Яркие купола над горящим лесом
По словам начальника Якутского авиаотделения, старшего летчика-наблюдателя Святослава Колесова, на всю охраняемую ГБУ РС(Я) «Авиалесоохрана» территорию по установленным нормативам положено более 1 000 человек. Однако в данный момент с огненной стихией в лесах борются всего-то около 200 человек. Поэтому, когда возникают крупные лесные пожары, людскими ресурсами и техникой помогает ГАУ «Якутлесресурс», а также мобилизуется местное население.
Пожароопасный сезон каждый год начинается с момента схода снежного покрова и продолжается до начала устойчивой дождливой погоды. Нынче открытие ожидается приблизительно с 26 апреля.
В командный состав авиаотделения входит летчик-наблюдатель. Он выполняет обязанности штурмана в составе экипажа самолета, обнаруживает лесной пожар и производит высадку парашютистов-пожарных.
Парашютисты-пожарные высаживаются с самолетов на открытой местности или на мелкий подрос (молодняк). Десантники-пожарные высаживаются с вертолета. После тушения лесного пожара лесных огнеборцев забирает вертолет.
В настоящее время в системе «Авиалесоохраны» используются спусковое устройство СУ-Р для спуска с вертолета и два типа парашюта: «ПТЛ-72» (круглый купол) и современный «Лесник-3» (прямоугольный купол). На подготовку десантника-пожарного, который только спускается с вертолета, уходит 10 дней. А на подготовку парашютиста-пожарного — два месяца. В зависимости, с какого типа самолета прыгать, набирается стаж работы. К примеру, если 10 раз и более прыгнуть с турбовинтового самолета (АН-3, Л-410, АН-26), то один год засчитывается как два года, а с самолета Ан-2 год работы - как за полтора.
В десантники-пожарные и парашютисты-пожарные берут мужчин с 18 до 28 лет, годных к службе в Вооруженных силах по категории А1, прошедших строгую и придирчивую медицинскую комиссию. То есть кандидат должен быть абсолютно здоровым.
В группу входят шесть человек, которым сбрасывается грузовой парашют. В груз входят ранцевые лесные огнетушители (РЛО), лопаты, топоры, палатки, надувные матрасы, спальные мешки, личные вещи, еда на пять дней. В общей сложности груз может достигать до 100 кг. Лично мне один только парашют весом 20 кг показался ну ооочень тяжелым.
Перед прыжком обмундирование каждого парашютиста проверяет специально обученный инструктор. Проверяют как на земле перед посадкой на борт, так и в воздухе непосредственно перед прыжком.
Первый сигнал-зуммер в самолете означает «Готовность!», дверь самолета открывают. Второй зуммер — команда «Можно прыгать!» Тогда инструктор хлопает по плечу парашютиста, и тот выпрыгивает с самолета. Первый прыжок каждый воспринимает по-своему: у кого-то коленки дрожат, кто-то сигает с криком «Йоху!», а у кого-то страх появляется перед десятым прыжком... Сугубо индивидуальная переносимость. Однако, как говорят сами ребята, волнение присутствует всегда, перед каждым прыжком, сколько бы ты ни прыгал. К примеру, в день моего приезда ребята прыгали по пять раз (!), и каждый раз - волнение. Не зря их профессия по сложности относится к 4-му классу. Отсюда и страховка, и льготы.
Парашютисты в групповых прыжках прыгают с интервалом в 1,5-2 секунды. Расчет ветра и пристрелку делает летчик-наблюдатель, выпускает парашютистов инструктор, который прыгает крайним. Ребята говорят, что наверху время воспринимается совсем по-другому, поэтому они отсчитывают в уме три раза любую трехзначную цифру, что соразмерно трем секундам, и дергают за кольцо для раскрытия парашюта. Если парашют вручную не раскрывается, то через 3,5 секунды срабатывает автоматический прибор, который и раскрывает парашют.
Вот так изо дня в день парашютисты-пожарные оттачивают свое мастерство, после долгой зимы вспоминают отделение с самолета, технику парашютирования, приземления, чтобы прочувствовать свой парашют.