Якутские знахари
Якуты верили, что таких знахарей посылали Верхние Айыы (божества), чтобы те помогали людям, поэтому они были крепко связаны с духами природы, имели чистые помыслы, видели вещие сны. Они не только лечили от разных болезней, но и были своего рода философами, ясновидящими, провидцами.
Якутским знахарям были подвластны многие болезни, по слухам, они не могли лечить только запущенный туберкулез, рак и аппендицит. Некоторые болезни такой отосут побеждал силой слова и заклинаний или биотоками, которые исходили от его рук. Поскольку он приходил на этот свет именно как лекарь, волшебную силу имели и его глаза, уши, ум и даже слюна.
Сильный знахарь был крепче шамана или удаганки, к нему не приставали никакие болезни или кармическая «грязь», наверное, поэтому последние никогда не трогали отосутов и никогда не соревновались с ними. Видимо, они с самого рождения находились под надежной защитой Верхних Божеств Айыы. Эти люди с чистыми помыслами всегда по первому зову приходили к больным и лечили их: при помощи окружающей природы – различных растений и трав, животных, воды и почвы – создавали лекарства. Иногда помогали при помощи своих рук - прибегали к поглаживанию и легкому массажу. Детские кожные болезни, которые сейчас называют диатезом, лечили при помощи собственной слюны. Глазные болезни также лечили слюной – облизыванием языком. Другие кожные болезни лечили при помощи огня – накладывали тён, то есть делали прижигание трутом. Именно такому лечению подверглась моя мама, будучи девочкой-подростком. Как она рассказывала, однажды ее тело полностью покрылось болячками, которые страшно чесались, затем стали покрываться гнойными корочками. Жили они тогда в маленькой деревушке, до районного центра нужно было переправляться через Лену, паром не работал, да и время было самое страдное – сенокос. Все говорили, глядя на лежащую в жару девочку: мол, видимо, уже не поправится. Потом откуда-то пришел отосут и приступил к лечению: несмотря на лето, был жарко натоплен камелек, девочку раздели и положили на деревянный топчан, и знахарь, а это был уже глубокий старик, что-то вполголоса приговаривая, заранее приготовленным трутом стал прижигать болячки. Скорей от детского страха, чем от боли, мама провалилась в беспамятство. Когда очнулась, страшного старика уже не было, и бабушка отпаивала ее каким-то отваром, видимо, приготовленным тем же отосутом, и ласково успокаивала внучку, что теперь она непременно выздоровеет. И, действительно, уже через несколько дней, девочка поднялась и уже помогала сгребать сено. Что удивительно: когда короста спала, на ее месте не осталось никаких следов.
Якутские знахари весьма успешно умели лечить от такой болезни, которую называли «курданар ыарыы» (по-русски она называется «опоясывающий лишай»). Лечение должно быть своевременным, поскольку, если болезнь начиналась со спины и, сделав круг, возвращалась на спину, как правило, лечить было уже поздно: человек уже не мог оправиться от болезни. Знахарь строгал рыбий хвост и насыпал на ранки, затем крепко обвязывал шкуркой или мехом красной лисы. Кстати говоря, и я однажды откуда-то подхватила такую заразу, причем терапевт долго и нудно лечила меня совсем от другого. Я послушно ходила на уколы, выпила все выписанные лекарства, но спина не проходила. Доктор, помнится, даже пошутила: мол, если бы не ваш возраст, я подумала бы, что это детская ветрянка. И вдруг ее осенило: «Да у вас опоясывающий лишай!» Придя домой, прочитала в энциклопедии, что две эти болезни имеют вирусное происхождение и много схожих симптомов. Обычно ею болеют люди со сниженным иммунитетом или перенесшие грипп на ногах. Сестра, узнав о диагнозе, разволновалась и запретила принимать выписанные лекарства: мол, при такой болезни лучше попробовать полечиться по-якутски. Она съездила к знакомой бабушке-отосутке, которая дала ей старинный рецепт мази. Нужно было найти мех семи разных животных – черной и красной лисы, зайца, онтдатры, соболя, колонка, в общем, что найдешь, сжечь их, золу соединить со свежим деревенским маслом и смазывать этой смесью болячки несколько раз в день, затем крепко обвязаться теплым платком. И еще – ничего из аптеки не принимать! Вы не поверите, но болезнь вскоре прошла, как будто ее не было!
От болезни печени, желтухи, существовало такое лечение: не предупредив самого больного, неожиданно клали на живот живую щуку. Если лечение шло впрок, рыба, тут же пожелтев на глазах, сдыхала. А выздоровевший не должен был никогда в жизни есть щуку. Хотя на практике вряд ли кто применяет такое лечение. Впрочем, есть еще более странный якутский рецепт от болезни печени: нужно где-то найти, а еще желательнее купить у кого-нибудь (!) семь живых вшей и, предварительно положив их в варенье, съесть их живьем.
Иногда у детей возле губ и носа, под глазами появляются гнойные болячки, которые долго не проходят. Как вспоминает одна женщина, в детстве у нее часто донимали такие гнойнички. Однажды их увидела женщина-знахарка и вылечила при помощи...черной собаки. Она намазывала лицо девочки молочной пенкой и за руку отводила во двор к собаке, которая облизывала своим языком ее лицо. Вскоре болячки зажили, остались только следы от них, но и те скоро прошли. Также побеждали отосуты и панариций, который почему-то называли «кёрер аырыы» (буквально «смотрящая болезнь»). Привязывали на больной палец собачьи экскременты или теплое тесто и трижды обвязывали конским волосом.
* * *
Настоящий знахарь знал в совершенстве лечебные качества разных трав и растений и умело применял их на практике. Делали отвары и порошки, смешивали с маслом или со спиртом. Знахари имели свою специализацию, кто-то был костоправом, кто лечил накладыванием рук (по-якутски – илбийии), кто-то применял кровопускание, иглоукалывание (по-якутски – тонулаасын), кто-то делал прижигание или лечил при помощи сильных заклинаний. Впрочем, последнее – магию слов – применяли все знахари. Кроме лекарственных растений, якутские знахари применяли жир, желчь, струю, кости различных животных и рыб, лечили они и при помощи пищи. Так, при сильном кашле или при простуде полагалось пить горячий чай со сливками, отвар из брусники, земляники или красной смородины, есть саламат или кашу из тара – мерзлой простокваши. Весной вилюйские якуты употребляли в пищу сыма – заквашенную в специальных ямах вместе с суоратом мелкую рыбу. В течение долгой зимы кости растворялись в молочной кислоте, так что такая еда спасала якутскую бедноту от цинги. Кстати, и настоящий якутский кумыс из кобыльего молока сам по себе являлся лекарством от многих легочных и простудных болезней. Кроме прочего, в старину якуты широко применяли в пищу дикорастущие растения: полевой лук и чеснок, щавель и хрен, из которых во время сенокоса делали окрошку или похлебку с добавлением суората, также употребляли в пищу корни сарданы, зонтичный сусак, колбу, дягиль, ложечник, в которых хорошо разбирались. Весной с сосны снимали кору и снимали обнаженное лыко, которое долго кипятили в воде, чтобы исчезли запах и вкус сосновой смолы, затем резали на мелкие кусочки и варили похлебку с добавлением муки, заправляли сливками или таром. Такая еда заменяла, видимо, витамины.
Таким образом, в те далекие времена, когда не было медиков, наши предки, наблюдая и изучая природу и ее дары, успешно лечились сами.