея достаточно развитый интеллектуальный уровень, совершенно не справляются со школьной программой. Происходит это не потому, что ребенок не знает, а потому, что новые условия мешают ему сосредоточиться на основном. Родителям нужно много работать и разговаривать с ребенком о школе, о том, что его ждет в ней, о новой жизни и о взрослении. Необходимо объяснить ребенку, что в школе он найдет новых друзей, узнает много интересного и станет на ступень старше и самостоятельней. Не стоит забывать и о том, что школа – это, прежде всего, дисциплина и соблюдение множества правил. Об этом со своим ребенком тоже необходимо поговорить, но не пугать.
Социализация ребенка начинается сразу, как только малыш начинает взаимодействовать с другими детьми. Успешность обучения в школе намного зависит от «социального интеллекта», то есть от возможности ребенка взаимодействовать с ровесниками и учителями. Задача родителей формировать этот «социальный интеллект». Каждому родителю необходимо вовремя понять, что интеллект – это не основное качество, которым должен обладать ребенок, поступая в школу. Не стоит «нагружать» малыша различными заданиями и задачами – при неправильном подходе родители могут полностью лишить ребенка желания идти в школу.
Большинство психологов склоняется к тому, что психологическая и эмоциональная готовность к школе формируется у детей к 7 годам, но этот показатель является индивидуальным. Так, например, у девочек, в основном, социальный интеллект формируется быстрее, они более психо и эмоционально устойчивы, что может влиять на показатели готовности к школе и к шести годам.