Воспитать – не поле перейти
Нереальные теории современности
Конечно, многие из нас понимают, что недостаточно иметь только лишь любовь к ребенку, знания о воспитании, почерпнутые из лекций «Школы родителей», незабвенного Спока, различных энциклопедий и советов опытных мамочек. Сидим в форумах, общаемся с единомышленниками из родительской армии, имя которому – легион. Какими топами пестрит родительский или психологический форум на ykt.ru? «Мне кажется, я плохая мать». «Иногда я думаю, что лучше бы ребенка не было», «Я люблю своего сына, но если что, начинаю орать и материться, а то и за ремень берусь. Не могу остановиться. Плачу потом, мне так стыдно! Обещаю так не делать, но он меня выводит, и все начинается снова...».
Единственное знание, в котором мы уверены и которое исходит из опыта наших собственных родителей, мы чаще всего отрицаем как утерявшее актуальность. Мол, времена другие, нравы изменились, век компьютерных технологий. Примеры соседей, родственников и друзей в том, что касается воспитания их детей, дают нам мало знаний, да и этот опыт может не вполне подходить для нашей семьи. А информация из книг, статей и передач запутывает нас еще больше. Когда приходишь домой и пытаешься применить на практике разные с виду привлекательные теории, сразу понимаешь, насколько далеки они от реальности. И что просто ничего не получается! Бич современности: образованные родители, уверенные в себе, успешные, родители-личности, и при этом абсолютно не уверены в своих родительских взглядах и знаниях по поводу того, как воспитывать детей.
СЛЕДЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Есть такая шутка: «Я считала себя идеальной мамой, но потом у меня родился первенец». Реальность вносит свои коррективы, и во взаимоотношениях с собственными детьми в спорных ситуациях некоторые родители автоматически забывают все теории и реагируют согласно своим инстинктам: кричат, обзывают, унижают, угрожают, бьют своих детей. А когда осознают, что натворили, раскаиваются, их переполняет вина и мучают угрызения совести. Потом родители решают не поступать, как прежде, но лишь только вновь окажутся в сложной ситуации с ребенком, все повторяется по заданному сценарию. Так что же происходит?
Мы выросли в семье. Образ жизни, поведение родителей и других членов родительской семьи, нравственные ценности, достоинства или безнравственность, которым нас учили на словах или на деле, хорошие и плохие примеры из семейного окружения – все это оставило в наших душах и характерах самый глубокий след. Мы многого не помним, но забытое прошлое продолжает незримо руководить нашими поступками. Из глубокого подсознания.
КОНЕЦ ИДЕАЛИЗАЦИИ, ИЛИ СЧЕТ РОДИТЕЛЯМ
Часто, когда мы начинаем говорить о родительской семье, часто идеализируем картину. И вдруг с изумлением обнаруживаем, что в памяти всплывают события из далекого прошлого. Идеализация заканчивается, и настоящие воспоминания приводят в движения эмоции: волнение, ностальгию, сожаление, боль, ярость, любовь, зависть, ревность… Эмоции, которые человек не мог выразить своим родителям, подавленные, отстраненные, спрятанные в глубинах души.
И потоком начинают возникать вопросы, которые мы задаем себе: а как вели себя родители по отношению именно ко мне? Как обращалась со мной моя мать? Как она вела себя по отношению к моим братьям и сестрам? А что делал в это время отец? И мы опять, на мгновение, снова становимся детьми и вновь эмоционально переживаем события. Смеемся, плачем, раздражаемся, ревнуем. У одних родители живы, у других уже умерли, но в обоих случаях часто есть «открытый счет». Мы, взрослые, в общем-то состоявшиеся в жизни люди, так и не примирились со своими родителями.
ТРИ ИСТОРИИ – ТРИ ПОКОЛЕНИЯ
Вот несколько историй и пример, к чему приводят задавленные в детстве чувства, ушедшие глубоко в подсознание, и затем отразившиеся в собственной семье.
Михаил, 65 лет: Я вырос в деревне в многодетной семье, рос в довольно тяжелых условиях. Мой отец Уйбан был человеком с весьма жестким, с непредсказуемым характером. И он часто допускал несправедливость по отношению к домашним. Моя мама была очень нежной и доброй, но покорной, забитой женщиной, и у нее не было своего мнения. Я любил учиться, однако мой отец запретил мне поступать в училище после окончания восьмилетки. Он брал меня с собой зимой на охоту и рыбалку, весной я помогал готовиться к посеву, летом трудился на сенокосе, пас корову, бычка и коз. Мне очень хотелось, несмотря ни на что, поступить в училище. Однажды я поделился этим с мамой, и она пообещала мне помочь. Она дала мне с собой бутерброды и бутылку с водой. Я должен был идти пешком до автовокзала, и потом ехать на автобусе до Якутска. Через несколько дней я узнал, что успешно прошел собеседование, потому что аттестат у меня был хороший. Узнав об этом, отец на радостях поставил угощение для всех, кто находился в сельском буфете.
Ольга, дочь Михаила, 40 лет. Мой отец был суровым и часто несправедливым человеком. Он меня нередко бил. Не помню, чтобы отец меня когда-то приласкал или сказал мне доброе слово. Даже слова «доченька» ни разу не слышала. Я вышла замуж в 18 лет, лишь бы сбежать от деспота-отца, почти за первого встречного, человека, старше меня почти на 20 лет. Моя первая беременность и роды были очень тяжелыми. Врачи опасались и за мою жизнь, и за жизнь ребенка. Когда меня везли в операционную, ко мне подошел отец, протянул руку и нежно погладил меня по голове. Это был самый счастливый момент в моей жизни. Как по волшебству забылись страхи и боль. Внутренне я только говорила: мой отец любит меня! И сейчас, годы спустя, стоит мне только вспомнить эту единственную отеческую ласку, я снова радуюсь, как тогда.
Катерина, дочь Ольги, 22 года: Моя мама – замечательный человек. Она очень сильно всех нас любит и знает, как нам это показать. Само ее присутствие в моей жизни придает мне большую уверенность. Раньше я делала много глупостей, к тому же плохо училась. Но она всегда поддерживала и поддерживает меня. Помогает мне уважать себя и окружающих, учит видеть ошибки, выражать мысли и чувства. Она никогда меня не била. Говорит, что, поскольку ее постоянно бил мой дедушка, сама она еще в детстве поклялась себе не повторять эту ошибку со своими детьми.
Три поколения, три рассказа о детстве. Уйбан, резкий и несправедливый, общается с домочадцами в приказной манере и бьет их. Он, безусловно, рад успехам своего сына Михаила и косвенно выражает это, угощая всех в кофейне, но не интересуется, как, почему и когда сыну удалось сдать экзамен, предпочитая ничего не говорить о том, что произошло без его ведома.
Михаил жалуется на насилие со стороны своего отца, но применяет точно такие же «педагогические приемы» по отношению к собственной дочери Ольге. Насилие порождает насилие. Ребенок, воспитание которого имеет любой вид насилия – телесного, духовного, психологического или сексуального, нередко точно так же выстраивает модель своей дальнейшей жизни. На этой модели он основывает и воспитание собственных детей. Исключение составляют такие люди, как Ольга, которая твердо решила, что пережитое ею ни в коей мере не должно коснуться её детей.
У Катерины, дочери Ольги, есть замечательный и светлый образец для подражания, и с большой вероятностью можно утверждать, что своих будущих детей она сможет воспитать правильно.
Возникает вопрос: почему Михаил не использовал в качестве образца свою маму, которая была такой нежной, доброй, послушной и так его поддерживала? Почему Ольга решила использовать поведение отца именно как отрицательный пример?
Каждый ребенок неосознанно выбирает поведение и педагогический метод одного из родителей и следует по этому пути. Конечно, и другой родитель влияет на формирующиеся в ребенке модели поведения, но в значительно меньшей степени. Поэтому нередко в рассказах о родительской семье и детстве основное место занимают воспоминания об одном из родителей, о том, кто определил нашу собственную педагогическую позицию и повлиял на неосознанное поведение по отношению к нашим детям.