WhatsApp – зло?
Письмо в редакцию «ЭС»
«Здравствуйте! Сейчас во всех классах во всех школах родители и учителя создают группы в WhatsApp. С одной стороны, это очень удобно: учительница может быстро разослать всем сообщения, родители могут обсудить, например, подарок учительнице, не организовывая дополнительных собраний. Но есть в этом и негативная сторона: многие послания учительницы касаются учебы. Приходят различные задания, разъяснения родителям, что нужно сделать, как оформить то или это. Получается, ответственность за исполнение этих заданий ложится на родителей, и дети не учатся ответственности.
В этом году учительница нашего класса сказала, что больше не будет отправлять домашнее задание в WhatsApp, дети должны самостоятельно записывать его в дневник. Однако с наступлением каждого вечера в группе родителей начинается суета: скиньте задание, подскажите, как делать… Выясняется, что у большинства детей задания толком никогда не записаны, как их делать, должны знать родители, почти прошла четверть, а они так и не научились этому. Потому что мама или папа всегда посмотрят в WhatsApp. А вот в Жатайской школе в классе моих племянников WhatsApp не пользуются, дети все записывают в дневник и делают в необходимые сроки.
В те времена, когда в школе учились мы сами, вся ответственность за школьную жизнь, за задания и уроки ложилась на нас самих. Сейчас – почему-то на родителей. Я считаю, для того, чтобы добиться более качественного обучения детей, необходимо вводить ограничения. Не в использовании WhatsApp в принципе, а в размещении информации в нем. Это должны понять сами родители и учителя».
Удобно, что ни говори! В наш век высоких технологий, бесконечной гонки и ненормированных рабочих дней как может быть по-другому? Плюсы WhatsApp неоспоримы: родители всегда в курсе всех событий. Возникающие организационные, финансовые и прочие вопросы решаются моментально. Даже чтобы деньги сдать на хозяйственные нужды, никуда теперь идти не надо: можно воспользоваться услугой «мобильный банк». Пара минут – и 500 рублей на карточке у родительского комитета. Да и сами родители стали как-то ближе, дружнее. И по именам друг друга начали узнавать, а не только по лицам, изредка мелькающим на родительских собраниях.
Однако есть и обратная сторона.
В тему
По официальным данным, начиная с прошлого года, Дальневосточный округ, к которому относится и Якутия, стал самым быстрорастущим в стране по проникновению смартфонов. У многих людей нет компьютеров, но есть телефоны, которые теперь стоят недорого. На каждом (или почти каждом) смартфоне в Якутске установлен WhatsApp. Согласно опросу портала Drom.ru в Якутии 93,7% людей пользуются приложение. Это самый высокий процент среди дальневосточных городов.
WhatsApp вместо дневника
Обсудили с Аллой Полищук тревожную тенденцию. Дети ничего не помнят, домашнее задание не записывают, устную информацию, поступающую от учителей, пропускают мимо ушей. Алла рассказывает: «Отругала свою дочку за то, что она не потрудилась переписать расписание на завтра. Она сразила меня ответом: «Да ты спроси у кого-нибудь из родителей, вы же общаетесь. Или кинь мне денег на интернет, я сама спрошу – у нас своя группа в WhatsApp есть».
Анна ВИНОКУРОВА, психолог:
- Дети теперь знают, что у них есть почти круглосуточный доступ к информации, и не понимают, почему родители требуют от них записей домашней работы в дневниках. Ведь всегда можно позвонить, написать — и тебе все расскажут, а если снова не запомнишь или не запишешь, то можно еще раз зайти в чат. Можно даже классной руководительнице на перемене позвонить, если что-то случилось. Учитель всегда онлайн. И идти никуда не надо.
С одной стороны, блага, которые дарит нам прогресс, серьезно облегчают жизнь. С другой, что очень важно, напрочь убивают ответственность и самостоятельность в наших детях. У нашего поколения детство выпало на 80-90-е годы, когда и стационарные-то телефоны были в квартирах не у всех, поэтому реалии жизни были суровы: не записал задание – получишь двойку, не переписал расписание уроков – придешь не подготовленным. Сходила я пару раз темным холодным вечером к однокласснице через два квартала, чтобы узнать, что на завтра по математике, и забывчивость мою как рукой сняло. А когда поступила в университет, организованность, обязательность и пунктуальность уже вошли в привычку. Как эти качества будут вырабатывать в себе наши дети времен гаджетов, ума не приложу.
Еще один минус родительского чата – он «съедает» немало времени. Бурная переписка ведется каждый день, сообщения в ленте порой исчисляются сотнями. Каждый стремится обсудить что-то для него важное и значимое. Диалоги затягиваются и засасывают. Алла Полищук кается: «С началом учебного года я стала слышать от дочери упреки: «Мама, ты все время в телефоне!». А я ей в ответ: «Подожди, я тебе рабочую тетрадь по английскому языку покупаю».
Елена ОСИПОВА, учитель начальных классов:
- Ну, что сказать по этому поводу? Конечно, WhatsApp – это удобное приложение. Раньше нужно было, случись что, обзванивать каждого родителя, объяснять, на это уходило много времени и средств. Теперь достаточно закинуть информацию в группу класса. Правда, звонить все равно приходится: у меня есть список родителей, у которых WhatsApp нет. Поэтому по старинке звоню. И многие вопросы родительский комитет решает сам. А что касается домашних заданий, у нас всегда есть время в конце урока, когда я говорю: «Теперь открыли дневники и записываем домашнее задание». Дети пишут. И я не скажу, что основная масса не записывает – как раз большинство записывает. Да, частенько родители спрашивают, что задали. И от этого никуда не деться.
А кто решает задачки?
И ладно бы только «домашку» спрашивали. Есть классы, где родители объединяются еще и по другой проблеме: решают для своих детей… сложные домашние задания. То есть «благодаря» WhatsApp некоторые дети сейчас лишены удовольствия думать самостоятельно! Родители, конечно, исходят из лучших побуждений: мол, так и детям легче, и мы нервы не треплем, и учителя удовлетворены… Не отправлять же ребенка в школу с невыполненными уроками. Вот только эта «легкость» позже обернется куда более серьезными последствиями. И родители станут сами упрекать своих детей в несамостоятельности и откровенном нежелании учиться. Ведь школа – это только начало.
Сами школьники и студенты создают еще и группы в соцсетях.
Тем временем…
Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров запретил чиновниками пользоваться WhatsApp в служебной переписке! Использование государственными служащими таких сервисов как Google, Yahoo и WhatsApp
Он подчеркнул, что в служебных целях использование таких мессенджеров категорически недопустимо: «В своих личных целях они могут делать все что угодно, но если там передаются элементы служебной информации с грифом, тогда это недопустимо. Я думаю, что за исключением каких-то вопиющих случаев нарушения этих правил, госслужащие понимают эту ответственность».
А на рассмотрении Госдумы РФ оказалась законодательная инициатива от главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева и главы общественной организации «Защитим Россию» Михаила Марченко, смысл которой заключается во введении запрета на использование ряда иностранного ПО среди государственных служащих.