Зачем школьнику телефон?
Звонки между звонками
Заместитель директора по воспитательной работе школы №23 Руслана Заборовская:
- Проблема телефонов в школе – сплошная. Все дети смотрят в телефон – на уроке, на перемене, по дороге в школу и со школы. И пресечь это мы не можем – у нас нет законного права. А родители сами оплачивают за телефон, Интернет и репетиторство. Каждый урок начинается с того, что учителя просят отключить телефоны, хотя бы звук. На дверях классов мы сделали знаки в рамках акции «Антителефон», которая проводится в течение всего учебного года. В течение года, каждую четверть мы меняем цвета наклеек на дверях кабинетов, так как внимание школьников притупляется. По-другому мы никак бороться не можем. И все равно на уроках ученики могут сидеть, уткнувшись в телефоны, смартфоны, айпады.
По сути, современные телефоны для детей – это дорогие игрушки, которые они везде таскают с собой. Неизбежны утери, поломки, путаницы и даже преступления – могут отобрать. Во-первых, утрата дорогого телефона приносит ребенку моральные страдания, а во-вторых, родители почему-то приходят возмущаться в школу, искать виноватых, предъявляют претензии учителям.
Так вот, чтобы всего этого не было, мы рекомендуем родителям не приобретать дорогие телефоны и гаджеты для школы. Младшеклассникам лучше купить простейшую, недорогую модель для элементарных звонков и смс. Сломать трудно, потерять не жалко и от учебы отвлекать не будет.
Во время перемены, когда следует размяться, дать отдохнуть мозгу от активной деятельности на уроке, дети занимаются только своими гаджетами. Они перестали общаться друг с другом, а ведь это важный аспект социализации.
Что делать, как исправить ситуацию? Нужно убедить ребенка, что телефон – это не часть руки или тела, и показать это следует своим примером, больше общаться между собой.
Поэтому не нужно делать из телефона культ сразу, на начальном этапе, и тем более не дарить на 1 сентября, что будет восприниматься как обязательный школьный атрибут. Все-таки 1 сентября для каждого ребенка – это новая ответственная ступень в его жизни, семейный праздник, и в качестве подарка лучше дарить живое общение – семейный ужин, чаепитие или пикник.
Родительский контроль
Если с младшеклассниками еще можно о чем-то договориться, то ученики среднего звена в требовании смартфона или даже айпада будут непреклонны. И оградить ребенка от современных технологий сложно, почти невозможно. И даже если не покупать ему смартфон, планшет и другие гаджеты, все равно он будет с ними сталкиваться, например, у друзей или в школе. Кроме игр, современные дети очень активно пользуются социальными сетями и мессенджерами, и о чем они там болтают, узнать по-хорошему может не всякий любопытный родитель. Уже с младшего школьного возраста дети обычно перестают посвящать взрослых в свои секреты, а подростки и вовсе бурно реагируют на попытку родителей расспросить о возможных проблемах и переживаниях.
Вспомним прошлогодний случай, когда агрессивная переписка в ВКонтакте привела 12-летнюю девочку к смерти, а шестилетний ребенок, о котором мы писали пару номеров назад, стал жертвой извращенных действий взрослых парней и мужчин, отправлявших ей в личной переписке видео с далеко не детским содержанием. Все эти случаи наталкивают родителей мысль, что отпускать детей одних на просторы Интернета очень опасно. И это правильно.
Для виртуальной слежки за детьми как в компьютере, так и в мобильных устройствах существует множество разных программ, условно называемых «функцией родительского контроля».
Тотальная слежка
Мы рассмотрели несколько разных программ, и выяснилось, что одни могут просто контролировать время игр на мобильных устройствах типа «PlayPad», другие способны осуществлять самую натуральную слежку.
Приведем описание одной из программ, которую любой родитель при желании может установить на смартфон на платформе андроид.
«Что представляет собой приложение? Говоря простыми словами, это программа-перехватчик, позволяющая читать sms-сообщения, которыми обменивается ребенок через свой смартфон, знать, о чем и с кем он переписывается в популярных интернет-мессенжерах VK.COM и WhatsApp. Многие родители по достоинству оценят эти возможности, ведь, как известно, других способов родительского контроля просто может не быть.
Но приложение позволяет не только следить за действиями ребенка. Если вдруг он пропал — не отвечает на звонки, долго не приходит домой — с помощью этой программы можно узнать его точное местонахождение. А функции включения записи телефонных разговоров позволят узнать, о чем и с кем говорил ребенок в определенное время.
Вся перечисленная информация приходит родителям в виде сообщений — на указанный в настройках электронный адрес или в качестве СМС на мобильный телефон.
Программа позволяет в определенной степени управлять смартфоном: например, можно дистанционно поставить ограничение на использование игр или интернет-браузера во время уроков.
Не секрет, что современные дети разбираются в технике гораздо лучше своих родителей. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: а не сможет ли дите самостоятельно отключить родительский контроль на телефоне, а то и вовсе удалить приложение?
На самом деле программа организована таким образом, что доступ к ней возможен только по паролю. Мало того — найти ее в смартфоне не так-то просто. И зачастую ребенок может даже не подозревать, что его телефон оснащен такой функцией».
Слежка незаконна, но нужна!
Так считает психолог, доцент кафедры, профессор Мария Прокопьева. По закону о правах ребенка тайна переписки и корреспонденции охраняются законом, в том числе конвенцией ООН. Но, учитывая, что пребывание в Интернете без контроля сегодня опасно для самих детей, то контроль все-таки нужен.
С одной стороны, по закону ребенку лучше сообщить о том, что родитель каким-то образом контролирует ребенка. С другой стороны, ребенок-подросток будет пытаться обходить родительский контроль и в итоге может попасть в неприятную ситуацию, ведь дети часто неспособны сами оценить степень опасности того или иного действия. Вопрос со слежкой очень щекотливый, но родитель все-таки должен кое-что знать. Ведь за действия своего ребенка родитель несет ответственность, и лучше контролировать, чем не контролировать.
Если родитель все-таки ведет контроль за перемещениями, переписками ребенка и вдруг замечает то, во что следует вмешаться, лучше не делать это прямо, чтобы не травмировать психику ребенка и не вызывать подозрений. Повлиять на ситуацию необходимо, но косвенно, не переводя ситуацию на личность ребенка. К примеру, рассказать, что «дочка/сын одной знакомой/коллеги попал в такую ситуацию, и это привело к нехорошим последствиям. Если ты вдруг столкнешься с такой историй, следует поступить так-то и так-то». Но ни в коем случае не делать вид, что ничего не происходит.