«Я способный. Просто ленивый…»
Он не ленится. Он просто не умеет…
У младших школьников ленью родители часто считают самое очевидное и оправданное возрастом неумение. Ребенок, вчерашний детсадовец, еще не научился правильно организовывать выполнение домашних заданий: он хватается за одно, за другое, а у него ничего не выходит, он устает. В результате уроки до позднего вечера не выполнены, а со временем ребенок все с большей неохотой за них берется: утомительно, непонятно, и ведь «все равно ничего не получается»!
- Ситуация: на столе валяются тетрадки, ваш ребенок валяется на диване перед телевизором или сидит за компьютером. Здесь он не устает, тут ему все понятно. Что делает обычно родитель? Правильно: начинает раздражаться, ругаться и навешивает на ребенка ярлык «лентяй». А ведь стоит просто помочь, организовать перерыв на отдых – в школе ведь есть перемены, чтобы ребенок плавно переключился на другой предмет. Когда он войдет в рабочий ритм, задания начнут получаться, эта «лень» исчезнет. А если усаживать за уроки из-под палки и к месту и не к месту ругать за лень, ничего хорошего не получится. Тут ведь еще вот в чем дело. Ребенок не понимает, что происходит, почему у него ничего не получается, а тут мама на блюдечке преподносит готовое объяснение: он, оказывается, лентяй, вот в чем дело!
Способный, но ленивый?
Быть лентяем – удобная и уютная психологическая и поведенческая ниша. Современные исследования показывают, что в детском сообществе лень вовсе не считается чем-то плохим, заслуживающим осуждения или насмешки. Особенно вредно приписывать ребенку два взаимоисключающих качества – даровитость и лень: мол, способный, но ленивый. Этим часто грешат учителя.
- Это формирует у ребенка вредную самоидентификацию. Школьник слышит авторитетное родительское или учительское высказывание, что он способный, одаренный, а эти качества высоко ценятся в детской среде. Вместе с тем он фактически получает санкцию на то, что имеет право никак не проявлять свои способности, не трудиться ради их воплощения. Ему, оказывается, мешает всего лишь лень, то есть нечто такое, что его товарищами, его «референтной группой», допускается и одобряется. Дети редко говорят о себе: я очень трудолюбивый, прилежный, исполнительный, но часто и с удовольствием говорят: я ужасно ленивый, зато способный!
Протест или равнодушие
Под маской лени может выступать протест ребенка. Он взрослеет, осваивается в школе, становится ответственнее и увереннее, а родители продолжают мелочно контролировать каждую букву в домашнем задании. Поэтому и учеба представляется ему подневольным делом, он начинает отлынивать. Бывает и наоборот: ребенок настолько привыкает к постоянному контролю взрослых за домашними заданиями, что приходит к выводу: уроки нужны родителям, а не мне, это их дело, а не мое. При взрослении сына или дочери родители снижают мелочное повседневное внимание к выполнению уроков, а ученик тут же запускает занятия.
Родительская ошибка
Ленью часто оказывается неизбежное следствие такой родительской ошибки, как подмена усилий ребенка своими собственными. Родители не столько помогают, сколько выполняют все задания сами – не вместе с ребенком, а вместо. Папа – математику, мама – русский язык, старшая сестра пишет доклады и рефераты. Это ведь легче, проще и быстрее, чем долго и терпеливо поддерживать ребенка, чтобы он все сделал сам, и нервы не тратятся, и спокойствие в семье сохранено, и ребенок доволен, и учителя хвалят – какой исполнительный и аккуратный! А ребенок привыкает, что кто-то другой выполнит вместо него все необходимые дела. И это в будущем перекладывается на другие дела, которые ребенку интересны. И у ребенка не остается других желаний, кроме приятного, вялого ничегонеделания.
Что делать?
Повысить у ребенка мотивацию к учебе и труду, но не скандалами и обвинениями в лени. Упором исключительно на дисциплину, на чувства долга и вины мотивация повышается, но незначительно и не у всех детей. Есть риск попасть в замкнутый круг. Важны первые, пусть еще маленькие, победы ребенка, поддержка, одобрение, похвала со стороны родителей. Если ребенок ощутит, как окрыляет законченное с успехом дело, если впервые скажет себе «надо же, у меня получается!», «похвалили, а не поругали!», он почувствует и то, что работа может приносить удовлетворение.
Комментарии экспертов: «А может, дело в нервной системе?»
Невролог Акулина ПОЛЯТИНСКАЯ:
- Нередко за лень родители принимают специфику протекания нервных процессов у ребенка. Существует слабый тип нервной деятельности, каким обладают медлительные дети. У них всякая деятельность, умственная и физическая, совершается в собственном темпе. Ограничение времени на выполнение заданий у подвижных детей вызывает ускорение реакций, у них происходит повышение активности мозга, стимуляция его деятельности, а у медлительных детей развивается, наоборот, торможение реакций. Если проворного ребенка подгонять, он станет работать быстрее. Медлительного же подгонять не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как его всегда торопят, ругают, обвиняют в лени, то возникает опасность невротизации. Ведь ребенок постоянно оказывается в стрессовых условиях. Нервная система такого ребенка нуждается в особенно бережном отношении и постоянной тренировке. Нельзя проявлять спешку, раздражаться, дергаться, делая что-то вместе с медлительным ребенком. Ровный, спокойный тон, уверенная поддержка: «Не волнуйся, ты успеваешь, у тебя все получается» - это гораздо более эффективное средство воздействия, чем обвинения и понукания. Чем сильнее давление взрослого, его крик и гнев, тем сильнее растет торможение у ребенка. В конце концов, он замирает, цепенеет и начинает плакать. Взрослые же задаются вопросом: как справиться с его ленью? На самом деле это не порок, не лень, а индивидуальная особенность ребенка, с которой необходимо считаться.
И не стоит забывать, что под маской лени скрываться переутомление и даже болезнь.
Лена ОСИПОВА, учитель начальных классов:
- Надо рассчитывать время и распределять все действия так, чтобы медлительный ребенок выполнил уроки спокойно, последовательно, без горячки и спешки. Детям со слабыми, инертными нервными процессами легче приспособиться к четкому порядку, определенному стереотипу выполнения всех повседневных дел. Жизненные стереотипы и ритуалы очень важны для любого младшего школьника, но во много раз важнее они для медлительного. Если каждое действие, каждая задача имеют определенный порядок, есть понятная последовательность, то ребенок успешно с ними справляется. И не только успешно, но и постепенно увеличивая темп.
А еще важна эмоциональная сторона, веселое, оживленное настроение. Оно создается лучше всего в игре, поэтому полезно вносить элемент игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка. А ярлык «лентяй!» не помогает совершенно.