Все свое: рожь и клубника
Кто на рынке?
Если сходить на ближайший рынок или в овощную лавку, то буквально по пальцам одной руки можно пересчитать наименование овощей местного производства. Как правило, это картошка, капуста и свекла. А что насчет всего остального? Продавцы и не скрывают, что подавляющее большинство реализуемого ими товара поставляется из Китая.
Иногда бывает и так, что на коробках большим шрифтом написано «Сделано в России». Выращено заботливыми китайскими руками на российской земле.
Технологии и ядохимикаты, используемые китайскими рабочими при удобрении почвы и выращивании овощей, запрещены к ввозу и использованию на территории России и зачастую попадают в страну нелегально. В результате содержание калия и фосфора в почве превышает все допустимые нормы в разы, от некогда плодородной земли остается марсианский пейзаж. Тут уже любой задумается, покачает головой и скажет: «Непорядок!».
Селекционеры села Ой
К счастью, в нашей северной республике если говорят в отношении овощей — «свое», то, значит, это действительно «свое». В этом удалось убедиться во время поездки в соседний Хангаласский улус в составе совместной делегации представителей Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики РС (Я) и Государственного комитета РС (Я) по инновационной политике и науке. Час езды - и мы оказываемся у села Ой, где расположен один из экспериментальных участков Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства.
Здесь проекты ученых-селекционеров воплощаются в жизнь, и проходят испытания культур, которые еще недавно считались теплолюбивыми, неприспособленными для суровых условий Якутии. На нескольких участках растут зерновые культуры, картофель, капуста, морковь и многое другое. Всё как положено в научном учреждении – каждая грядка учтена, пронумерована, и рядом установлена соответствующая табличка.
Следует обратить внимание, что кроме привычных овощей сотрудники института еще с 60-х годов прошлого века выращивают землянику и смородину. Вывели сорта, способные активно плодоносить в течение нашего короткого лета. Как утверждают сотрудники лаборатории, самые большие плоды достигали размера шариков для настольного тенниса. В качестве удобрений используются народные средства – органика и луковая шелуха. Разумеется, на вкус не чета «свежемороженому».
Наше всё — ручная работа
Сотрудники привычным шагом вытаптывают сотни метров полей. Ходить пешком - это обычное явление. Большинство работ приходится делать своими руками - от выдергивания сорняков до полива почвы. Трудозатраты просто громадные. «Зачем нам дорогие фитнес-клубы? Спортивное телосложение идет бонусом к нашей работе», - смеются сотрудники. Смех смехом, но причина этому отнюдь не позитивная - слабая материально-техническая база. Оборудование не обновлялось с конца 80-х годов, так, уже 25 лет работает (часто не работает) выжавший из себя все соки гусеничный трактор «ДТ». Благодаря золотым рукам механизаторов, все еще бегают старенькие «МТЗ».
Когда трактор с водометом ломается, тогда несколько гектаров земель приходится поливать вручную при помощи классической лейки. Как говорят сотрудники, они очень ждут прихода новых технологий, ведь вечно работать по системе «труба и кран», мягко говоря, неудобно. Иногда сюда приезжают проходить практику студенты центральных аграрных вузов, которые часто сбегают – в центральной России агроному достаточно сидеть в кабинете и нажимать на кнопки, а не таскать на себе фляги с водой по полям.
Вредители — это не только насекомые
Кроме садовых вредителей, иногда появляются и другие, которые похищают ограждения, трубы, провода. Так, пару лет назад неизвестные украли несколько сот метров кабелей, питающих насосную станцию. Оставить растения без полива – это недопустимо, поэтому обратились к энергокомпании с просьбой восстановить электроснабжение станции. Энергетики насчитали работ на полтора миллиона рублей — непосильную для института сумму. Пришлось ставить дизельный генератор, топливо, на которое изо дня в день не становится дешевле.
Где наука, а где коммерция?
В мире маркетинга и торговли многое решают торговые агенты. Кто не знает — это представительно одетые люди, которые ходят по торговым точкам с образцами продукции и цветными каталогами. Их задача — при помощи скромных ценников и мастерства владения ораторским искусством убедить хозяев торговых точек закупать товар именно у них.
В Якутии можно вырастить всё, что входит в стандартный продуктовый набор. Но далеко не все можно найти на полках магазинов. Для многих небольших производств организовать сбыт продукции через локальные и тем более федеральные сети — проблема. Поэтому потребителям, в основном отоваривающимся в супермаркетах, эти товары попросту неизвестны и недоступны. Последствия понятны: потребитель не покупает местный продукт — производитель не получает прибыль, бюджет не получает налогов, бизнес в сфере производства не развивается, теряет конкурентоспособность.
Вопросами реализации продукции ЯНИИСХ занимается заведующий лабораторией. Много ли успеет один человек? Как посчитали экономисты института, чтобы выйти на прибыль, необходимо заработать больше 1,68 млн рублей. Получается, каждой лаборатории требуется заработать как минимум 168 тыс. рублей. Пока такие деньги способны заработать только лаборатории зерновых культур и картофеля.
Любовь Явловская, заместитель председателя Государственного комитета РС (Я) по инновационной политике и науке:
— Госкомитетом ведется активная работа по поддержке республиканских сельхозпроизводителей. Первым большим шагом в данном направлении было подписание трехстороннего соглашения между Госкоминноваций, ЯНИИСХ, Минсельхозом и местными производителями пищевых продуктов. Благодаря этому, в республике будет налажено производство традиционных молочнокислых продуктов и сыра, столь необходимых для здоровья населения. Кроме этого, производственное предприятие, подписавшее с ЯНИИСХ соответствующее соглашение на внедрение патента по выпуску новой продукции, становится инновационным. Правительством Республики Саха (Якутия) разработан механизм финансовой поддержки инновационных предприятий.
Считаю, что местным производителям следует более активно применять инструменты маркетинга, выработать единый дизайн и брэнд продукции, выпускаемой в Якутии, официально зарегистрировать товарный знак, сделать удобную и привлекательную упаковку. Этого может быть вполне достаточно, чтобы товар начал выделяться из общей массы. При позиционировании местного продукта на рынке нужно учесть современные тенденции потребительского поведения. Прежде всего, традиционные пищевые привычки населения, экологически чистые продукты и здоровый образ жизни людей. Сделать так, чтобы человек, приобретая продукцию местного производителя, понимал, что проявляет заботу о собственном здоровье, о здоровье своего потомства, сохраняя природу, традиции и культуру народа.
Земли в республике много, но - мало
Нехватка земли – это ощутимая проблема, когда необходимо увеличивать объемы производства. Земли здесь действительно впритык, без дела тут не стоит и куска территории. Сейчас в распоряжении института находится около 230 гектаров, а в идеале нужно еще 700.
Таких больших земель в распоряжении Хангаласского улуса в данное время нет, еще в 90-е часть земель передали в частные руки, а те, в свою очередь, используют ее плохо, сажают непонятно что и неясно - зачем. Действительно, рядом с институтскими землями расположены огромные участки, где от некогда былой роскоши - зимних теплиц - остались одни руины. Местами валяются остовы брошенной техники, как в фильмах про войну. Но право частной собственности незыблемо.
Не всё так плохо, как кажется, руку помощи готовы протянуть республиканские власти. В соответствии с параметрами действующей Госпрограммы комплексного развития села до 2016 года, шаг за шагом будет увеличиваться посевная площадь, до 10,0 тыс. гектаров — для зерновых культур, до 26,5 тыс. гектаров — для кормовых.
Героизм по-научному
Есть еще много моментов, реализация которых может помочь результативности работы лабораторий института. Один из ключевых – создание агрохимической лаборатории, сейчас такие анализы приходится заказывать за пределами Якутии.
Сложно поверить, что зарплата работников лабораторий института составляет 12-13 тыс. рублей в месяц. Работать за такие деньги — вот настоящий героизм. Полина Охлопкова, заместитель директора по научной работе ЯНИИСХ:
— Даже в 90-е на наших полях не было опустения и разрухи. У нас в науке невозможно без энтузиазма.